о внеочередном предоставлении жилого помещения



Дело № 2-392/2011

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    адрес                              21 ноября 2011 года

ФИО13 районный суд адрес в составе: председательствующего судьи Кривошеевой О.Н.,

с участием заместителя ФИО2 Забайкальского

края ФИО3,

соистца ФИО1

представителя ответчика на основании доверенности ФИО4,

при секретаре ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 адрес в интересах ФИО1 к Администрации муниципального ФИО12 «Улетовский район» адрес, Министерству адрес, ФИО14 адрес о внеочередном предоставлении жилого помещения,

установил:

    ФИО2 обратился в суд в защиту интересов ФИО1 с иском к администрации муниципального ФИО12 «Улётовский район» Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края, ФИО14 Забайкальского края о внеочередном предоставлении жилого помещения ФИО1 мотивируя тем, что ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения является сиротой, поскольку его мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ. В период с ДД.ММ.ГГГГ до 1999 года он находился под опекой бабушки ФИО8, а с 09 декабря 1999 года под опекой тети ФИО9, и на момент установления опеки жилое помещение за ним не закреплялось. В октябре 2011 г. решением жилищной комиссии Администрации городского поселения «Дровянинское» муниципального района «Улётовский район» ФИО1 был поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, согласно п.2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». До настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено в связи с чем нарушено право на жилище. Просит обязать администрацию муниципального ФИО12 «Улетовский район» Забайкальского края предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья на территории городского поселения «Дровянинское» муниципального ФИО12 ФИО13 ФИО12, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации МР «Улётовский район» Забайкальского края на предоставление ФИО1 жилого помещения.

В судебном заседании заместитель ФИО2 ФИО12 ФИО3 исковые требования уточнила, просит обязать администрацию муниципального ФИО12 «Улётовский район» Забайкальского края предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья на территории адрес муниципального ФИО12 «Улетовский район» Забайкальского края, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. Обязать ФИО14 Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края своевременно и в полном объеме осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации муниципального ФИО12 «Улётовский район» Забайкальского края на предоставление ФИО1 жилого помещения.

Соистец ФИО1. суду пояснил, что поддерживает иск ФИО2, просит удовлетворить в полном объеме, т.к. является сиротой, проживает в адрес, жилой площади не имеет.

Представитель ответчика администрации муниципального района «Улетовский район» на основании доверенности ФИО4 исковые требования признал, суду пояснил, что финансирование расходов на предоставление жилья детям-сиротам и лицам из их числа не входит в компетенцию администрации MP «Улетовский район» Забайкальского края. При финансировании Правительством Забайкальского края расходов на предоставление жилья детям-сиротам администрация MP «Улетовский район» предоставит ФИО1 жилье в адрес

Представитель ответчика Министерства финансов Забайкальского края на основании доверенности ФИО10 в судебное заседание не явилась, просит рассмотреть в ее отсутствие, письменно просит в удовлетворении требований прокурора ФИО13 района в интересах ФИО1 о внеочередном предоставлении жилого помещения отказать за необоснованностью.

Представитель ответчика Правительства Забайкальского края на основании доверенности ФИО11 в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что    исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворений иска, так как Правительство Забайкальского края не является уполномоченным органом по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а так же детям, находящимся под опекой (попечительством), не имеющим закреплённого жилого помещения, вне очереди жилой площади. Данными полномочиями наделены органы местного самоуправления, соответствующие расходы которых финансируются из бюджета Забайкальского края. Министерством финансов Забайкальского края MP «Улетовский район» перечислена субвенция на обеспечении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а так же детей, находящихся под опекой, жилой площадью в сумме 3 499 600 рублей. То есть, денежные средства, предусмотренные Законом Забайкальского края о бюджете, выделены в полном объеме. Полагает Правительство Забайкальского края ненадлежащим ответчиком.

Суд, выслушав мнения сторон, изучив представленные доказательства, считает, что исковые требования ФИО2 заявлены обоснованно, на законных требованиях, доказаны и подлежат удовлетворению в полном объёме.

Приходя к подобному выводу, суд исходит из следующего: в соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, ФИО2 вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечение права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования. Согласно статье 10 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», судебная защита является одной из мер государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из их числа. Право обращения за судебной защитой имеют сами дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения водителей, а равно их законные представители и ФИО2.

Судом установлено, что мать ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти 1-СП .

Отец ФИО7 умер ДД.ММ.ГГГГ согласно свидетельства 1-СП .

Согласно постановления Главы Дровянинской поселковой администрации от ДД.ММ.ГГГГ за несовершеннолетним ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ года рождения на момент установления опеки крепленного жилое помещение не закрепляется в связи с его отсутствием.

Решением комиссии по жилищным вопросам при Администрации городского поселения «данные изъяты муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края от 12 октября 2011 г. и Постановлением администрации городского поселения «Дровянинское» MP «Улетовский район» Забайкальского края № 29 от 12 октября 2011 года ФИО1 был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, на внеочередное получение жилья, номер очереди на внеочередное получение жилого помещения № 26.

