2-543/2010 Р Е Ш Е Н И Е с. Богородское 30 ноября 2010 года Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Горбачев А.В., с участием: помощника прокурора Ульчского района Хабаровского края Королькова Д.Р., представителя ответчика Сергеева А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора Ульчского района Хабаровского края в интересах Третьяковой Л.В. и Мамоновой В.И. о признании бездействия Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, незаконным и понуждении Администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в установленном порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, У С Т А Н О В И Л: Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в Ульчский районный суд Хабаровского края с исковыми заявлениями в интересах Третьяковой Л.В. и Мамоновой В.И. о признании бездействия Главы Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, незаконным и понуждении Главы Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в установленном порядке принять в муниципальную собственность дом, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24. В обоснование заявленных требований указано, что в прокуратуру Ульчского района Хабаровского края поступили обращения Третьяковой Л.В. и Мамоновой В.И., проживающих в многоквартирном доме № 24 по ул. Клубная в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края с просьбой обратиться в суд в защиту её нарушенных прав, в части бездействия Главы Администрации Де-Кастринского сельского поселения по принятию мер по включению указанного дома в муниципальную собственность. По данным, предоставленным Администрацией Де-Кастринского сельского поселения, деревянный, двухэтажный, восьмиквартирный жилой дом № 24 по ул. Клубная п. Де-Кастри, общей полезной площадью 194,4 кв.м., находится в собственности Де-Кастринского леспромхоза. В настоящее время леспромхоз в п. Де-Кастри, как организация, не существует. Правоустанавливающих документов на данное жилое помещение, как и документов о списании дома, не имеется. Поскольку дом от леспромхоза не передавался и не стоит на балансе муниципального жилищного фонда предприятия МПП ЖКХ п. Де-Кастри, квартплата за наем жилых помещений, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт с жильцов дома не взимается и ограничивается лишь коммунальными платежами за предоставляемые электроэнергию, тепло и горячее водоснабжение. В нарушение требований ст.ст. 18, 55, 45 Конституции РФ, ч. 1 ст. 36, ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст. 225 ГК РФ, ч. 1 с. 1, п. 6 ст. 2, ст. 60, ст. 67 ЖК РФ, Главой Администрации Де-Кастринского сельского поселения не приняты меры по включению спорного жилого дома ы муниципальную собственность. В результате бездействия со стороны ответчика нарушено право жильцов спорного дома на заключение договора социального найма, проживание в доме и осуществление прав по улучшению жилищных условий. Определением Ульчского районного суда Хабаровского края от 30 ноября 2010 года гражданские дела по обращениям Третьяковой Л.В. и Мамоновой В.И. объединены в одно производство. Определением Ульчского районного суда Хабаровского края от 30 ноября 2010 года, с согласия ответчика, принято уточнение прокурором Ульчского района Хабаровского края исковых требований и наименования ответчика: Просит признать бездействие Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, незаконным и обязать Администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в установленном законом порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24. Помощник прокурора Корольков Д.Р. в судебном заседании требования поддержал и уточнил, что бездействие Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, выразилось в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии спорного дома на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи. Согласен на предоставления срока для подготовки заявления и необходимых документов до 01 апреля 2011 года. Истцы Третьякова Л.В. и Мамонова В.И., о времени и месте рассмотрения дела извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки не сообщили, что, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ, не препятствует рассмотрению дела по существу. Представитель ответчика Глава Администрации Де-Кастринского сельского поселения Сергеев А.А. в судебном заседании заявленные требования признал и пояснил, что спорный дом ранее находился в собственности Де-Кастринского леспромхоза, затем в 1998 году дом был списан с баланса леспромхоза, но в муниципальную собственность дом не передавался. В настоящее время дом никому не принадлежит. Ремонт дома не осуществляется, так как дом в муниципальной собственности не находится. Просит предоставить срок для подготовки заявления о принятии спорного дома на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи, и необходимых документов до 01 апреля 2010 года. Изучив и оценив материалы дела, заслушав показания лиц, участвующих в деле, свидетеля, суд считает установленными следующие обстоятельства. Согласно информации Администрации Де-Кастринского сельского поселения договор социального найма на квартиры по адресу п. Де-Кастри, ул. Клубная, дом 24 квартиры 6 и 3 с Мамоновой В.