Дело № 1-5/2011
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
с. Усть-Кулом | «03» февраля 2011 года |
Усть-Куломский районный суд Республики Коми под председательством судьи Логиновой Г.Б.,
при секретаре Коняевой Т.В.,
с участием государственного обвинителя, заместителя прокурора Усть-Куломского района Республики Коми Агапова С.А.,
подсудимой Лиске И.И.,
защитника Коновалова А.В., представившего удостоверение № и ордер №,
а также потерпевшей Русецкой З.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы уголовного дела в отношении Лиске И.И., <данные изъяты>,
обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 2 п. «В» УК РФ,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимая совершила кражу, то есть тайное хищение чужого имущества, с причинением значительного ущерба гражданину при следующих обстоятельствах:
Так, Лиске И.И. 11 октября 2010 года в период времени с 12 часов до 16 часов, точное время не установлено, находясь в доме Г. по адресу: <адрес> в компании Русецкой З.В., Г., Б.1 и С.1, распивала спиртные напитки. Деньги на спиртные напитки давала Русецкая З.В. из своего кошелька, который находился при ней в сумке. Воспользовавшись тем, что Г. и Русецкая З.И. уснули, а С.1 и Б.1 вышли на улицу, у Лиске И.И. возник умысел на хищение денег, принадлежащих Русецкой З.В., и, реализуя свой преступный умысел, воспользовавшись тем, что за ее действиями никто не наблюдает, Лиске И.И. вошла в спальню указанного дома и подошла к спящей на кровати Русецкой З.В., рядом с которой обнаружила сумку, принадлежащую Русецкой З.В., откуда умышленно, тайно, из корыстных побуждений, осознавая противоправный характер своих действий, путем свободного доступа похитила кошелек, не представляющий для Русецкой З.В. ценности, и деньги в сумме <данные изъяты>. После чего с места происшествия скрылась, причинив потерпевшей Русецкой З.В. значительный ущерб на сумму <данные изъяты>. Похищенным впоследствии распорядилась по своему усмотрению.
Подсудимая Лиске И.И. виновной себя признала частично и показала суду, что в кошельке у Русецкой З.В. денег было <данные изъяты> рублей, она признает данную сумму. На украденные деньги они с Б.1 приобрели продукты питания, спиртное. На сельском рынке купила демисезонные сапоги за <данные изъяты> рублей, кроссовки за <данные изъяты> рублей, джинсы за <данные изъяты> рублей.
В связи с противоречиями в показаниях были оглашены показания, данные подсудимой Лиске И.И. на предварительном следствии в качестве подозреваемой. Так, Лиске И.И. показала, что 11.10.2010 она вместе со своей знакомой Б.1 находилась на ул. <адрес>, где они встретили женщину по имени З.. Б.1 попросила Русецкую З.В. опохмелить ее, а взамен обещала отдать свежую рыбу. Русецкая З.В. согласилась и повела их на квартиру к Г., где они в компании С.1 и Г. стали употреблять спиртное. В ходе распития спиртного, С.1 попросила у Русецкой З.В. 300 рублей, пошла в магазин и приобрела спиртное. Спустя время, С.1 снова попросила у Русецкой З.В. 200 рублей, сходила в магазин и приобрела бутылку водки. В ходе распития спиртного, С.1 снова попросила у Русецкой З.В. деньги на спиртное. Последняя указала, что мелких денег у нее не осталось и отдала купюру достоинством в 1000 рублей. С указанными деньгами она и Б.1 сходили в магазин и приобрели спиртное, на какую сумму, отдавали ли потом сдачу Русецкой З.В., она не помнит. В ходе распития спиртного Русецкая З.В. уснула, сумку, в которой хранила свой кошелек с деньгами, положила на пол. У нее возник умысел на хищение денег Русецкой З.В.. Она достала из сумки Русецкой З.В. кошелек и положила его в карман своей одежды. Сколько в кошельке находилось денег, не помнит. Что было потом, помнит смутно. Помнит, что она и Б.1 пошли на рынок, где она приобрела для себя сапожки за <данные изъяты> рублей, джинсы за <данные изъяты> рублей, а также кроссовки для Б.1 за <данные изъяты> рублей. По пути на рынок они зашли в продуктовый магазин и купили продукты питания на сумму около <данные изъяты> рублей.
