о понуждении устранить требования пожарной безопасности



2-300/11                                                                


РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 июня 2011 г. с. Богородское

Ульчский районный суд Хабаровского края

под председательством судьи Гаркуль И.В.,

при секретаре Сухар Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ульчского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении устранить требования пожарной безопасности.

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ульчского района Хабаровского края обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении устранить требования пожарной безопасности.

В обоснование своих требований в  заявлении указал, что прокуратурой Ульчского района в рамках исполнения задания прокурату­ры Хабаровского края проведена проверка исполнения законодательства о по­жарной безопасности в администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края. В ходе проверки установлено следующее:

Администрация Сельского поселения «село Нижняя Гавань» в соответствии с положениями устава сельского поселения является юридическим лицом.

В соответствии с действующим законодательством контроль за обеспече­нием первичных мер противопожарной безопасности на территории Сельского поселения «село Нижняя Гавань» возложен на администрацию Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края.

Главой администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района является Дедович Н.П.. Конституция Российской Федерации закрепляет конституционно-право­вые основы местного самоуправления в Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ст. 12 Конституции Российской Федера­ции в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправ­ление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно статье 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного само­управления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года № 131 - ФЗ к во­просам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления по­селений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов относятся:

-  создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасно­сти в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских на­селенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами ту­шения пожаров и противопожарным инвентарем;

-  организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

-  включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в пла­ны, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

-  оказание содействия органам государственной власти субъектов Россий­ской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

-  установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Пункт 11 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации», ут­вержденных приказом министерства Российской Федерации по делам граждан­ской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 г. № 313 устанавливает, что в соответствии с Федеральным законом "О пожарной безопасности" федераль­ные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции:

реализуют меры пожарной безопасности в подведомственных организаци­ях и на соответствующих территориях;

оказывают необходимую помощь пожарной охране при выполнении воз­ложенных на нее задач.

Согласно статьи 53.1. Предупреждение лесных пожаров включает в себя противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупрежде­ния и тушения лесных пожаров.

2. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя:

3)  прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопо­жарных минерализованных полос;

3. Указанные в части 2 настоящей статьи меры противопожарного обуст­ройства лесов на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование, в аренду, осуществляются лицами, использующими леса на осно­вании проекта освоения лесов.

4. Противопожарные расстояния, в пределах которых осуществляются вы­рубка деревьев, кустарников, лиан, очистка от захламления, устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Техни­ческий регламент о требованиях пожарной безопасности" и настоящим Кодек­сом.

5. Обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров включает в себя:

1) приобретение противопожарного снаряжения и инвентаря;

2)  содержание пожарной техники и оборудования, систем связи и опове­щения;

3) создание резерва пожарной техники и оборудования, противопожарного снаряжения и инвентаря, а также горюче-смазочных материалов.

6. Нормативы противопожарного обустройства лесов устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

7. Виды средств предупреждения и тушения лесных пожаров, нормативы обеспеченности данными средствами лиц, использующих леса, нормы наличия средств предупреждения и тушения лесных пожаров при использовании лесов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Согласно «Правилам пожарной безопасности в Российской Федерации», утвержденных Приказом Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий сти­хийных бедствий от 18 июня 2003 г. N 313 (Далее по тексту ППБ РФ 01-03):

п. 31. сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения должны иметь переносную пожарную мотопомпу, с ко­личеством усадеб (участков) от 300 до 1000 - прицепную пожарную мотопом­пу, а с количеством усадеб (участков) свыше 1000 - не менее двух прицепных пожарных мотопомп.

п. 112. для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, орга­нами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены меро­приятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных по­лос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой расти­тельности и другие).

п. 114. На территории сельских населенных пунктов, блок-контейнерных зданий, дачных и садоводческих поселков должны устанавливаться средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара и иметься за­пасы воды для целей пожаротушения, а также должен быть определен порядок вызова пожарной охраны.

Согласно сводного акта проверки готовности к пожароопасному периоду 2011 г., в нарушение вышеуказанных требований федерального законодатель­ства администрацией Сельского поселения «село Нижняя Гавань» не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (необходимо произвести уход 3,5 км. минполосы), нарушение п. 112 ППБ РФ 01-03; не заключен договор на тушение лесных пожаров, не проведено обучение пожарной команды, не аттестован руководитель тушения лесных пожаров, не создан резерв горюче-смазочных материалов.

