Дело № 2 – 194/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Улеты Забайкальского края 26 июня 2012 года
Улетовский районный суд Забайкальского края в составе
председательствующего судьи Моисеевой В.Э.,
с участием истца Просянниковой Н.В., ответчика Киселева С.В.,
представителя ответчика на основании доверенности Хромченко С.А.,
при секретаре Куйдиной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Просянниковой Н.В. к Киселеву С.В. о защите здоровья, компенсации морального вреда и переносе ульев,
УСТАНОВИЛ:
Истец Просянникова Н.В. обратилась в суд с исковым заявлением к Киселеву С.В. о защите здоровья, компенсации морального вреда и переносе ульев, мотивируя следующим: она проживает в двухквартирном доме рядом с ответчиком, который является пчеловодом любителем. У ответчика в нескольких метрах от ее квартиры и в трех метрах от смежного с ним забора находятся улья. Из-за близкого расположения ульев на их территории подворья часто летают пчелы и она получает укусы, которые не переносит, ввиду имеющегося аллергического заболевания. На ее неоднократные в течение нескольких лет просьбы о переносе ульев на более удаленное расстояние ответчик не реагирует. Просит обязать ответчика перенести улья на расстояние не менее 10 метров от их территории и оградить территорию подворья двухметровым забором. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
В судебном заседании истец Просянникова Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме, суду пояснила, что они с ответчиком проживают по соседству. Их домовладения разделяет смежный забор. Киселев С.В. являясь пчеловодом любителем, имеет в собственности 8 ульев. Из-за близкого расположения ульев на их территории подворья летают пчелы, в результате чего она получает укусы, которые она не переносит из-за имеющего аллергического заболевания. От укусов пчелы у нее развивается аллергия, угрожающая отеком Квинке. В 2012 году она уже дважды обращалась за медицинской помощью после укуса пчелы 22 апреля и 04 мая. Она испытывает физические и нравственные страдания от укусов пчел, вынуждена проходить лечение и обследования. Она является инвалидом 2 группы по соматическому состоянию и дополнительный источник болезни в виде аллергии на укусы пчел усугубляет ее состояние и приносит нравственные страдания. Кроме того, летом она постоянно испытывает чувство страха перед укусом с возможным отеком Квинке, который при несвоевременном лечении может привести к летальному исходу. Просит обязать ответчика перенести улья на расстояние не менее 10 метров от их территории и оградить территорию подворья двухметровым забором. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 10 000 рублей.
Ответчик Киселев С.В. исковые требования признал частично, суду пояснил, что каких либо нормативно-правовых актов он не нарушал. Требования «Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках» полностью им соблюдены. Улья располагаются в 20 метрах от середины двухквартирного дома, в 3,2 метра от разделяющего земельные участки забора, высотой 2 метра и хозяйственных построек высотой от 2,2 метров до 4,2 метров. Общая длина стайки, сарая и навеса составляет более 47,7 метров. Летки всех ульев направлены к середине его участка. Расстояние от входа в квартиру Просянниковых до первого улья на территории его земельного участка составляет более 20 метров. Действующее законодательство допускает размещение пасек даже в населенных пунктах на расстоянии не менее 10 метров от ближайших жилых домов. Установление ульев им в другом месте не исключает перемещения его пчел и пчел других пчеловодов адрес, или же диких пчел на земельный участок истца. Кроме того. В справках от фельдшера адрес, врача-аллерголога и дорожной клинической больницы на ст. Чита-2 ОАО «РЖД» нет описания самого укуса и потому определить, что именно укусило истца – пчела, оса или шершень, не представляется возможным. Доказательств того, что истца укусили именно его пчелы не представлено. Он согласен отнести улья на 10 метров. В удовлетворении требований о взыскании компенсации морального вреда просит отказать в полном объеме.
