Решение суда по иску прокурора о понуждении к исполнению обязанности в натуре



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

село Улёты адрес

Улётовский районный суд адрес в составе

председательствующего судьи Крюкова О.Н.,

при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора Улётовского района

ФИО5,

представителя ответчика на основании прав по должности –

главы сельского поселения Хадактинское

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улётовского района в защиту интересов Российской федерации, адрес, муниципального района «Улётовский район», неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Хадактинское» муниципального района «Улётовский район» о понуждении к исполнению обязанности в натуре,

УСТАНОВИЛ:

адрес обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на следующее:

адрес во исполнение указания прокуратуры адрес от ДД.ММ.ГГГГ об усилении надзора за исполнением законов об охране лесов от пожаров в 2011 году проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в органах местного самоуправления, их готовности к пожароопасному периоду.

В ходе проверки по территории адрес совместно с заместителем начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и городу ФИО6 Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по адрес подполковником внутренней службы ФИО3 в сельском поселении «Хадактинское» уставлены факты нарушений требований Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ Регистрационный номер 4838, а именно выявлены нарушения следующих пунктов названных правил:

п. 11. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: не реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; не содержат в соответствии с установленными нормами добровольную пожарную охрану, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; не оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; не создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; не организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; не обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

п. 21. Территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, своевременно не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.;

п. 27. Территории населенных пунктов не имеют наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;

п. 31. Сельские населенные пункты сельского поселения с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносные пожарные мотопомпы (адрес);

п. 32. На территории населенного пункта поселения разрешается устраивать свалки горючих отходов;

п. 90. У водоемов (водоисточников) в населенных пунктах поселения, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко не нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

п. 94. При наличии на территории адрес или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12х12м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

п. 95. Водонапорные башни адрес не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

п. 106. Порядок привлечения техники для тушения пожаров не определён расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления;

п. 113. В населённом пункте поселения рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость с водой или иметь огнетушитель;

п. 114. На территории сельских населенных пунктов не устанавливается средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и не имеется запасы воды для целей пожаротушения, а также не определен порядок вызова пожарной охраны;

п. 116. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах по решению органов местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, временно не приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара;

п. 117. В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) не организовывается дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте. Указанные нарушения являются существенными, поскольку ненадлежащее исполнение требований противопожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, может повлечь повреждение имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, причинить вред окружающей среде. Факт нарушения подтверждается актом, составленным по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ при участии вышеуказанных должностных лиц. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности может повлечь человеческие жертвы, повреждение имущества неопределенного круга лиц, нарушение законных прав и интересов жителей района. Прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц в рамках полномочий, представленных ст. 45 ГПК РФ.

Просит обязать администрацию сельского поселения «Хадактинское» муниципального района «Улетовский район» устранить перечисленные нарушения закона, обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в частности:

Создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности.

Территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, своевременно очищать от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.

Территории населенных пунктов оснастить наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения.

В сельские населенные пункты сельского поселения, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения приобрести переносные пожарные мотопомпы (адрес).

На территориях населенных пунктов поселения запретить устраивать свалки горючих отходов.

У водоемов (водоисточников) в населенных пунктах поселения, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника.

На территории адрес или вблизи их (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Водонапорные башни адрес приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года.

Запретить на территории населенного пункта поселения устраивать свалки горючих отходов.

В населённых пунктах поселения рекомендовать у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель;

На территории сельских населенных пунктов, установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и обеспечить запасы воды для целей пожаротушения, а также определить порядок вызова пожарной охраны;

В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах по решению органов местного самоуправления запрещать разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, временно приостанавливать. В этих случая организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара;

В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

В процессе судебного разбирательства заместитель прокурора района ФИО4 с учетом выполненных ответчиком мероприятий по устранению нарушений отказалась от части исковых требований, в соответствии с заявлением об уточнении исковых требований просит обязать администрацию сельского поселения «Хадактинское» муниципального района «Улетовский район» устранить нарушения закона, обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности:

- в сельские населенные пункты сельского поселения, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения приобрести переносные пожарные мотопомпы (адрес).

