Дело № Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДД.ММ.ГГГГ <адрес> Улаганский районный суд <адрес> в составе: председательствующего Т.В.Тюхтеневой при секретаре Ч.А.Ухановой с участием представителей истца ФИО7 и ФИО6, представителя ответчика администрации муниципального образования «Улаганский район» Санаа С.О., представителей Правительства <адрес> и Министерства регионального развития <адрес> ФИО8, ФИО9, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Улаганский район», Министерству регионального развития <адрес>, Правительству <адрес> о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, предусмотренной подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», обязании администрации муниципального образования «Улаганский район» восстановить ФИО1 в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании Правительства <адрес> в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» распределить государственный жилищный сертификат ФИО1 в 2011 году, обязании Министерства регионального развития <адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2011 году, У С Т А Н О В И Л : В суд обратилась ФИО1 с иском к администрации муниципального образования «Улаганский район», Министерству регионального развития <адрес>, Правительству <адрес> о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, предусмотренной подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», обязании администрации муниципального образования «Улаганский район» восстановить ФИО1 в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, обязании Правительства <адрес> в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» распределить государственный жилищный сертификат ФИО1 в 2011 году, обязании Министерства регионального развития <адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2011 году, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ она состояла на учете граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». В 2010 году ей должны были выдать сертификат на получение данной субсидии. ДД.ММ.ГГГГ жилищная комиссия администрации МО «Улаганский район» сняла ее с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с выявлением в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Данное решение принято на основании рекомендации республиканской Комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ее с учета по пп. в, и п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Администрация МО «Улаганский район» руководствуясь решением республиканской комиссии, сняла ее с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, сославшись на пп. в п.21 указанного Положения. Истец считает, что ее сняли с учета из-за совершения мнимой сделки купли-продажи квартиры, находящейся в <адрес>, намеренно занизив стоимость квартиры с целью увеличения суммы социальной выплаты. По мнению истца, она соответствует условиям участия в подпрограмме, так как имеет стаж работы в районе, приравненном к районам Крайнего Севера 27 лет, общий трудовой стаж составляет 35 лет, является инвалидом 2 группы, является ветераном труда. ФИО1 считает, что действиями ответчиков нарушено ее право на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, предусмотренное подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Истец ФИО1 просила дело рассмотреть в ее отсутствие, на судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ иск поддержала и пояснила, что ДД.ММ.ГГГГ написала заявление (рапорт) для включения ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Заявление писала сама, не помнит, кто зачеркнул слово «имеем» в заявлении, может быть секретарь жилищной комиссии Санаа С.О. У нее была квартира в <адрес>, которую она, зная, что в 2010 году получит жилищный сертификат, в счет имевшегося долга продала за 200000 руб. ФИО4, так как была должна последней 100000 руб., в договоре указала такую цену. Вещи из квартиры не вывозила, так как ФИО4 ее родственница, выписалась из квартиры ДД.ММ.ГГГГ. Затем эту же квартиру купила у ФИО4 ее дочь как инвалид за счет государства по договору от ДД.ММ.ГГГГ за 585000 руб., так как ФИО4 там произвела ремонт. В настоящее время проживает с дочерью ФИО6, своего жилья не имеет, считает, что ей незаконно отказали в выдаче жилищного сертификата и сняли с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, желает жить в <адрес>, так как болеет. Представитель истца ФИО7 иск поддержала и пояснила, что ФИО1 принадлежавшую ей квартиру в <адрес> продала ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 Сделка не была мнимой, стоимость квартиры не занижалась, была продана по существующей на тот момент цене за 200000 руб., однако в договоре указали 100000 руб., так как истец ФИО4 была должна такую сумму, в связи с чем считает, что истца незаконно исключили из списка граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Представитель истца ФИО6 иск поддержала и пояснила, что действительно ее мать ФИО1 имела квартиру в <адрес> ДД.ММ.ГГГГ продала ее ФИО4, так как была ей должна. Считает, что секретарь жилищной комиссии Санаа С.О. зачеркнула слово «имеем» в заявлении (рапорте) матери от ДД.ММ.ГГГГ. Представитель ответчика администрации муниципального образования «Улаганский район» Санаа С.