Выслушав мнение сторон, исследовав материалы дела, выслушав свидетелей, суд считает, что исковые требования доказаны, основаны на законном требовании и подлежат удовлетворению частично, приходя к подобному выводу, суд исходит из следующего:
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что Киселев С.В. является собственником земельного участка площадью 8900.00 кв.м. по адресу адрес.
По соседству с ним, по адресу адрес проживает Просянникова Н.В. с семьей.
Согласно ветеринарно-санитарного паспорта Киселеву С.В. принадлежит пасека в количестве 7 пчелиных семей, расположенная по адресу адрес
Согласно справки Администрации сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ в подворье ответчика Киселева имеется 8 пчелосемей. Данное количество пчелосемей подтверждено в судебном заседании как истицей, так и ответчиком и сторонами не спаривалось
Согласно п. 17 инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках" (утв. Департаментом животноводства и племенного дела Минсельхоза РФ 17.06.2002) при содержании пчелосемей в населенных пунктах и садоводческих товариществах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 кв. м участка пчеловода, таким образом, для содержания ответчику 8 пчелосемей необходимо иметь участок не менее 400 кв.м., участок, принадлежащий ответчику составляет 8900 кв.м., что позволяет суду сделать вывод о достаточности площади земельного участка для содержания ответчиком 8 пчелосемей.
В соответствии с Протоколом осмотра от 01. 06. 2012г. установлено, что земельный участок принадлежащий Киселеву С.В. отгорожен деревянным забором высотой 1,7 метра и длиною 5 метров. Начиная от жилого дома, высотой 2 метра и длиной 10 метров до теплой стайки Просянниковых шириной 4,2 метра, высотой в нижней части 2,2 метра, высотой в верхней части 2,6 метра. К теплой стайке пристроен сарай шириной 4,2 метра, высотой в верхней части 2,6 метра, в нижней части 2,2 метра. К сараю пристроен навес длиною 14,3 метра, высотой в нижней части 1,9 метра, в верхней части 2,3 метра. От сарая идет дощатый забор высотой 2 метра и длиной более 10 метров. Улья в количестве 8 штук располагаются в метрах от жилого дома, в 5 метрах от угла теплой стайки и 3,2 метрах от сарая. Последний крайний левый улей располагается в 3,85 метрах от задней стенки навеса, между тем согласно исследованной схеме, являющейся приложением к данному протоколу, расстояние до ближнего улья от сарая составляет 3,2 м., согласно приложенным фотографиям забор, находящийся за навесом имеет расщелины.
Согласно ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.В силу ст. 10 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Согласно положениям Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, утвержденной Департаментом животноводства и племенного дела Министерства сельского хозяйства РФ, каждый гражданин и юридическое лицо вправе иметь пасеку при соблюдении законодательства РФ, ветеринарно-санитарных правил и данной инструкции.
Граждане и юридические лица содержат пчелосемьи на таком расстоянии от учреждений здравоохранения, образования, дошкольного воспитания, культуры, которое обеспечивает безопасность людей.
Жилища пчел с находящимися в них пчелосемьями располагают на расстоянии не ближе 3 - 5 метров от границы земельного участка и отделяют сплошным забором по периметру высотой не менее двух метров. В противном случае они должны быть отделены от соседних землевладений зданием, строением, сооружением, а летки направлены к середине участка пчеловода.
При размещении на соседних приусадебных, дачных и иных участках пасек разных владельцев летки не должны быть направлены в сторону пасеки соседа.
Допрошенный в качестве специалиста ветеринарный врач терапевт Улетовской станции по борьбе с болезнями животных ФИО6 суду пояснил, что он сам держал пчел, и его работа связана с пчеловодством. Для пчеловодства у пчеловода должен быть ветеринарный паспорт пасеки, сначала пчела осматривается ветврачом и если не обнаружено никаких заболеваний, то выдается ветеринарный паспорт. При установке ульев необходимо соблюдать следующие условия, улья ставятся в сухом месте, летки направляются на солнце, ближе к середине участка. Улья ставят плотно, но существует определенная норма, которая не должна превышать количества пчел на одном квадратном метре земли. Для ограждения ульев должен быть сплошной двухметровый забор. А в инструкции по пчеловодству указано, что улья должны быть расположены не менее 3 метров от границ смежных участков, что это означает. В настоящее время улья перенести невозможно, поскольку если пчелу перенести на другое место летом, то она все равно вернется на свое прежнее место, рой они не образуют, не погибнут, но у пчелы может быть шок. Переносить улья можно только после зимовки, которая длится с середины ноября до конца марта.