И. и Третьяковой Л.В. не заключался. Указанные квартиры Администрацией Де-Кастринского сельского поселения Мамоновой В.И. и Третьяковой Л.В. не предоставлялись. Сведений о владельце дома, предоставившем Мамоновой В.И. и Третьяковой Л.В. квартиры в Администрации Де-Кастринского сельского поселения нет. Согласно сообщения Комсомольского-на-Амуре филиала ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории г. Комсомольска-на-Амре, Комсомольского и Ульчского районов Хабаровского края и зарегистрированные до 01 сентября 1998 года, на жилой дом, расположенный по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, зарегистрировано право собственности за Де-Кастринским леспромхозом. Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц Акционерное общество открытого типа «Де-Кастринский леспромхоз» ликвидировано 11 апреля 2003 года по решению арбитражного суда. Согласно приказа АО «Де-Кастринский леспромхоз» от 16 марта 1998 года № 106-п списан с баланса предприятия, согласно акта о ликвидации основных средств, дом в п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24. Как следует из заявлений Мамоновой В.И. и Третьяковой Л.В., дом 24 по ул. Клубная в п. Де-Кастри является аварийным. За все время не делался ни капитальный, ни косметический ремонт. Все делали своими руками, за счет своих средств. Уже давно это не делается, потому что боятся, все валится, в коридоре вот-вот обрушится с потолка кусок бруса на лестницу, а там ходят дети. Проводка вся искрится, боятся, что загорится. Крыша протекает. Центральное отопление в аварийном состоянии. Согласно ст.ст. 45, 254 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23). В соответствии со ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался (ч. 1). Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь (ч. 3). В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В судебном заседании установлено, что спорный жилой дом находится на территории Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Указанный дом, что не отрицается ответчиком, на момент рассмотрения настоящего дела на балансе ни у кого не состоит, собственник его не определен, то есть в силу ст. 225 ГК РФ является бесхозяйным объектом недвижимости. Постановка спорного дома на учет в качестве бесхозяйной вещи и последующее приобретение права муниципальной собственности на дом необходимо для обеспечения законных прав и интересов граждан, поскольку проживание в доме, не имеющем собственника, лишает их прав на заключение договора социального найма; на приватизацию; на улучшение жилищных условий; на жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам; на безопасность жилища. Отсутствие ремонта дома ведет к его разрушению, что создает опасность для жизни и здоровья, как проживающих в нем, так и иных, граждан. Статус указанного дома, являющегося объектом, создающим опасность для жителей п. Де-Кастри, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по его передаче в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и гибели людей. До обращения прокурора в суд органом местного самоуправления никаких мер, направленных на принятие в муниципальную собственность спорного бесхозяйного дома не принималось. Непринятие ответчиком мер по постановке спорного бесхозяйного жилого дома на учет является незаконным, противоречит вышеприведенным нормативным актам, нарушает права и законные интересы граждан, проживающих на территории Де-Кастринского сельского поселения, поэтому Администрация Де-Кастринского сельского поселения обязана устранить допущенные нарушения. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199, 258 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: Бездействие Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в части непринятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24, выразившееся в необращении в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии спорного дома на учет, как бесхозяйной недвижимой вещи – признать незаконным. Обязать Администрацию Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края в срок до 01 апреля 2011 года в установленном порядке обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, с заявлением о принятии на учет бесхозяйной недвижимой вещи – дома, находящегося по адресу: Хабаровский край, Ульчский район, п. Де-Кастри, ул. Клубная, д. 24. Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 03 декабря 2010 года п/п состав суда по состоянию на 03.12.2010 года решение в законную силу не вступило ... Судья А.В. Горбачев
при секретаре Чекурковой Е.Ф.,