2-532/2010 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 ноября 2010 г. с. Богородское Ульчский районный суд Хабаровского края под председательством судьи Гаркуль И.В. с участием помощника прокурора Королькова Д.Р., главы администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района – Сергеева А.А., при секретаре Зайдуллиной О.М. УСТАНОВИЛ Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с заявлениями в интересах граждан Бондарчук Е.П., Аристовой С.В., Голубенко Л.М. об оспаривании бездействия главы администрации сельского поселения «п. Де-Кастри» Ульчского района Хабаровского края о признании бездействия незаконным и понуждении принять в установленном законом порядке в муниципальную собственность дом, находящийся по адресу ..., ..., ..., .... В обоснование своих требований прокурор в заявлениях указал, что в прокуратуру Ульчского района, Хабаровского края поступило обращение Бондарчук Е.П., проживающей в ... дома Номер обезличен по ... в СП «п. Де-Кастри» Ульчского муниципального района Хабаровского края, Голубенко Л.М., проживающей в квартире 1 данного дома, и Аристовой С.В., проживающей в квартире 3 данного дома, с просьбой обратиться в суд в защиту их нарушенных прав, в части бездействия главы администрации Де-Кастринского сельского поселения по принятию мер по включению указанного дома в муниципальную собственность. По обращению указанных граждан проведена проверка, в ходе которой установлено, что: деревянный, двухэтажный, восьмиквартирный жилой дом Номер обезличен по ... ..., Дата обезличена года постройки, общей полезной площадью 194,4 м2 по данным учета Николаевского филиала государственного учреждения "Краевое бюро технической инвентаризации" относиться к категории ветхого и аварийного жилищного фонда и в отсутствии собственника жилья числится бесхозяйным. Правоустанавливающих документов на данное жилое помещение, как и документов о списании дома не имеется. Поскольку дом от леспромхоза не передавался и не стоит на балансе муниципального жилищного фонда предприятии МПП ЖКХ п. Де-Кастри, квартплата за наем жилых помещений, содержание, обслуживание, текущий и капитальный ремонт с жильцов дома не взимается и ограничивается лишь коммунальными платежами за предоставляемые электроэнергию, тепло и горячее водоснабжение. Согласно ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Согласно ч. 1 ст. 36 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Согласно ст. 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав, а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Жилищного Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного Кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства. Согласно ст. 60 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом. Статьей 67 Жилищного Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наниматель жилого помещения по договору социального найма имеет право в установленном порядке: вселять в занимаемое жилое помещение иных лиц; сдавать жилое помещение в поднаем; разрешать проживание в жилом помещении временных жильцов; осуществлять обмен или замену занимаемого жилого помещения; требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг; может иметь иные права, предусмотренные Жилищным кодексом, другими федеральными законами и договором социального найма. В нарушение указанных требований законодательства, главой администрации Де-Кастринского сельского поселения - Сергеевым А.А. не приняты меры по включению жилого дома, расположенного по адресу: ..., ..., ... ... ..., в муниципальную собственность. В результате бездействия со стороны главы администрации Де-Кастринского сельского поселения - Сергеева А.А. в части непринятия названного жилого дома в муниципальную собственность нарушено право жильцов этого дома на заключение договора социального найма, проживание в доме и осуществление прав по улучшению жилищных условий, а также иные права, предусмотренные ст.ст. 60, 67 Жилищного Кодекса Российской Федерации. Прокурор просит суд признать бездействие главы администрации СП «п. Де-Кастри» Ульчского муниципального района Хабаровского края - Сергеева А.А., по соблюдению требований гражданского и жилищного законодательства, в части не принятия мер, направленных на включение в муниципальную собственность дома, находящегося по адресу: ..., ..., ... ... ..., незаконным. Обязать главу администрации СП «поселок Де-Кастри» Ульчского муниципального района Хабаровского края принять в установленном законом порядке в муниципальную собственность дом, находящийся по адресу: ..., ..., ... ... .... Определением от Дата обезличена г. данные заявления объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения. В судебном заседании помощник прокурора Корольков Д.Р. уточнил требования и наименование органа бездействие которого оспаривается – просит суд признать незаконным бездействие администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и понудить обратиться в орган, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества – многоквартирного жилого дома по адресу ... ... Хабаровского края, .... Уточнил, что оспаривают бездействие Администрации Де-Кастринского сельского поселения. Пояснил, что многоквартирный жилой дом по ... в ... Ульчского муниципального района Хабаровского края был построен Де-Кастринским леспромхозом. В конце сентября 2010 г. обратились в прокуратуру граждане Бондарчук Е.П., Аристова С.В., Голубенко Л.М. с жалобами. Дом находится в неудовлетворительном состоянии, граждане не являются собственниками, квартиры не приватизированы, жители неоднократно обращались в администрацию, но администрация мер не приняла. Просит требования удовлетворить. Срок установить до Дата обезличена г. Глава администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края Сергеев А.А. в судебном заседании требования прокурора признал. Пояснил, что главой поселения он проработает 1 месяц. У дома по ... ... ... Хабаровского края есть собственник – Де-Кастринский леспромхоз. Данный дом не является муниципальной собственностью Де-Кастринского сельского поселения, в реестре муниципальной собственности не значится. Дом на балансе у Администрации не состоит. В ЖКХ с граждан взимается плата только за предоставленные услуги. Не все зарегистрированные граждане там проживают, кто-то жилье сдает. Документов о том, что дом является ветхим нет. К нему жители дома не обращались с жалобами, обращались к предыдущему главе. Дом бесхозяйный уже 8 лет. Письмо главы района жильцам дома от Дата обезличена г. жильцам дома Номер обезличен по ... ..., где указывается на необходимость зарегистрировать выявленное бесхозяйное имущество, находящееся на территории поселения администрацией не исполнено. Не знает передавал ли конкурсный управляющий им жилой фонд Леспромхоза. Заинтересованные лица - Бондарчук Е.