Допрошенный в качестве специалиста начальник Улетовского РЭС ФИО7 суду пояснил, что имеющаяся на участке ответчика Киселева С.В., высоковольтная линия электропередач, имеет охраняемую зону 10 метров. Перенести улья за высоковольтную линию можно, это никак не повлияет на безопасность ответчика Киселева С.В.
Пунктом 17 Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках, установлено, что при содержании пчелосемей в населенных пунктах и садоводческих товариществах их количество не должно превышать двух пчелосемей на 100 кв. м участка пчеловода.
Таким образом, исследовав все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что ответчиком Киселевым С.В. в нарушение Инструкции по содержанию пчелиных семей и организации пчеловодства в населенных пунктах и дачных участках не возведен сплошной забор по всему периметру земельного участка. Смежный забор, разделяющий участки истца и ответчика высотой менее 2-х метров, забор имеет расщелины досок, что позволяет пчелам беспрепятственно летать на участке истца.
Вместе с тем, суд находит неразумными требования истца о переносе ульев на расстояние не менее 10 метров от ее территории, поскольку нормативно-правовыми актами установлено, что жилища пчел с находящимися в них пчелосемьями располагают на расстоянии не ближе 3 - 5 метров от границы земельного участка, что является оптимальным безопасным расстоянием.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей. Кроме того, в ст. 41 Конституции РФ сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Аналогичная норма содержится и в Законе об основах охраны здоровья граждан. Так, в ст. 18 сказано, что каждый имеет право на охрану здоровья. Право на охрану здоровья обеспечивается как охраной окружающей среды, созданием безопасных условий труда, благоприятных условий труда, так и созданием безопасных условий быта, отдыха граждан.
Суд считает, что близкое расположение ульев и соответственно более частое и активное нахождение пчел на прилегающем участке истца к участку ответчика, создает повышенную опасность укуса пчелой для истца Просянниковой Н.В., имеющей аллергическое заболевание на укусы пчел и как следствие угрозу ее здоровью и жизни. Наличие укусов и обращение истца за медицинской помощью подтверждено медицинскими документами, имеющимися в материалах дела. В связи, суд считает, что имеет место обоснованность требование истца о взыскании компенсации морального вреда.
Вместе с тем, суд считает, что размер возмещения морального вреда в размере 10 000 руб. Просянниковой Н.В. не разумен.
Учитывая вышеизложенное, с учетом принципа разумности и справедливости, а также с учетом возможности укуса пчелой истца, суд считает необходимым уменьшить взыскание компенсации морального вреда Просянниковой Н.В. 1000 рублей.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 192-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Просянниковой Натальи Васильевны к Киселеву Сергею Владимировичу о защите здоровья, компенсации морального вреда и переносе ульев удовлетворить частично.
Обязать Киселева Сергея Владимировича обеспечить нахождение ульев, содержащих пчел на расстояние не менее 5 метров от забора, отделяющего смежные земельные участки, принадлежащие ему и истице.
Обязать Киселева Сергея Владимировича отделить земельный участок на котором располагаются улья, сплошным забором по периметру высотой не менее двух метров.
Взыскать с Киселева Сергея Владимировича в пользу Просянниковой Натальи Васильевны компенсацию морального вреда в сумме 1000 рублей.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Улетовский районный суд.
Судья В.Э. Моисеева
Решение в окончательной форме принято 30 июня 2012г.
Судья В.Э. Моисеева