о прекращении производства по делу об административном правонарушении



12-61/10   РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

01 ноября 2010 г. с. Богородское

Судья Ульчского районного суда Хабаровского края Гаркуль И.В.,

рассмотрев протест прокурора Ульчского района Хабаровского края на постановление мирового судьи судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ в отношении ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» от 15 сентября 2010 г. на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2  КоАП РФ.

УСТАНОВИЛ

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края от 15 сентября 2010 г. прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ»  по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Прокурор Ульчского района Хабаровского края 29 сентября 2010 г. обратился с  протестом на данное постановление мирового судьи судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края, в связи с тем, что постановление является незаконным и подлежит отмене, вынесено с нарушением требований ст. 26.1, 29.10 КоАП РФ. ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» является опасным производственным объектом жизнеобеспечения. Как установлено в судебном заседании исходя из пояснений представителя ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» Богословского А.Ю. у ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» имеется план локализации и ликвидации аварийных ситуаций от 25 января 2010 г., который будет направлен в Комсомольский отдел «Ростехнадзора» для согласования. Таким образом, представитель подтвердил отсутствие у ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» утвержденного органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, либо региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций. Кроме того, в нарушение п. 65 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения утвержденных приказом МЧС РФ от 28 февраля 2003 № 105 план локализации и ликвидации аварийных ситуаций от 25 января 2010 г. будет направлен не в орган управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, либо региональный центр по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а в Комсомольский отдел «Ростехнадзора для согласования. Следовательно руководством ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения. Вывод мирового судьи о том, что совокупность имеющихся и представленных доказательств не свидетельствуют о виновности ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ является не обоснованным. Просит отменить постановление мирового судьи судебного участка № 54 от 15 сентября 2010 г. о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ».

Помощник прокурора Корольков Д.Р. в судебном заседании поддержал протест по изложенным в нем основаниям, считает, что поскольку на момент проверки у ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» план по ликвидации последствий не был согласован в установленном законом порядке, то нарушена ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п. 45 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения. В связи с чем, ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» виновна в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ. Просит постановление мирового судьи отменить.

Представитель ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» и.о. директора Богословский А.Ю. в судебном заседании показал, что не согласен с протестом прокурора, просит оставить постановление мирового судьи без изменения. Прокурором не проводилась проверка исполнения законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. ГПЭС относится к опасному производственному объекту, и на них распространяются требования ФЗ «Об опасных производственных объектах». На предприятии разработан план локализации и  ликвидации аварийных ситуаций, где учтены все риски. Указанный план согласован с Ростехнадзором. На предприятии создана аварийно-спасательная служба, имеются зарезервированные денежные средства на случай аварии и других катастроф. Также разработан и согласован план взаимодействия служб ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», сектора ГО, ЧС и МР, ОВД по Ульчскому району, пожарной охраны, скорой медицинской помощи и других по локализации и ликвидации возможных аварий и предотвращению инцидентов в п. Де-Кастри, согласованный с Ростехнадзором, план основных мероприятий на 2010 по решению задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный 21 января 2010 г. генеральным директором. Работники проходят обучение по действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, имеется удостоверение о промышленной безопасности. Работники аттестованы. На предприятии установлена система видеонаблюдения, система локального оповещения, для оповещения населения создана диспетчерская служба и имеется радиостанция. Застройщик «Служба заказчика ТЭК и ЖКХ» обращалось в МЧС России Главное управление Министерства РФ по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю, был дан ответ, что ГПЭС не относится к объектам имеющим категорию по гражданской обороне. Отправляли бумаги в МЧС, дали разрешение на ввод в эксплуатацию газопоршневой электростанции. Проверки МЧС на предприятии не было. Ими также разработана и утверждена пожарная декларация. Полагает, что дело в отношении них возбуждено не обоснованно, ими предприняты все необходимые меры и выполнены все требования Федерального законодательства в области ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Заслушав помощника прокурора, представителя ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» изучив материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Постановлением прокурора Ульчского района Хабаровского края от 25 августа 2010 г. возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ». Проверкой установлено, что в п. Де-Кастри Ульчского муниципального района Хабаровского края ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» с 01 января 2010 г. эксплуатирует опасный производственный объект «Газопоршневая электростанция работающая на природном газе и предоставляет услуги тепло и энергоснабжения. На предприятии отсутствует план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, паспорт безопасности объекта, не отработаны документы по вопросам гражданской обороны, не разработан план гражданской обороны объекта, предприятие нарушает ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», п.45, 46 Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденные Приказом МЧС России от 28 февраля 2003 г. № 105. В действиях ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» - виновном бездействии относительно соблюдения требований ст. 14 ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края от 15 сентября 2010 г. производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ прекращено, в связи с отсутствием состава административного правонарушения. Мировой судья в обоснование принятого решения указал, что объективная сторона правонарушения, инкриминируемая прокурором, а именно бездействие ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера не нашло своего подтверждения в судебном заседании. Изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении доводы прокурора об отсутствии в ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» планов: действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданское обороны объекта, о том, что обществом не отработаны документы по вопросам гражданской обороны являются необоснованными. Производство по делу прекращению на основании ст. 24.5 ч. 1 п. 2 КоАП РФ поскольку совокупность имеющихся доказательств не свидетельствуют о виновности ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ».