Таким образом, невыполнение администрацией Сельского поселения «село Нижняя Гавань»  требований действующего законодательства о пожарной безопасности, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, в том числе и их смерть.

Согласно ст.ст. 18, 55, 45 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность зако­нодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечи­ваются государством. Права и свободы человека и гражданина могут быть ог­раничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Просят суд обязать администрацию Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульч­ского муниципального района Хабаровского края произвести обновление (уход)  ми­нерализированной полосы с. Нижняя Гавань (3,5 км.), что будет исключать возможность переброса огня при лесных по­жарах на здания и сооружения поселений, аттестовать руководителя тушения лесных пожаров, заключить договор на тушение лесных пожаров, создать резерв горюче-смазочных материалов, создать и провести обучение пожарной команды.

В судебном заседании помощник прокурора Корольков Д.Р. отказался от требования в части обязать администрацию заключить договор на тушение лесных пожаров, в остальной части заявление поддержал, пояснил, что просят администрацию сельского поселения устранить указанные нарушения в срок до 15 июня 2011 г., поселение уже привлечено к административной ответственности за нарушение требований пожарной безопасности.

Представитель администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, причину неявки не сообщили, поступил письменный отзыв согласно которому в июле 2010 г. были произведены работы по оборудованию минполосы, снят весь растительный слой, на 2011 год заключен договор на обновление минполосы с ООО «Циммермановское». В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие неявившегося представителя администрации.

Заслушав помощника прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со мировое соглашение" target="blank" data-id="12246">ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, если это не нарушает права и законные интересы других лиц и соответствует закону.

Суд полагает возможным принять отказ прокурора от заявления в части обязать администрацию заключить договор на тушение лесных пожаров и производство по делу в данной части подлежит прекращению.

В соответствии со ст. 19 ФЗ «О пожарной безопасности» от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений и городских округов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: - принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

В соответствии со ст. 14 п. 9 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения относятся: обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по делам ГО и ЧС № 313 от 18 июня 2003г. - для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

В судебном заседании установлено, что согласно сводного акта проверки готовности к пожароопасному периоду 2011 г., в нарушение вышеуказанных требований федерального законодатель­ства администрацией Сельского поселения «село Нижняя Гавань» не выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (необходимо произвести уход 3,5 км. минполосы), нарушение п. 112 ППБ РФ 01-03; не проведено обучение пожарной команды, не аттестован руководитель тушения лесных пожаров, не создан резерв горюче-смазочных материалов.

Таким образом, невыполнение администрацией Сельского поселения «село Нижняя Гавань» требований действующего законодательства о пожарной безопасности, создают угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц и может повлечь за собой причинение тяжкого вреда здоровью граждан, в том числе и их смерть.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что нарушения требований пожарной безопасности, указанные в заявлении прокурором нашли свое подтверждение в судебном заседании, администрацией Сельского поселения «село Нижняя Гавань» не выполняются свои обязательства по обеспечению требований первичной пожарной безопасности. Требования прокурора обоснованы, и подлежат удовлетворению. Администрацию Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края следует обязать до 01 июля 2011 г. произвести обновление (уход)  ми­нерализированной полосы с. Нижняя Гавань (3,5 км.), что будет исключать возможность переброса огня при лесных по­жарах на здания и сооружения поселений, аттестовать руководителя тушения лесных пожаров, создать резерв горюче-смазочных материалов, провести обучение пожарной команды.

Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд-

РЕШИЛ:

Заявление прокурора Ульчского района Хабаровского края в защиту интересов неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края о понуждении устранить требования пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульч­ского муниципального района Хабаровского края произвести обновление (уход)  ми­нерализированной полосы с. Нижняя Гавань (3,5 км.), что будет исключать возможность переброса огня при лесных по­жарах на здания и сооружения поселений, аттестовать руководителя тушения лесных пожаров, создать резерв горюче-смазочных материалов, провести обучение пожарной команды до 01 июля 2011 г.

Взыскать с администрации Сельского поселения «село Нижняя Гавань» Ульчского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в доход государства – местного бюджета Ульчского муниципального района в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Ульчский районный суд Хабаровского края в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.

 Мотивированное решение изготовлено 10 июня 2011 г.

п/п состав суда

Решение суда по состоянию на 14 июня 2011 г. в законную силу не вступило.

Судья Гаркуль И.В.