РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 27 мая 2010 г. с. Богородское Ульчский районный суд Хабаровского края под председательством судьи Гаркуль И.В. при секретаре Зайдуллиной О.М. рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Соловьевой Т.Д. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Районная больница №2» п. Де-Кастри о взыскании заработной платы. УСТАНОВИЛ Соловьева Т.Д. обратилась в суд с иском к МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри о взыскании заработной платы. В обоснование своих требований в иске указала, что работает в МУЗ «Районная больница № 2» в качестве участкового педиатра с 1992 года. С 2006 г. ей как медицинскому работнику, состоящему в вышеуказанной должности в рамках национального проекта «Здоровье» ежемесячно к заработной плате выплачивается надбавка стимулирующего характера в размере ... руб., плюс районный коэффициент 40 %, что закреплялось ежегодными дополнительными соглашениями к трудовому договору от Дата обезличена г. по Дата обезличена г., Дата обезличена г. по Дата обезличена г. и Дата обезличена г. по Дата обезличена г. об увеличении объема работы, выполняемой врачом педиатром – участковым. Однако как утверждает работодатель, данная надбавка не является частью заработной платы и в связи с этим она не учитывается при исчислении средней заработной платы, к размеру указанной денежной выплаты не применяется северная процентная надбавка, тогда как согласно методическим рекомендациям по начислению и выплаты надбавок стимулирующего характера к заработной плате, направленных Хабаровским краевым фондом обязательного медицинского страхования с целью реализации постановления правительства Российской Федерации от 30.12.2006 года № 851 «О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации) государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи», к размеру денежных выплат за выполнение дополнительного объема работ применяется районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, установленные в централизованном порядке. В соответствии со статьей 139 ТК РФ, для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок её исчисления. Для расчета средней заработной платы устанавливаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источника этих выплат. В соответствии с п.2 положения об особенностях порядка средней заработной платы, утвержденного Постановлением правительства РФ от 24.12.2007 года № 922, для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, к которым относятся надбавки за увеличение объема выполняемых работ. Согласно письма и.о. министра здравоохранения Хабаровского края, письмом от 18.06.2006 года № 187 - МЗ министерства здравоохранения и социального развития РФ денежные выплаты, осуществляемые в рамках национального проекта являются надбавками стимулирующего характера и выплачиваются за выполнение дополнительных обязанностей в пределах установленной работнику законодательством продолжительностью рабочего времени, следовательно, являются частью заработной платы работника. Таким образом, так как надбавки стимулирующего характера осуществляются, согласно дополнительных соглашений к трудовому договору, т.е. в рамках трудовых соглашений, то они являются частью заработной платы и должны учитываться при исчислении среднего заработка. К размеру надбавки должны применяться районный коэффициент и процентная надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям. Перерасчет денежных выплат за выполнение дополнительного объема работы произведен только с учетом районного коэффициента 1/4, с марта 2006 года и произведен перерасчет отпускных с учётом данной надбавки за 2007 год в марте 2008 года. Перерасчёт процентной надбавки за работу в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, который составляет 50% не производился. Расчет задолженности по заработной плате за 2006 — 2008 года составляет - ... рублей с учетом удержания подоходного налога. На основании, изложенного просит суд взыскать с ответчика в ее пользу задолженность по заработной плате в размере ... рублей. Истица Соловьева Т.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, и пояснила, что она работает в МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри в должности участкового врача-педиатра. Основания для удовлетворения требований указаны в исковом заявлении. Доплата к трудовому договору в качестве субвенции является заработной платой, в связи с чем на нее должна начисляться северная надбавка, что не было сделано ответчиком. Она произвела расчет задолженности по северной надбавке, что составляет ... рублей за три года -2006, 2007, 2008 г. С 2009 г. ответчик в добровольном порядке стал выплачивать ей северную надбавку. Суть постановления о финансировании учреждений здравоохранения не менялась с 2006 года. Представитель ответчика МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, поступило заявление от главного врача Новиковой Н.А. о рассмотрении дела в отсутствие представителя больницы. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя ответчика. Ранее в судебном заседании представитель ответчика - главный врач МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри исковые требования Соловьевой Т.Д. не признала и пояснила, что истица Соловьева в исковом заявлении ссылается на Постановление Правительства № 851 от 30.12.2005 года, о выплате к заработной плате за выполнение определенных работ. Данное постановление было, но 20 марта 2006 года были внесены изменения и слова «с выплатой процентной надбавки к заработной плате» исключены. В 2007-2008 году таким же порядком определялся коэффициент, платился районный коэффициент – 40%, на основании постановления. На этот счет есть разъяснения ФОМС, они утверждены Правительством РФ, начисляются дополнительно районные 40 % и 10 % губернатора края, но 10 % на них не распространяется. Постановлением Правительства РФ № 1087 от 31.12.2008 года оговорено, что данная выплата производится с учетом надбавок. С 2009 года северную надбавку в размере 50 % платят всем. Нигде в постановлениях нет указаний на необходимость перерасчета. Соловьевой начисляется за дополнительное выполнение обязанностей ... рублей плюс районный коэффициент. Финансирование производится из ФОМС, по заявкам, из расчета на врача ... рублей, медицинскую сестру ... рублей по количеству работающих. На выплату северной надбавки не было финансирования, ФОМС сам рассчитывает необходимые денежные средства и направляет их в больницу. За 2009 год Соловьевой выплачены все надбавки и в отпуск они включены. Соловьева Т. Д. работает в должности педиатра, дополнительное