В соответствии со ст. 14 ФЗ от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ
"О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" организации обязаны в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

а) планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организаций в чрезвычайных ситуациях;

в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;

г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;

д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

е) финансировать мероприятия по защите работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;

ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;

и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.

Согласно п. 44 Приказа МЧС РФ от 28 февраля 2003 г. N 105
"Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения" Ввод потенциально опасного объекта в эксплуатацию производится при наличии следующих утвержденных документов:

заключения о соответствии реализованных при строительстве мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера проектной документации;

заключения о готовности объектовых сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждается органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям) в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера";

плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на потенциально опасном объекте (утверждается руководителем потенциально опасного объекта).

Согласно ст. 10 ФЗ от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана:

планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;

заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников;

иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации;

обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте;

создавать системы наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварии и поддерживать указанные системы в пригодном к использованию состоянии.

Согласно ст. 16 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» федеральный надзор в области промышленной безопасности организуется и осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в целях проверки выполнения организациями, эксплуатирующими опасные производственные объекты, требований промышленной безопасности.

В настоящее время полномочиями по осуществлению федерального надзора за промышленной безопасностью наделена Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. Согласно Положению об этой службе, утвержденному постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. N 401, названная служба является органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии, специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности, органом государственного горного надзора, органом государственного энергетического надзора.

Применительно к взрывопожароопасным и химически опасным производственным объектам были разработаны Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах, утвержденные Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России
от 18 апреля 2003 г. N 14.

Согласно п. 1.11. ПЛАС и расчетно-пояснительная записка должны быть оформлены в виде отдельных переплетенных книг и утверждены техническим руководителем организации.

В судебном заседании установлено, что с 20 июля 2007 года на основании разрешения министра строительства Хабаровского края введена в эксплуатацию первая очередь «Газопоршневой электростанции» в поселке Де-Кастри Ульчского района. При этом указанная ГПЭС входит в систему газопотребления предприятия - ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ».

Согласно свидетельству о регистрации А71-01991 от 03 июня 2010 г. Дальневосточного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» эксплуатирует опасный производственный объект, который зарегистрирован в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

В целях соблюдения законодательства по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также по локализации и ликвидации последствий аварии на ГПЭС организацией ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» разработаны и составлены:

- план основных мероприятий по решению задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденный 21 января 2010 года генеральным директором ОАО и согласованный с главой Де-Кастринского сельского поселения;

-план взаимодействия служб ОАО, сектора по ГО, ЧС и МР, ОВД по Ульчскому району, пожарной охраны, скорой медицинской помощи, МУП «Де-Кастринское ЖКХ» и др. по локализации и ликвидации возможных аварий и предотвращению инцидентов в поселке Де-Кастри, утвержденный 15.03.2010 генеральным директором ОАО и согласованный 12.08.2010 с заместителем начальника Комсомольского отдела за промышленной и энергетической безопасностью ДУ «Ростехнадзор».

- план локализации и ликвидации аварийных ситуаций от 25.01.2010 г.

- сертификат к договору страхования гражданской ответственности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты от 08.06.2010, согласно которому система газопотребления предприятия застрахована по случаю «причинение вреда в результате аварии» на период с 10.06.2010 г. по 09.06.2011 г.