О. иск не признала и пояснила, что с ДД.ММ.ГГГГ истец состояла в очереди для улучшения жилищных условий в категории «Инвалиды». ДД.ММ.ГГГГ истцом было подано заявление (рапорт) для включения ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». Заявление написано истцом собственноручно, где она указала, что жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации не имеет, однако имела в собственности квартиру в <адрес>. Представители ответчиков Правительства <адрес> и Министерства регионального развития <адрес> ФИО8, ФИО9 иск не признали и пояснили, что на заседании республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ДД.ММ.ГГГГ было принято решение сертификат ФИО1 не выдавать и рекомендовано МО «Улаганский район» снять с учета ФИО1 в связи с нарушением п.п. в, и п.21 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и ст.6 125-ФЗ, из-за того, что истец в заявлении (рапорте) от ДД.ММ.ГГГГ для включения ее в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» имея жилье указала об его отсутствии, затем продала его ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 намеренно занизив стоимость квартиры с целью увеличения социальной выплаты. Считают, что отказ в выдаче жилищного сертификата истцу обоснован, решение жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» о снятии ФИО1 с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей законно. Выслушав представителей истца ФИО7, ФИО6, представителя ответчика администрации муниципального образования «Улаганский район» Санаа С.О., представителей ответчиков Правительства <адрес> и Министерства регионального развития <адрес> ФИО8, ФИО9, изучив материалы дела, суд приходит к следующему. В силу ст.1 ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее ДД.ММ.ГГГГ, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилищных субсидий имеют также инвалиды 1 и 2 групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья и стаж работы которых составляет не менее 15 календарных лет. В соответствии со ст.3 вышеуказанного федерального закона постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту их жительства органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок регистрации и учета граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей установлен Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. В соответствии с п.п. 1, 2, 3 указанного Положения регистрация и учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, производятся органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту их постоянного проживания. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут передавать органам местного самоуправления в соответствии с законодательством российской Федерации осуществление полномочий по регистрации и учету граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья. Судом установлено, что Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-С ФИО1, проживающая в <адрес> поставлена на очередь для улучшения жилищных условий в категории «Инвалиды» с ДД.ММ.ГГГГ. Из протокола жилищной комиссии МО «Улаганский район» № от ДД.ММ.ГГГГ и Постановления администрации МО «Улаганский район» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что на основании п.п. «в» п.21 Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1, состоящая на учете в категории «Инвалиды 1 и 2 групп, инвалиды с детства», снята с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в связи с выявлением в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений. Суд находит законным и обоснованным решение жилищной комиссии МО «Улаганский район» № от ДД.ММ.ГГГГ о снятии ФИО1 с учета по следующим основаниям. Положением о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлен перечень документов, представляемых в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления). На основании п.п. в п.21 Положения граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в случае выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений. Для участия в подпрограмме граждане подают в орган местного самоуправления, в которых они состоят на учете заявление (рапорт) об участии в подпрограмме по форме согласно приложения № Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы». ФИО1 было подано указанное заявление ДД.ММ.ГГГГ, где было лично ею указано на то, что жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации она не имеет. Вместе с тем, в судебном заседании установлено, и это следует из договора купли-продажи квартиры и земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, что ФИО1 на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан № от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ принадлежала квартира, находящаяся в <адрес>. Но при написании заявления (рапорта) ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 были указаны не соответствующие действительности сведения об отсутствии у нее жилья. Данное обстоятельство является достаточным основанием для снятия ФИО1 с учета в соответствии с пп. в п.21 Положения, что и было осуществлено администрацией МО «Улаганский район» решением от ДД.ММ.