Ршение по делу о предоставлении жилого помещения



Дело № 2-162/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Улёты Забайкальского края                                                               08 июня 2011 года

Улетовский районный суд Забайкальского края в составе председательствующего судьи В.Э. Моисеевой,

с участием помощника прокурора Улетовского района Бурмистрова С.А, представителя ответчика администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края Лещенко А.А.,

при секретаре Рзаевой О.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Улетовского района в интересах Кустовой (Богодуховой) Светланы Сергеевны к Администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Улетовского района обратился в суд в интересах Кустовой (Богодуховой) С.С. к Администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения, мотивируя следующим: Кустова (Богодухова) С.С. является лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании постановления главы администрации Улетовского района № 245 от 30. 06. 2009г. Кустова (Богодухова) С.С. была помещена в детское государственное учреждение – ГОУ для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Улетовский детский дом – школа. Отец Кустовой С.С. – ФИО6 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО7 была осуждена Улетовским районным судом ДД.ММ.ГГГГ к двум годам лишения свободы. В настоящее время находится в розыске. Согласно сведениям администрации сельского поселения «Аблатуйское» муниципального района «Улетовский район» Кустова (Богодухова) С.С. с ДД.ММ.ГГГГ состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем нарушено ее право на жилище. Просит обязать Администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, правительство Забайкальского края предоставить Кустовой (Богодуховой) С.С. предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья, находящегося на территории муниципального района «Улетовский район», отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

В судебном заседании помощник прокурора Улетовского района Бурмистров С.А. исковые требования уточнил, суду пояснил, что Кустова (Богодухова) С.С. являясь лицом из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет право на предоставление жилого помещения на основании договора социального найма. Начиная с февраля 2006 года Кустова (Богодухова) С.С. состоит на учете детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилыми помещениями, однако жилое помещение ей до настоящего времени не предоставлено, в связи с чем нарушено ее право на жилище. Просит обязать Администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края, правительство Забайкальского края предоставить Кустовой (Богодуховой) С.С. предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья, находящегося на территории муниципального района «Улетовский район» с. Улеты, отвечающее установленным санитарным нормам и техническим требованиям.

Истец Кустова (Богодухова) С.С. извещенная надлежащим образом, в суд не прибыла, телефонограммой просит рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании требования прокурора Улетовского района поддержала, суду пояснила, что ранее закрепленного ней жилого помещения по адресу адрес в настоящее время не существует, там пустырь. После окончания ПУ-25 она осталась проживать в адрес, поэтому хочет, чтобы жилое помещение ей было предоставлено в адрес. Кроме того, здесь у нее семья, она вышла замуж.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края на основании доверенности Лещенко А.А. исковые требования признал, суду пояснил, что Кустова (Богодухова) С.С. состоит в едином (сводном) списке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного жилья в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма. Кроме единого списка, существует еще список из 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, закончивших пребывание в интернатных образовательных учреждениях, обучение в учреждениях профессионального образования, прибывших с военной службы по призыву и в настоящее время остро нуждающиеся в жилых помещениях достигшие возраста 18 лет. В связи с тем, что Кустова (Богодухова) С.С. в настоящее время обучается в ГОУ ПУ-25 и находится на полном государственном обеспечении, в список из 14 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, она не попала. Исходя из количества детей в данном списке администрацией муниципального района «Улетовский район» была сделана заявка на 2011 год в Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на финансирование субвенции по исполнению отдельного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью на сумму 5 300 000 рублей. Однако Министерство финансов Забайкальского края перечислило в бюджет муниципального района «Улетовский район» лишь 499 200 рублей. В настоящее время указанная денежная сумма находится на счету Комитета экономики и управления муниципальной собственностью администрации муниципального района «Улетовский район». Кроме того, в данный момент, обеспечить всех детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей состоящих на учете в качестве остро нуждающихся в обеспечении жильем не представляется возможным, так как свободного жилья нет. Выделенных средств Министерством финансов Забайкальского края явно недостаточно, учитывая количество состоящих на учете в качестве нуждающихся в обеспечении жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и хватает только на приобретение одной квартиры, которую еще нужно найти. К тому же Кустова С.С. нуждается в жилом помещении только с этого года и была в дополнительный список, состоящий из шести человек, у которых право на получение жилья возникает только в 2011 году.

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края на основании доверенности Бондаренко И.А. извещенная надлежащим образом, в суд не прибыла, письменно просит рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска в отношении МФ Забайкальского края отказать.