В соответствии с Жилищным кодексом РФ (ч. 1 ст. 1, ч.З, ст. 2), органы государственной власти и органы местного самоуправления должны обеспечить условия для осуществления гражданами конституционного права на жилище, в том числе путем предоставления жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или, муниципального жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 52 Жилищного кодекса РФ, жилое помещение по договорам социального найма предоставляется гражданам, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

    Пунктом 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ установлено, что детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по окончанию пребывания в образовательных и иных учреждениях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Аналогичная норма закреплена и в ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», где определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу ст. 7 Закона Забайкальского края «О детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются исполнительными органами государственной власти Забайкальского края по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм

В соответствии с Законом Забайкальского края от 18.12.2009 № 304-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», обязанность по обеспечению вне очереди жилой площадью детей-сирот и

    детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, возложена на органы местного самоуправления (ст. 1 Закона). Данные дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансируются за счет средств бюджета края.

При осуществлении органами местного самоуправления государственного полномочия Правительство Забайкальского края обязано: обеспечивать своевременно и в полном объеме передачу материальных средств и финансирование осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия.

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год в порядке, установленном Правительством Забайкальского края.

Согласно Порядка предоставления субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов в соответствии с законом Забайкальского края

« О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), жилой площадью», утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 23. 12. 2009г. № 474-а, предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные из федерального бюджета, производится Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края исходя из размера субсидий, предоставляемых из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся: под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения.

Предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов Забайкальского края, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета Забайкальского края, за исключением субсидий, полученных из федерального бюджета на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, производится Министерством финансов Забайкальского края, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на соответствующий финансовый год.

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края на основании заявок органов местного самоуправления ежеквартально до 15-го числа месяца, следующего за текущим кварталом, представляет в Министерство финансов Забайкальского края сводную заявку на финансирование субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов. Субвенции перечисляются Министерством финансов Забайкальского края и Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов на счета, открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов.

Согласно постановления главы администрации муниципального района ((Улетовский район» № 350 от 25.10.2010 года, финансирование расходов, связанных с обеспечением жилой площадью указанной категории граждан осуществляется Министерством финансов Забайкальского края из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов на счета открытые для кассового обслуживания соответствующих бюджетов. Субвенция зачисляется на счет бюджета муниципального района «Улетовский район» в соответствии с- классификацией доходов бюджетов РФ. Субвенция используется только на обеспечение жилой площадью по договорам социального найма детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) не имеющих закрепленного за ними жилого помещения. Жилая площадь приобретается на территории муниципального района «Улетовский район».

     Решением Совета муниципального района «Улетовский район» № 242 от 17. 02. 2011 года, внесены изменения в Решение Совета муниципального района ((Улетовский район» № 359 от 19. 02. 2008 года и утвержден норматив стоимости 1 кв.м. общей площади жилья по муниципальному образованию в размере 14 350 рублей.

На учете в администрации муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края состоят и остро нуждаются в предоставлении жилого помещения дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие жилого помещения. Администрацией муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края делаются заявки на финансирование субвенции по исполнению отдельного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) жилой площадью.

Согласно расходного расписания № 14 от 16. 09. 2011г. Министерством финансов Забайкальского края было перечислено в бюджет муниципального района «Улетовский район» субсидий на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилого помещения в размере 3 000 000 рублей. Вместе с тем, финансирование, произведенное Министерством финансов Забайкальского края, является недостаточным для обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В силу ч. 1 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.

Согласно ч. 5 ст. 50 ЖК РФ учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.

Исходя из смысла ч. 2 ст. 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).

Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложена на органы местного самоуправления, которые наделены полномочиями заключать с нуждающимися договоры социального найма. В данном случае таким органом является администрация муниципального района «Улетовский район» Забайкальского края. Данная обязанность предоставления жилого помещения не может быть возложена на исполнительный орган субъекта Российской Федерации, или тем более, финансовый орган субъекта РФ, поскольку такие органы не компетентны на заключение договоров социального найма и не решают вопросы предоставления жилья. Вместе с тем финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением жилья детям-сиротам, отнесено к обязанности Забайкальского края, а Министерство финансов является финансовым органом края. При этом обязанность органов местного самоуправления по предоставлению жилого помещения лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не поставлена в зависимость от финансового обеспечения, предоставляемого из бюджета края, и отсутствие финансирования не должно являться основанием для неосуществления органами местного самоуправления возложенных на них государственных полномочий.

Доводы представителя Правительства Забайкальского края о том, что надлежащим ответчиком Правительство Забайкальского края не является, представляются не обоснованными. Обеспечение жильём лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, производится за счет субвенций выделяемых из казны Забайкальского края, от имени которой выступает Министерство финансов края. Порядок предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из бюджета края на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью, а так же порядок их расходования устанавливаются Правительством Забайкальского края.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковое заявление прокурора Улетовского района Забайкальского края в интересах ФИО1 к администрации муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края, к Министерству Финансов Забайкальского края, Правительству Забайкальского края удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Улётовский район» Забайкальского края предоставить ФИО1 вне очереди жилое помещение по договору социального найма с жилой площадью не менее учетной нормы жилья на территории п. Дровяная городского поселения «Дровянинское» муниципального района «Улётовский район», отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.

Обязать Правительство Забайкальского края и Министерство финансов Забайкальского края осуществить из бюджета Забайкальского края финансирование расходов Администрации MP «Улётовский район» Забайкальского края на предоставление ФИО1 жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи кассационной жалобы через Улётовский районный суд.

Судья                        О.Н. Кривошеева

Решение в окончательной форме принято 25 ноября 2011 года

Судья                                                       Кривошеева О.Н.