ГГГГ. В последующем ФИО1 в жилищную комиссию администрации МО «Улаганский район» предоставлялись справки от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, сообщения из Управления федеральной регистрационной службы от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, справки ФГУП «Ростехинвентаризация - федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ об отсутствии у нее жилья. Суд критически относится к доводам истца и его представителя ФИО6 о возможном зачеркивании записи о наличии жилья в заявлении (рапорте) от ДД.ММ.ГГГГ секретарем жилищной комиссии администрации МО «Улаганский район» Санаа С.О., доказательств этому ФИО1 и ФИО6 не представили, из пояснений Санаа С.О. и истца ФИО1 заявление (рапорт) написано последней собственноручно. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Министерства регионального развития РА истец уведомлена о том, что на основании решения Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ДД.ММ.ГГГГ ей отказано в получении государственного жилищного сертификата в 2010 году. ДД.ММ.ГГГГ решением республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» ФИО1 отказано в предоставлении государственного жилищного сертификата в 2010 году. Данным решением МО «Улаганский район» рекомендовано снять ФИО1 с учета по пп. в, и п.21 Положения. Основанием для принятия такого решения послужило то, что в представленных документах содержатся сведения не соответствующие действительности, а также то, что имеющуюся у нее квартиру в <адрес> ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ продала ФИО4 за 100000 руб. с намеренным занижением стоимости квартиры с целью увеличения суммы социальной выплаты, заключила мнимую сделку, затем данная квартира была перепродана дочери ФИО1 за 500000 руб. Суд находит вынесенное решение комиссии от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в выдаче сертификата также законным по вышеизложенным в решении суда основаниям. Факт продажи квартиры ФИО1 ФИО4, приходящейся истцу родственницей подтверждается договором купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ. ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ продала указанную квартиру дочери истца ФИО6, приобретшей квартиру за счет денежных средств федерального бюджета. Из справки Улаганского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ следует следующий состав семьи истца: ФИО6 дочь, ФИО5 внук. Из похозяйственной книги Улаганского сельского поселения за 2007-2011 годы следует, что семья состоит из главы ФИО1, дочери ФИО6, внука ФИО5, то есть перечисленные лица проживали и проживают одной семьей в <адрес>. Кроме того, из заявления (рапорта) от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО1 ознакомлена с условиями участия в подпрограмме, в том числе и с обязанностью безвозмездно передать жилое помещение, находящееся в собственности в государственную или муниципальную собственность, и обязалась их выполнять. П.44 Правил предусмотрено предоставление обязательства о сдаче или безвозмездном отчуждении жилого помещения по форме согласно приложения №, за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается. Судом установлено, что у ФИО1 на момент написания и подачи заявления на участие в подпрограмме на ДД.ММ.ГГГГ имелось в собственности жилое помещение. ФИО1 внесены в заявление недостоверные сведения, что жилое помещение у нее отсутствует. Кроме того, ФИО1 продала принадлежащую ей квартиру ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ, то есть произвела отчуждение не предоставив обязательство о ее сдаче в соответствии с п.44 Правил. Нарушение п.44 Правил является основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. В связи с чем, республиканской комиссией по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» обоснованно ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выдаче сертификата ФИО1 Суд, оценив представленные сторонами письменные документы, находит их относимыми и допустимыми доказательствами, подтверждающимися пояснениями сторон по делу и на основании изложенного, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме. Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, Р Е Ш И Л: В удовлетворении исковых требованийЯлбаевой Парасковьи Семеновны к администрации муниципального образования «Улаганский район», Министерству регионального развития <адрес>, Правительству <адрес> о признании права на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии) для приобретения жилого помещения, предусмотренной подпрограммой «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы», обязании администрации муниципального образования «Улаганский район» восстановить ФИО1 в списке граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, поставленную на учет ДД.ММ.ГГГГ, обязании Правительства <адрес> в лице Республиканской комиссии по реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» распределить государственный жилищный сертификат ФИО1 в 2011 году, обязании Министерства регионального развития <адрес> выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат в 2011 году отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд <адрес> в течение 10 дней со дня принятия судом решения в окончательной форме. Решение судом в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ. Председательствующий Т.В.Тюхтенева