Представитель Правительства Забайкальского края на основании доверенности Лхасаранов Б.Ц. извещенный надлежащим образом, в суд не прибыл, письменно просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав при этом, исковые требования не признает, просит в удовлетворении иска в отношении Правительства Забайкальского края отказать..

Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, считает, что требования прокурора заявлены основано на законных требованиях, обоснованы, доказаны и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Приходя к подобному выводу, суд исходит из следующего:

Прокурор в соответствии со ст. 45 ГПК РФ вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов граждан. Заявление может быть подано в случае, если гражданин по уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства, социальной защиты, включая социальное обеспечение, обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья, включая медицинскую помощь, обеспечения права на благоприятную окружающую среду, образования. В данном случае, прокурор обратился в интересах Кустовой С.С., поскольку самостоятельно защитить свои права в судебном порядке она не может по уважительным причинам, так как не имеет юридического образования, находится в тяжелом материальном положении, потому что является безработной. Кроме того, Кустова С.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прокурор выступает в защиту ее законного права на жилище в муниципальном жилом фонде.

Судом установлено, что отец Кустовой (Богодуховой) С.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, мать ФИО7, согласно адресной справки ОАСР УФМС Росси по адрес, была прописана в адрес, выписана как умершая.

Постановлением главы администрации Улетовского района № 245 от 30. 06. 1999г. несовершеннолетние Кустова С.С. и ФИО11 были определены в Улетовское малое интернатное учреждение, как оставшиеся без попечения родителей с 09. 06. 1999г., с закреплением жилого помещения по адресу адрес, жилой площадью 50кв.м..

Из справки администрации сельского поселения «Аблатуйское» муниципального района «Улетовский район» от 01. 12. 2010г. следует, что на месте где располагалось жилое помещение, закрепленное за Кустовой С.С. и ФИО12, в настоящее время пустырь. ФИО6С. и ФИО11 состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 7 Закона Забайкальского края о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

Законом Забайкальского края № 304-ЗЗК от 18. 12. 2009г. «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью» установлено, что органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края наделены государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Согласно Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23. 12. 2009г. № 474-а предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные из федерального бюджета, производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края исходя из размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся: под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на основании заявок органов местного самоуправления ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за текущим кварталом, представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов.

Субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края и Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов.

Представителем ответчика Администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края представлены суду доказательства недостаточного финансирования на приобретение жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а именно: Решением Совета муниципального района «Улетовский район» № 359 от 19. 02. 2008 года утвержден норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию в размере 11 470 рублей.

Решением Совета муниципального района «Улетовский район» № 242 от 17. 02. 2011 года, внесены изменения Решение Совета муниципального района «Улетовский район» № 359 от 19. 02. 2008 года и утвержден норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию в размере 14 350 рублей.

На учете в администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края состоят и остро нуждаются в предоставлении жилого помещения 14 детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения, в их число входит Кустова С.С., по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

Исходя из количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, администрацией муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края была сделана заявка на финансирование субвенции по исполнению отдельного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью на 1 квартал 2011 года на сумму 5 300 000 рублей, без учета изменения стоимости квадратного метра до 14350 руб., с учетом изменения стоимости необходимая сумма финансирования составляет 6 630 000 руб..

Согласно платежного поручения № 869 от 16. 02. 2011г. Министерством финансов Забайкальского края было перечислено в бюджет муниципального района «Улетовский район» субвенций на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения в размере 499 200 рублей.

Вышеперечисленное позволяет суду прийти к выводу, что финансирование, произведенное Министерством финансов Забайкальского края в сумме 499 200 руб., является недостаточным для обеспечения жильем детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Проанализировав вышеприведенные нормы права, суд приходит к выводу о том, что обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма.

В рассматриваемом случае таким органом является администрация муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края. Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам отнесено к обязанности субъекта РФ – Забайкальского края, а Министерство финансов Забайкальского края является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ суд

решил:

Исковое заявление прокурора Улетовского района в интересах Кустовой (Богодуховой) Светланы Сергеевны к Администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края предоставить Кустовой (Богодуховой) Светлане Сергеевне вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья на территории сельского поселения «Улетовское» адрес, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края на предоставление Кустовой (Богодуховой) Светлане Сергеевне жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Улетовский районный суд.

Судья                                                 В.Э. Моисеева

данные изъяты

данные изъяты