соглашение с ней заключено. Представитель третьего лица – Хабаровского краевого фонда медицинского страхования в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, представили отзыв. В соответствии со ст. 167 ч. 5 ГПК РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие представителя третьего лица. Заслушав истицу, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В соответствии со ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. В соответствии со ст. 317 ТК РФ Лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере. Аналогичное положение содержалось и в пункте 3 Правил предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования территориальным фондам обязательного медицинского страхования на финансирование выполнения учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851. Однако Федеральным законом от 18 февраля 2006 года N 27-ФЗ внесены изменения в статьи 7 и 9 Федерального закона от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год", часть 4 статьи 9 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, и распространяющейся на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г. Часть 4 статьи 9 была изложена в следующей редакции: средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в части 1 настоящей статьи. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10,0 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5,0 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, включает средства на указанные денежные выплаты и коэффициенты, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 марта 2006 года N 138 аналогичные изменения были внесены в Постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 851. Аналогичные положения содержатся в Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", а также в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». В судебном заседании установлено, что Соловьева Т.Д. работает участковым врачом педиатром в обособленном подразделении МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри – Участковой больнице ..., что подтверждается копией трудовой книжки. Истица получает дополнительную денежную выплату за выполнение государственного задания в размере ... рублей, за выполнение дополнительного объема работы, в соответствии с дополнительным соглашением к трудовому договору об увеличении объема работы, выполняемой врачом-педиатром участковым на 2006 г., 2007 г. и 2008 г. В П. 3 которого указано, что за выполнение дополнительного объема работы, определенного соглашением, работодатель обязуется ежемесячно выплачивать работнику надбавку стимулирующего характера к заработной плате в соответствии с Федеральным Законом «О бюджете фонда обязательного медицинского страхования» на соответствующий год. На данную надбавку в 2006-2008 годах начисляется районный коэффициент в размере 40 %, без процентной надбавки за работу в районах приравненных к районам Крайнего Севера в размере 50 %, что подтверждается представленными справкой МУЗ «Районная больница № 2» п. Де-Кастри и карточкой-справкой по заработной плате на 2006, 2007 и 2008 гг. В соответствии с пунктом 7 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" федеральные законы, предусматривающие передачу отдельных полномочий Российской Федерации, должны содержать, в частности, способ (методику) и (или) федеральные стандарты расчета нормативов для определения общего объема субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации для осуществления соответствующих полномочий. Данные вопросы урегулированы Федеральным законом от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" ( с изменениями от 18 февраля 2006 года N 27-ФЗ), Федеральным законом от 29 декабря 2006 г. N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", Федеральным законом от 21 июля 2007 г. N 184-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 года и на плановый период 2009 и 2010 годов" (в ред. от 28 февраля 2008 г.), именно в них закреплен способ расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых для финансового обеспечения государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи. Предусмотренные федеральным законодателем условия финансового обеспечения государственного задания обязательны для высшего исполнительного органа государственной власти, который при осуществлении делегированного ему правового регулирования не вправе их изменять. Трудовой кодекс Российской Федерации имеет иной предмет регулирования, не содержит норм, определяющих условия предоставления субвенций. В редакции Федерального закона от 22 декабря 2005 года N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" ( с изменениями от 18 февраля 2006 года N 27-ФЗ), Федеральном законе от 29 декабря 2006 г. N 243-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", а также в Федеральном законе от 21 июля 2007 г. № 184-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» не предусмотрена возможность выплат в виде процентных надбавок к заработной плате за стаж работы в местностях с особыми климатическими условиями. Напротив, устанавливался перечень целевых расходов, входящих в государственное задание по оказанию дополнительной медицинской помощи, с ограничением денежных выплат при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами. Анализ приведенных нормативных актов свидетельствует о том, что поскольку указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами, то их следует квалифицировать как дополнительные денежные выплаты медицинским работникам за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи, которые установлены в фиксированном размере, в связи с чем заработной платой не являются и на них в 2006 г. -2008 г. не подлежит начислению надбавка за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусмотренная Трудовым Кодексом РФ, поскольку это не предусмотрено нормативными – правовыми актами. В связи с чем, доводы истицы о том, что выплачиваемая ей денежная выплата за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в размере ... рублей является составной частью заработной платы являются необоснованными. На основании изложенного, суд приходит к выводу, что требования Соловьевой Т.Д. являются не обоснованными и удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд- РЕШИЛ В удовлетворении искового заявления Соловьевой Т.Д. к Муниципальному учреждению здравоохранения «Районная больница №2» п. Де-Кастри о взыскании заработной платы отказать. Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Ульчский районный суд Хабаровского края. Председательствующий Мотивированное решение изготовлено Дата обезличена г.
Дело № 2-230/10