П., Аристова С.В., Голубенко Л.М. в судебном заседание не явились, извещались надлежащим образом, просили рассматривать дело в их отсутствие. В соответствии со ст. 167 ч. 3, 257 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в их отсутствие. Заслушав прокурора, представителя муниципального органа, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан. Заявление в защиту прав гражданина может быть подано прокурором в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере социальной защиты – включая обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах, охраны здоровья. Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Согласно п. 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий, (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» на основании ч. 1 ст. 255 ГПК РФ. Прокурор Ульчского района обратился в суд в интересах Бондарчук Е.П., Аристовой С.В., Голубенко Л.М. с заявлением о признании незаконным бездействия Администрации Де-Кастринского сельского поселения по непринятию мер к постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества и понуждении обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества: многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: ... ... Хабаровского края, .... Согласно пункту 1 статьи 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо если иное не предусмотрено законом, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. (пункт 3 статьи 225 ГК РФ). В соответствии с п. 5 Положения о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2003 года № 580 принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании представляемого в единственном экземпляре заявления органа местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимого имущества. В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ч. 1). Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище (ч. 2). Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (ч. 3). В соответствии с ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее – жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению. В соответствии с п. 6 ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; В соответствии п. 5 ст. 132 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» № 127- ФЗ от 26 октября 2002 года социально значимые объекты, не проданные в порядке, предусмотренном п.4 статьи 132 подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда. Передача социально значимых объектов, указанных в п. 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий. В соответствии с ч. 1 ст. 14 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения( п.3); организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом( п.4); обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства (п. 6); участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения (п. 8); организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 23). Согласно сообщению Комсомольского-на-Амуре филиала ХКГУП «Хабкрайинвентаризация» в реестре регистрации прав на недвижимое имущество, расположенное на территории г. Комсомольска-на-Амре, Комсомольского и Ульчского районов Хабаровского края и зарегистрированные до Дата обезличена года, на жилой дом, расположенный по адресу: ..., ..., ..., ..., ..., зарегистрировано право собственности за Де-Кастринским леспромхозом. Решением арбитражного суда Хабаровского края АООТ «Де-Кастринский леспромхоз» признано несостоятельным (банкротом). Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от Дата обезличена г. АООТ «Де-Кастринский леспромхоз» прекратило свою деятельность Дата обезличена г., юридическое лицо ликвидировано по решению арбитражного суда. В судебном заседании установлено, что объект недвижимости – многоквартирный жилой дом по адресу п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, ... в настоящее время не имеет собственника, на балансе организаций, предприятий не состоит, в реестре муниципальной собственности, федеральной собственности, либо собственности субъекта не состоит. Данные обстоятельства подтверждается сообщениями БТИ, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю, Администрации Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края. Из заявлений Бондарчук Е.П., Аристовой С.В., Голубенко Л.М. прокурору Ульчского района следует, что дом находится в аварийном состоянии, за время проживания в доме не было сделано капитального и косметического ремонта. Ремонт проводился проживающими лицами. Централизованное отопление дома находится в ветхом состоянии. В случае возникновения аварийных ситуаций, коммунальные службы отказываются выезжать на их устранение. На основании вышеуказанного, учитывая положения ч.1 ст.225 ГК РФ объект недвижимости многоквартирный жилой дом по адресу п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, ... является бесхозяйным. Постановка спорного дома на учет в качестве бесхозяйной вещи и последующее приобретение права муниципальной собственности на дом необходимо для обеспечения законных прав и интересов граждан Бондарчук Е.П., Аристовой С.В., Голубенко Л.М., поскольку проживание в доме, не имеющем собственника, лишает их прав на заключение договора социального найма; на приватизацию; на улучшение жилищных условий; на жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и техническим правилам и нормам; на безопасность жилища. Отсутствие ремонта дома ведет к его разрушению, что создает опасность для жизни и здоровья, как проживающих в нем, так и иных, граждан. Статус указанного дома, являющегося объектом, создающим опасность для жителей п. Де-Кастри, как бесхозяйного, требует принятия незамедлительных мер по его передаче в муниципальную собственность для обеспечения безопасности, с целью предотвращения возникновения чрезвычайных ситуаций и гибели людей. Органом местного самоуправления – Администрацией Де-Кастринского сельского поселения Ульчского муниципального района Хабаровского края никаких мер по постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества – многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края, ... и по принятию в муниципальную собственность данного бесхозяйного дома, не принималось. Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ суд РЕШИЛ Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня оглашения мотивированного решения через суд его вынесший. Председательствующий судья Гаркуль И.В. Мотивированное решение изготовлено 06 декабря 2010 г.