- на территории адрес или вблизи их (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- у водоемов (водоисточников) в населенных пунктах поселения, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

- на территории сельских населенных пунктов (адрес) установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

В судебном заседании истец - помощник прокурора адрес ФИО5 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика на основании на основании прав по должности – глава сельского поселения Хадактинское ФИО1 исковые требования не признал, суду пояснил, что постановлением администрации сельского поселения «Хадактинское» от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Хадактинское» утверждены Положение Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах сельского поселения «Хадактинское» и Положение об особом пожарном режиме на территории сельского поселения «Хадактинское», постановлением администрации сельского поселения «Хадактинское» от ДД.ММ.ГГГГ создана комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности по сельскому поселению «Хадактинское», а постановлением администрации сельского поселения «Хадактинское» от ДД.ММ.ГГГГ созданы добровольные пожарные дружины в селах поселения. За счет средств местного бюджета для членов пожарных дружин приобретены лопаты и метла. На сходах граждан сел Хадакта и Черемхово рассматриваются вопросы по санитарной очистке территорий и противопожарной безопасности сел. В селе Хадакта сход граждан состоялся ДД.ММ.ГГГГ, в селе Черемхово - ДД.ММ.ГГГГ. Решения сходов граждан обнародуются на стендах администрации и библиотек поселения. В общественных местах вывешиваются объявления о наступлении пожароопасного периода, по санитарной очистке территорий и месте единой санкционированной свалки. Также отмечается, что сжигание мусора и разведение костров строго запрещено, а на каждом подворье должен быть запас воды не менее 200 литров или огнетушитель. В некоторых местах вывешиваются аншлаги «Свалка запрещена». В период месячника по санитарной очистке привлекаются безработные граждане, транспорт для перевозки мусора организует администрация сельского поселения «Хадактинское» за счет средств местного бюджета. Территории, прилегающие к организациям и учреждениям, убираются за счет их средств. На территории сел поселения свалок горючих отходов нет. В темное время суток на территории сел поселения наружное освещение имеется только возле зданий учреждений, организаций, частных магазинов, котельных. Освещение по всем улицам отсутствует, бюджет сельского поселения «Хадактинское» не позволяет провести освещение по всей территории сел поселения. Водонапорные башни в адрес и адрес находятся всегда в исправном состоянии, приспособлены для забора воды пожарными машинами, имеются ответственные лица - рабочие водокачек, которые постоянно следят за тем, чтобы был необходимый запас воды. Работоспособность водонапорных башен проверяется регулярно весной и осенью. Для тушения пожаров администрация сельского поселения «Хадактинское» привлекает бульдозер. Уточнённые исковые требования представитель ответчика признал, суду пояснил, что до ДД.ММ.ГГГГ исполнит требования Закона о противопожарной безопасности.

Выслушав истца, представителя ответчика, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Под пожарной безопасностью в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона, согласно которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

    реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

    разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

    разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

    4)    разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

    5)    установление особого противопожарного режима на территориимуниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

    6)    обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

    7)    обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

    8)    организацию обучения населения мерам пожарной безопасности ипропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Таким образом, нарушения требований Правил пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации создают угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение и исполнение обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований: прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

    Суду предоставлен акт заместителя начальника отдела территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и г. ФИО6 ФИО3 о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов сельского поселения «Хадактинское», согласно которого выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, отображенные в исковом заявлении (л.д. 12-14).

    Кроме того, суду предоставлен совместный акт проверки заместителя прокурора адрес ФИО4 и начальника отдела территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и г. ФИО6 ФИО3 сельского поселения «Хадактинское» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого также выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, отображенные в исковом заявлении (л.д. 10-11).

Суд, выслушав стороны, изучив представленные документы, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны, доказаны материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме, признание иска ответчиком суд принимает, поскольку в данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

                                                РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора адрес в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Хадактинское» муниципального района «Улетовский район» о понуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Хадактинское» муниципального района «Улетовский район» обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности: 1) В сельские населенные пункты сельского поселения, с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения приобрести переносные пожарные мотопомпы (адрес; 2) На территории адрес или вблизи их (в радиусе 200 м) у естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить к ним подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; 3) У водоемов (водоисточников) поселения, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; 4) На территории сельских населенных пунктов (адрес) установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адресвого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Улетовский районный суд.

Судья                                                                                  О.Н. Крюкова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                      О.Н. Крюкова