Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
адрес ДД.ММ.ГГГГ
Улетовский районный суд адрес в составе:
председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.,
при участии представителя заявителя на основании доверенности ФИО3,
представителя органа местного самоуправления ФИО4,
при секретаре Моисейчевой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО3 в интересах ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления – администрации городского округа ЗАТО адрес,
установил:
Представитель заявителя на основании доверенности ФИО3 обратился в суд с заявлением об оспаривании решения комиссии по отселению граждан администрации городского округа ЗАТО адрес, которым комиссией отказано ФИО1 в постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, чем созданы препятствия к осуществлению прав ФИО1 Просит признать незаконным решение комиссии по отселению администрации городского округа ЗАТО адрес, связанное с отказом в постановке ФИО1 на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, обязать комиссию по отселению администрации городского округа ЗАТО адрес поставить ФИО1 на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, взыскать судебные расходы.
В судебное заседание заявитель ФИО1, извещенный надлежащим образом, не прибыл, письменно просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель заявителя по доверенности ФИО3 в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объёме, суду пояснил, что ФИО1, проживая в ЗАТО адрес и являясь собственником квартиры по адрес край ЗАТО адрес, утратив служебную связь с организациями, расположенными на территории закрытого административно-территориального образования адрес, подал заявление в администрацию ЗАТО адрес о постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес. ДД.ММ.ГГГГ комиссией по отселению граждан администрации городского округа ЗАТО адрес ему было отказано в постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, чем созданы препятствия к осуществлению прав ФИО1 на отселение из ЗАТО.
Представитель органа местного самоуправления заинтересованного лица на основании доверенности ФИО4 заявленные требования не признал, суду пояснил, что считает решение комиссии по отселению граждан об отказе в постановке ФИО1 на учет законным и обоснованным, поскольку оно принято на основании Закона о ЗАТО и Положения «О порядке переселения граждан и членов их семей ЗАТО адрес». ФИО1 было отказано в постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, на основании Положения, т.к. ФИО1 не выполнено условие Положения, а именно не утрачена связь с организацией, расположенной в ЗАТО адрес, его членом семьи ФИО5, которая работает в войсковой части 74215.
Суд, выслушав стороны, изучив представленные доказательства, оценивая их в совокупности, учитывая конкретные обстоятельства дела, считает, что заявление подлежит удовлетворению. Приходя к подобному выводу, суд исходит из следующего: В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы, или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод, либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. Согласно ст. 245 ГПК РФ суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям об оспаривании решений и действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие). Оспариваемые действия органа местного самоуправления могут быть признаны незаконными в соответствии с Постановлением Пленума Верховного суда РФ № от 10. 02. 2009г., если должностное лицо не имело полномочий на принятие решения или совершение действия, не был соблюден порядок совершения действий, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.), содержание оспариваемого решения, совершенного действия не соответствует требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения. Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия). Суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Необходимым условием проверки решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, является то обстоятельство, что оспариваемое решение, действие (бездействие) очевидно затрагивает права и свободы заявителя.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Закона РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О закрытом территориальном образовании» (ред. От 07.022.2011 г.) проживание или работа граждан в условиях особого режима закрытого административно-территориального образования подлежат общей социальной компенсации. Меры общей социальной компенсации устанавливаются федеральными законами, а также решениями Правительства Российской Федерации. Из п. 2 ст.7 указанного закона следует, что если согласно условиям особого режима закрытого административно-территориального образования в нем ограничено дальнейшее проживание граждан, утративших производственную, служебную связь с предприятиями и (или) объектами, то вопросы их переселения и обеспечения жильем решаются по согласованию с ними соответствующими предприятием, объектом, министерством или ведомством, в том числе за счет средств, выделяемых Правительством Российской Федерации на эти цели, с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения.
Согласно Постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам», решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем принимаются в соответствии с законодательством Российской Федерации и оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. При этом указанная комиссия руководствуется положением, утверждаемым руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится организация (объект), в связи с деятельностью которого создано это административно-территориальное образование.