- «Инженерно-технические мероприятия гражданской обороны. Мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций», разработанные КГУП«Хабаровскгражданпроект» 2006 г. на основании исходных данных и условий, указанных начальником Главного управления Министерства РФ по ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий по Хабаровскому краю от 8 декабря 2005 года  № 4722, в котором содержатся решения по предупреждению ЧС, возникающих в результате возможных аварий на объекте строительства и снижению их тяжести, проектные решения по предупреждению ЧС техногенного и природного характера, разрабатываемых с учетом потенциальной опасности на проектируемом и рядом расположенных объектах, результатов инженерных изысканий, оценки природных условий и окружающей среды, решения по предупреждению ЧС, источником которых являются опасные природные процессы, мероприятия по инженерной защите территории объекта, зданий, сооружений и оборудования в случае необходимости от опасных геологических процессов, затоплений, ветровых и снеговых нагрузок, наледей, природных пожаров, мероприятия по молниезащите и другие (л.д. 86-94,).

- заключение № 364 экспертизы промышленной безопасности рабочего проекта «Строительство газопоршневой электростанции в с. Де-Кастри Ульчского района».

- приобретены модуль пожаротушения, система речевого оповещения - пожарная «Орфей», пульт контроля и управления охранно-пожарный С 2000 М.

- созданы аварийно-ремонтные бригады, приказ генерального директора №3-П/2 от 25.01.2010 г.

- имеются резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, предотвращению чрезвычайных ситуаций в соответствии с законодательством Российской Федерации, приказ  № 4/П от 11 января 2010 г.

На случай чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, аварий на объекте с персоналом ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» проводятся тренировки, о чем свидетельствует данные предоставленного журнала, протоколы проверки знаний от 17 марта 2010 г.

Как установлено в судебном заседании, план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, утвержден Генеральным директором Кожевниковым Ю.И. 25 января 2010 г. и согласован с Комсомольским отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью 23 июня 2010 г.

На основании изложенного, суд полагает, что мировым судьей вынесено законное и обоснованное постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», в связи с отсутствием состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ, поскольку ОАО «Де-Кастринской ТЭЦ» выполнены все необходимые мероприятия по предупреждению аварий и катастроф, возможных в результате эксплуатации опасного производственного объекта ГПЭС, предусмотренные ФЗ от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в том числе план локализации и ликвидации аварийных ситуаций разработан и утвержден в установленном порядке Генеральным директором Кожевниковым Ю.И. и согласован с Комсомольским отделом по надзору за промышленной и энергетической безопасностью 23 июня 2010 г., кроме того, предприятием приняты меры по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их предупреждению, а именно имеются разработанные инженерно-технические мероприятия гражданской обороны, мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и план основных мероприятий на 2010 по решению задач гражданской обороны и задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, объективная сторона правонарушения, инкриминируемая прокурором, а именно бездействие ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ», выразившееся в невыполнении предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно в невыполнении требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения не нашла своего подтверждения в судебном заседании.

Доводы, указанные прокурором в протесте о том, что у ОАО «Де-Кастринская ТЭЦ» отсутствует план локализации и ликвидации аварийных ситуаций, утвержденный органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, либо региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в связи с чем ОАО «Де-Кастринской ТЭЦ» не выполнены предусмотренные законодательством обязанности по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно не выполнены требования норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения, суд признает необоснованными, поскольку Требованиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, утвержденных Приказом МЧС России № 105 от 28 февраля 2003 г. не предусмотрено, что План по локализации и ликвидации аварийных ситуаций должен быть утвержден органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям субъекта РФ, либо региональным центром по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с п.1 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об оставлении постановления без изменения, а жалобы (протеста) без удовлетворения.

На основании изложенного, прихожу к выводу, что протест прокурора не обоснован, оснований для отмены постановления мирового судьи не имеется, постановление вынесено с соблюдением норм административного законодательства.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛПротест прокурора Ульчского района Хабаровского края оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 54 Комсомольского района Хабаровского края о прекращении производства по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «Де-Кастринская тепловая электроцентраль» по ст. 20.6 ч. 1 КоАП РФ на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения от 15 сентября 2010 г. оставить без изменения.

Решение в кассационном порядке обжалованию не подлежит, вступает в законную силу немедленно.

Судья И.В. Гаркуль