Решение суда по иску прокурора о понуждению к исполнению обязанности в натуре



Дело

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДД.ММ.ГГГГ

село Улёты адрес

Улётовский районный суд адрес в составе

председательствующего судьи Крюкова О.Н.,

при секретаре ФИО5,

с участием помощника прокурора Улётовского района

ФИО8,

представителя ответчика на основании прав по должности – главы сельского поселения Доронинское ФИО1,

представителей ответчика на основании доверенностей ФИО2 и ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Улётовского района в защиту интересов Российской федерации, адрес, муниципального района «Улётовский район», неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Доронинское» муниципального района «Улётовский район» о понуждении к исполнению обязанности в натуре,

УСТАНОВИЛ:

адрес обратился в суд с указанным выше исковым заявлением, ссылаясь на следующее:

адрес во исполнение указания прокуратуры адрес от ДД.ММ.ГГГГ об усилении надзора за исполнением законов об охране лесов от пожаров в 2011 году проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности в органах местного самоуправления, их готовности к пожароопасному периоду. В ходе проверки по территории адрес совместно с заместителем начальника территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и городу ФИО9 УНД Главного управления МЧС России по адрес подполковником внутренней службы ФИО6 в сельском поселении «Доронинское» уставлены факты нарушений требований Правил пожарной безопасности 01-03, утвержденных приказом МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрированных в Минюсте РФ ДД.ММ.ГГГГ Регистрационный номер 4838, а именно выявлены нарушения следующих пунктов названных правил:

п. 11. В соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" органы местного самоуправления в пределах своей компетенции: не реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организациях и на соответствующих территориях; не содержат в соответствии с установленными нормами добровольную пожарную охрану, финансируемых за счет средств соответствующих бюджетов; не оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении возложенных на нее задач; не создают условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; не организуют проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; не обеспечивают необходимые условия для успешной деятельности добровольных пожарных и объединений пожарной охраны;

п. 21. Территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, своевременно не очищаются от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т. п.;

п. 27. Территории населенных пунктов не имеют наружное освещение в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружения;

п. 31. Сельский населенный пункт адрес с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 не имеет прицепную пожарную мотопомпу;

п. 32. На территории населенного пункта поселения разрешается устраивать свалки горючих отходов;

п. 90. У водоемов (водоисточников) адрес, а также по направлению движения к ним не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко не нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

п. 94. При наличии на территории адрес или вблизи его (в радиусе 200 м.) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) к ним не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

п. 95. Водонапорные башни адрес не приспособлены для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

п. 106. Порядок привлечения техники для тушения пожаров не определён расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров, утвержденным органом местного самоуправления;

п. 113. В населённом пункте поселения не рекомендуется у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель;

п. 114. На территории адрес не устанавливается средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и не имеется запасы воды для целей пожаротушения, а также не определен порядок вызова пожарной охраны;

п. 116. В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах по решению органов местного самоуправления разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, временно не приостанавливаться. В этих случаях необходимо организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара;

п. 117. В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощь членам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) не организовывается дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

Указанные нарушения являются существенными, поскольку ненадлежащее исполнение требований противопожарной безопасности ставит под угрозу жизнь и здоровье людей, может повлечь повреждение имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, причинить вред окружающей среде. Факт нарушения подтверждается актом, составленным по результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ при участии вышеуказанных должностных лиц. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению первичных мер пожарной безопасности может повлечь человеческие жертвы, повреждение имущества неопределенного круга лиц, нарушение законных прав и интересов жителей района. Прокурор обращается в суд в интересах неопределенного круга лиц в рамках полномочий, представленных ст. 45 ГПК РФ.