«Положением о порядке переселения граждан и членов их семей ЗАТО адрес», установлен порядок приема и учета заявлений и других документов на переселение от граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом) расположенной в ЗАТО адрес, и не имеющих жилья за пределами ЗАТО, которые желают выехать на другое место жительства. Согласно установленному порядку, прием заявлений и других документов на переселение производится от граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО адрес, и не имеющих жилья за пределами ЗАТО, которые желают выехать на другое место жительства. Вместе с заявлением на переселение граждане предоставляют: справку о размере занимаемой жилплощади и составе семьи; выписку из трудовой книжки (для гражданских лиц); копию ордера; копию лицевого счета из домоуправления; копию приказа об увольнении из ВС РФ (если ответственные квартиросъемщик - уволенный военнослужащий); справка об отсутствии домовладения за пределами ЗАТО; справка о неполучении жилищного сертификата по форме (для уволенных военнослужащих); согласование организации (объекта), из которой увольняется гражданин, о его переселении( в заявлении гражданина либо отдельным документом); документ о праве на льготу из службы занятости населения (для безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите).
Судом установлено, что заявитель обратился в суд после того, как, обратившись в комиссию по отселению граждан с заявлением о постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес, получил отказ в постановке на учет. При этом ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ уволен по собственному желанию с должности механика в/ч 60031. Согласно трудовой книжки с ДД.ММ.ГГГГ принят на должность водителя ООО ЧОП «Альбатрос», которое согласно имеющейся справки осуществляет свою деятельность в адрес края.
Согласно копии трудовой книжки ФИО5 принята делопроизводителем секретного отделения в\части 02941.
Свидетельством о государственной регистрации права адрес от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что ФИО1 на праве общей долевой собственности принадлежит квартира по адресу ЗАТО адрес.
Согласно уведомлению Администрации ЗАТО адрес от ДД.ММ.ГГГГ, протоколу заседания комиссии по отселению администрации ГО ЗАТО адрес, ФИО1 отказано в постановке на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства, так как им не выполнено условие Положения о порядке переселения граждан и членов их семей, с организацией (объектом), расположенной в ЗАТО адрес, а именно не утрачена связь с организацией расположенной в ЗАТО адрес его членом семьи ФИО5
Согласно показаний свидетеля ФИО6, ФИО5 обратился в комиссию по отселению с заявлением о постановке на учет желающих выехать из ЗАТО, его заявление было зарегистрировано в Журнале регистрации заявлений граждан, изъявивших желание встать в очередь на отселение из ЗАТО адрес, который ведется в Жилищной группе Администрации городского округа ЗАТО адрес. Ему было отказано в постановке на учет, в связи с тем, что его жена не утратила связь с ЗАТО и работает в войсковой части. Лица, желающие выехать из ЗАТО, получают компенсацию на отселение из-за недостаточного финансирования в течении длительного времени, в настоящее время компенсацию на отселение получают граждане, вставшие на учет в 2007-2008 гг.
Закон Российской Федерации "О закрытом административно-территориальном образовании" устанавливает правовой статус закрытого административно-территориального образования, регулирует особенности местного самоуправления, определяет меры по социальной защите граждан, проживающих и (или) работающих в нем, и их права. Пункт 5 Постановления Правительства Российской Федерации N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из закрытых административно-территориальных образований на новое место жительства, или выплате компенсации этим гражданам" определяет, что решения о постановке на учет граждан, желающих выехать на новое место жительства из закрытого административно-территориального образования, и обеспечении их жильем оформляются соответствующим актом комиссии, состав которой утверждается руководителем органа местного самоуправления закрытого административно-территориального образования. Согласно указанного Постановления органам местного самоуправления закрытых административно-территориальных образований было рекомендовано принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию Постановления, предусмотрев в бюджетах закрытых административно-территориальных образований средства на переселение граждан на новое место жительства.
На основании данной рекомендации в 2001 году Администрацией ЗАТО адрес было разработано « Положение о порядке переселения граждан и членов их семей ЗАТО адрес» и утверждено главой администрации ЗАТО адрес соответствии с полномочиями. На основании данного Положения вопросы переселения граждан и членов их семей рассматриваются на заседаниях комиссии по отселению и оформляются протоколом.
Доводы комиссии по отселению администрации ЗАТО адрес о том, что ФИО1 не имел право на постановку на учет желающих выехать из ЗАТО, так как не утрачена связь с организацией, находящейся в ЗАТО адрес, членом его семьи ФИО5, суд находит несостоятельными.