Просит обязать администрацию сельского поселения «Доронинское» муниципального района «Улетовский район» устранить перечисленные нарушения закона, обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, в частности:

- Создать условия для привлечения населения к работам по предупреждению и тушению пожаров; организовать проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;

- Территории населенных пунктов, в пределах противопожарных расстояний между зданиями, сооружениями и открытыми складами, а также участки, прилегающие к жилым домам и иным постройкам, своевременно очищать от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев, сухой травы и т.п.;

- Территории населенных пунктов оснастить наружным освещением в темное время суток для быстрого нахождения мест размещения пожарного инвентаря, а также подъездов к пирсам пожарных водоемов, к входам в здания и сооружениям;

- Приобрести в адрес прицепную пожарную мотопомпу;

- Запретить на территории населенного пункта поселения устраивать свалки горючих отходов;

- У водоемов (водоисточников) адрес, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

- На территории адрес или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года;

- Водонапорные башни адрес приспособить для отбора воды пожарной техникой в любое время года;

- Порядок привлечения техники для тушения пожаров определить расписанием выезда и планом привлечения сил и средств для тушения пожаров;

- В населённом пункте поселения рекомендовать у каждого жилого строения устанавливать емкость (бочку) с водой или иметь огнетушитель,

- На территории адрес установить средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и обеспечить запасы воды для целей пожаротушения, а также определить порядок вызова пожарной охраны,

- В летний период в условиях устойчивой сухой, жаркой и ветреной погоды или при получении штормового предупреждения в сельских населенных пунктах по решению органов местного самоуправления запрещать разведение костров, проведение пожароопасных работ на определенных участках, топка печей, кухонных очагов и котельных установок, работающих на твердом топливе, временно приостанавливать. В этих случая организовать силами местного населения и членов добровольных пожарных формирований патрулирование населенных пунктов с первичными средствами пожаротушения (ведро с водой, огнетушитель, лопата), а также подготовку для возможного использования имеющейся водовозной и землеройной техники, провести соответствующую разъяснительную работу о мерах пожарной безопасности и действиях в случае пожара,

- В весенне-летний пожароопасный период при пожарном депо в помощьчленам добровольной пожарной дружины (пожарно-сторожевой охраны) организовывать дежурство граждан и работников предприятий, расположенных в населенном пункте.

В процессе судебного разбирательства заместитель прокурора района ФИО7 с учетом выполненных ответчиком мероприятий по устранению нарушений отказалась от части исковых требований, в соответствии с заявлением об уточнении исковых требований просит обязать администрацию сельского поселения «Доронинское» муниципального района «Улетовский район» устранить нарушения закона, обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности:

- Приобрести в адрес прицепную пожарную мотопомпу;

- У водоемов (водоисточников) адрес, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

- На территории адрес или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

В судебном заседании истец - помощник прокурора адрес ФИО8 уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, суду дал пояснения, аналогичные содержанию искового заявления, добавив, что с учетом представленного ответчиком доказательства меньшего количества дворов, чем указано в исковом заявлении полагает необходимым удовлетворить первое из уточненных исковых требований в части и обязать ответчика приобрести не прицепную мотопомпу, как указано в исковом заявлении, а переносную пожарную помпу.

Представитель ответчика на основании на основании прав по должности – глава сельского поселения Доронинское ФИО4 исковые требования не признал, суду пояснил, что при администрации сельского поселения «Доронинское», согласно постановления от ДД.ММ.ГГГГ, создана пожарная дружина, постановление, население для обучения собрать нет возможности, поэтому среди населения, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ ежегодно ведется разъяснительная работа и обучение мерам пожарной безопасности. При подворном обходе выдаются предложения по обеспечению пожарной безопасности. Два раза в год (весной и осенью) объявляются месячники по санитарной и противопожарной очистке территории поселения среди населения и организаций. Освещение в темное время суток отсутствует по причине отсутствия денежных средств в бюджете поселения. Количество усадеб в поселении на ДД.ММ.ГГГГ составляет 295, поэтому по правилам противопожарной безопасности их поселению необходимо иметь не прицепную мотопомпу, как указано в исковом заявлении, а переносную пожарную помпу, на приобретение которой у них нет средств, однако на случай пожара ими заключен договор аренды переносной пожарной помпы с частным лицом, который обязуется представить помпу по первому требованию. Вывоз мусора производится в определённые места. На случай отключения электроэнергии предусмотрен забор воды из реки Дороник (на мосту) и реки Ингода, а так же из озера в селе Замайоры. Пирсы установленными размерами 12х12 метров не имеются, в них нет необходимости, так как имеющиеся пожарные машины в случае необходимости могут забрать воду с моста или с берега реки или озера. Пожарные машины специально для этого приспособлены. Водонапорные башни снабжены отводами для заливки воды в автотранспорт (пожарные машины, бочки и т.д.), подъезды к ним свободны. План привлечения сил и средств для тушения пожаров и расписание выезда определён и утверждён главой сельского поселения. В сельском поселении «Доронинское» с 1998 года ежегодно рекомендуется жителям устанавливать ёмкость с водой или иметь огнетушитель (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). Звуковое оповещение «Ревун» установлено, порядок вызова пожарной охраны определён и утверждён главой сельского поселения Постановлением главы поселения определен перечень первичных средств пожаротушения для жилых домов. Запрещено разведение костров, топка печей в условиях сухой, пожароустойчивой погоды (постановление от ДД.ММ.ГГГГ). На домах размещены таблички с изображением инвентаря, с которым хозяин должен явиться на пожар. Для изготовления и установления указателей по направлению движения к водоемам в бюджете сельского поселения нет средств, однако в установленный прокурором срок до ДД.ММ.ГГГГ указатели будут установлены, Это требование истца признал. Для организации помощи пожарному депо по привлечению населения для дежурства граждан в бюджете сельского поселения нет средств.

Выслушав истца, представителей ответчика, специалиста, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

Под пожарной безопасностью в соответствии со ст. 1 Федерального закона РФ № 69-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О пожарной безопасности» понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от ДД.ММ.ГГГГ утверждены и введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации.

Правила пожарной безопасности (ППБ 01-03) в РФ устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

В соответствии с п. 31 Приказа МЧС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопомпу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

Согласно п.п. 8, 9 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселений относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, а также участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

В соответствии со ст. 19 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

- установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

- оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со статьей 63 настоящего Федерального закона, согласно которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

    реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

    разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

    разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

    4)    разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

    5)    установление особого противопожарного режима на территориимуниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

    6)    обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

    7)    обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

    8)    организацию обучения населения мерам пожарной безопасности ипропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

Таким образом, нарушения требований Правил пожарной безопасности, законодательства Российской Федерации создают угрозу жизни и здоровью граждан.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; присуждение и исполнение обязанностей в натуре.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод, и законных интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований: прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.

    Суду предоставлен акт заместителя начальника отдела территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и г. ФИО9 ФИО6 о состоянии пожарной безопасности адрес сельского поселения «Доронинское», согласно которого выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, отображенные в исковом заявлении (л.д. 13-15).

    Кроме того, суду предоставлен совместный акт проверки заместителя прокурора адрес ФИО7 и начальника отдела территориального подразделения надзорной деятельности по Хилокскому, адресм и г. ФИО9 ФИО6 сельского поселения «Доронинское» от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого также выявлены нарушения требований Правил пожарной безопасности, отображенные в исковом заявлении (л.д. 10-11).

Суд, выслушав стороны, изучив представленные документы, приходит к выводу, что исковые требования обоснованны, законны, доказаны материалами дела и подлежат удовлетворению в полном объеме, частичное признание иска ответчиком суд принимает, поскольку в данном случае признание иска не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора адрес в защиту интересов Российской федерации, неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения «Доронинское» муниципального района «Улетовский район» о понуждении к исполнению обязанности в натуре удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Доронинское» муниципального района «Улетовский район» обеспечить первичные меры пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения в срок до ДД.ММ.ГГГГ, в частности: 1) приобрести в адрес переносную пожарную мотопомпу; 2) у водоемов (водоисточников) в селе Доронинское, а также по направлению движения к ним установить соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). На них четко нанести цифры, указывающие расстояние до водоисточника; 3) на территории села Доронинское или вблизи его (в радиусе 200 м) у естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны и т. п.) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам адресвого суда в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы в Улетовский районный суд.

Судья                                                                                  О.Н. Крюкова

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                                                                      О.Н. Крюкова