Согласно приказа командира в\части 60031 ФИО1 уволен по собственному желанию с ДД.ММ.ГГГГ с должности механика в/ч 60031. В настоящее время в организациях ЗАТО адрес не работает. В настоящее время на территории ЗАТО в войсковой части работает только его жена ФИО5 Однако, указанное обстоятельство не может рассматриваться как основание для отказа ФИО1 в постановке на учет для переселения, поскольку постановка его на учет как лица, желающего выехать из ЗАТО, должна быть произведена в связи с увольнением, т.е. в связи с утратой им служебной связи с организациями ЗАТО адрес. Трудоустройство ФИО5 не может влиять на право ФИО1 на отселение из ЗАТО адрес.
Судом изучено «Положение о порядке переселения граждан и членов их семей» и установлено, что буквальное толкование слов и выражений в представленном суду документе, как того требует ст.431 ГК РФ, позволяет суду определить условия постановки на учет граждан, желающих выехать из ЗАТО, как не содержащие запрета на работу членов семьи лица, состоящего на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, на каких-либо предприятиях в период нахождения на учете. Так, из п.2 Положения о порядке переселения граждан и членов их семей следует, что прием заявлений и других документов на переселение производится от граждан, утративших служебную связь с организацией (объектом), расположенной в ЗАТ О адрес, и не имеющих жилья за пределами ЗАТО, которые желают выехать на другое место жительства. С заявлением граждане предоставляют документы - справку о размере занимаемой жилплощади и составе семьи; выписку из трудовой книжки (для гражданских лиц); копию ордера; копию лицевого счета из домоуправления; копию приказа об увольнении из ВС РФ (если ответственные квартиросъемщик - уволенный военнослужащий); справка об отсутствии домовладения за пределами ЗАТО; справка о неполучении жилищного сертификата по форме (для уволенных военнослужащих); согласование организации (объекта), из которой увольняется гражданин, о его переселении ( в заявлении гражданина либо отдельным документом); документ о праве на льготу из службы занятости населения (для безработных, признанных особо нуждающимися в социальной защите). При этом в списке отсутствуют какие-либо документы, которые должны подать члены семьи гражданина и которые подтверждали бы, работают члены семьи или нет. Таким образом, на учет желающих выехать из ЗАТО ставится гражданин, утративший служебную связь с ЗАТО и который желает выехать на другое место жительства, подавший об этом заявление.
Ни Закон РФ N 3297-1 от ДД.ММ.ГГГГ "О закрытом административно-территориальном образовании", ни Постановление Правительства РФ N 23 от ДД.ММ.ГГГГ, ни Положение о порядке переселения граждан и членов их семей, не содержат запрета на работу членов семьи лица, состоящего на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, на каких-либо предприятиях в период нахождения на учете.
Не может быть признан законным запрет на работу членов семьи лица, состоящего на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, в период нахождения на учете, и, учитывая длительные периоды выплаты гражданам компенсации на отселение, и возможность реального отселения из ЗАТО адрес.
Кроме того, запрет на работу членов семьи лица, состоящего на учете граждан, желающих выехать на новое место жительства, на каких-либо предприятиях в период нахождения на учете, является нарушением гарантированного ст.37 Конституции Российской Федерации права на труд.
Принятое комиссией по отселению решение не основано на законе, ограничивает социальные гарантии и компенсации гражданам, проживающим и работающим в закрытом административно-территориальном образовании, закрепленные ст. 7 Закона о ЗАТО.
Согласно п. 5 ст. 1 Закона о ЗАТО права граждан, проживающих или работающих в закрытом административно-территориальном образовании, не могут быть ограничены иначе как на основании законов Российской Федерации. В данном случае законных оснований для ограничения права ФИО1 на постановку на учет желающих выехать на новое место жительства не усматривается.
Судом установлено, что оспариваемое решение комиссии по отселению администрации городского округа ЗАТО адрес нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону и нормативному правовому акту, поэтому заявление об оспаривании решения органа местного самоуправления подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 192-199, 258 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Заявление ФИО3 в интересах ФИО1 об оспаривании решения органа местного самоуправления – администрации городского округа ЗАТО адрес удовлетворить.
Признать незаконным решение комиссии по отселению администрации городского округа ЗАТО адрес от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в постановке ФИО1 на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства.
Обязать комиссию по отселению администрации городского округа ЗАТО адрес поставить ФИО1 на учет желающих выехать из ЗАТО адрес на новое место жительства.
Взыскать с Администрации городского округа ЗАТО адрес края судебные расходы на представителя в сумме 5 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в адресвой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Улетовский районный суд.
Судья О.Н. Кривошеева
Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ
судья О.Н.Кривошеева