Потерпевшая Русецкая З.В. показала суду, что 11.10.2010 она на почте получила пенсию в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек и там же оплатила счета за коммунальные услуги в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, затем отдала долги в размере <данные изъяты> рублей и приобрела 1 бутылку водки стоимостью 100 рублей. У нее осталось <данные изъяты> рублей. С указанной бутылкой она пошла к Г. . Возле магазина она встретила двух ранее незнакомых женщин, одну звали Б.1, вторую Лиске И.И.. Последних она пригласила в гости к Г., где в компании С.1, Г., Б.1 и Лиске И.И. она стала употреблять спиртное. В процессе распития спиртного С.1 попросила у нее 300 рублей, чтобы погасить в магазине долг и приобрести спиртное. Б.1 на приобретение спиртного отдала 1000 рублей. Лиске И. на приобретение спиртного дважды отдала по 100 рублей. От пенсии осталось <данные изъяты> рублей. От выпитого она опьянела и легла спать. 12.10.2010 утром она вернулась к Г. за своей сумкой, в которой лежал ее кошелек с деньгами. Однако кошелька внутри сумки она не нашла. От соседа Г. С.2 она узнала, что Лиске И.И. и Б.1 при нем пересчитывали на улице деньги. Так как сдачу от 1000 рублей ей не вернули, считает, что данную сумму также украли.
Свидетель С.1 показала суду, что 11.10.2010 она находилась в гостях у Г., когда около 09 часов туда пришли Русецкая З.В., Лиске И.И. и ранее незнакомая ей Б.1 . Всей компанией стали употреблять спиртное. В процессе распития спиртного Русецкая З.В. отдала на спиртное 1500 рублей. За спиртным в магазин ходила Лиске И.И., сколько спиртного они выпили, она не помнит. Русецкая З.В. сильно охмелела и легла спать. Она первой вышла из квартиры Г. и пошла домой. За ней вышла Б.1, а за ней Лиске И.И.. Куда впоследствии ушли Б.1 и Лиске И.И., она не знает. О краже денег у Русецкой З.В. она узнала на следующий день.
Свидетель Г. показала суду, что утром 11.10.2010 к ней пришла Русецкая З.В. с Лиске И.И. и ранее незнакомой Б.1 .В компании Русецкой З.В., Лиске И.И., Б.1, С.1 она стала употреблять спиртное. При ней Русецкая З.В. сказала, что в указанный день получила пенсию. Где у нее лежали деньги, она не знает, так как при Русецкой З.В. видела лишь сумку. Спиртное употребляли целый день. Что происходило в процессе распития спиртного, не помнит, так как была изрядно пьяна. Кто за кем ушел, она не помнит. 12.10.2010 к ней за своей сумкой пришла Русецкая З.В.. Внутри своей сумки она не обнаружила кошелька с деньгами. Со слов Русецкой З.В. у нее пропали деньги в сумме около <данные изъяты> рублей.
Свидетель С.2 показал суду, что 11.10.2010 около 15-16 часов он вышел на крыльцо подъезда своего дома покурить. Напротив него со стороны второго подъезда указанного дома остановились две женщины. Из них он опознал Лиске И.И.. Обе находились в нетрезвом состоянии. Стоя недалеко от него, указанные женщины стали считать или делить деньги. В чьих руках находились купюры, он не помнит, сумму, которую женщины делили, он не знает. Поделив деньги, указанные женщины ушли в сторону центра села. О том, что 11.10.2010 у Русецкой З.В. украли деньги, он узнал 12.10.2010 от Русецкой З.В.. Со слов последней деньги у нее пропали во время распития спиртного в квартире Г. . Со слов Русецкой З.В., у нее пропало около <данные изъяты> рублей.
Свидетель К. показала суду, что длительное время знакома с Русецкой З.В.. Осенью 2010 года последняя заняла у нее <данные изъяты> рублей, которые вернула в октябре 2010 года двумя купюрами: в <данные изъяты> рублей и <данные изъяты> рублей.
Свидетель Л. в суде показала, что осенью 2010 года она работала на сельском рынке продавцом. Осенью 2010 года, действительно, Лиске И. с другой женщиной приходили на рынок. Лиске И. купила женские демисезонные сапоги за <данные изъяты> рублей и кроссовки за <данные изъяты> рублей, а так кроссовки продавали за <данные изъяты> рублей.
Свидетель Б.2 в судебное заседание не явилась. По ходатайству государственного обвинителя, с согласия со стороны защиты, показания свидетеля, данные в ходе предварительного следствия, были оглашены в судебном заседании.
Свидетель на предварительном следствии показала, что на центральный рынок <адрес> в конце сентября 2010 года, около 15 часов, точно она не помнит, пришли две женщины. Среди них она узнала Лиске И.И., которая приобрела на рынке женские сапожки, джинсы и кроссовки, всего на сумму около <данные изъяты> рублей. За покупки Лиске И.И. расплатилась сама двумя купюрами достоинством в <данные изъяты> рублей каждая. У указанных женщин в руках находился большой пакет и торт. Что было в пакете, покупала ли Лиске И.И. со своей знакомой еще что-либо на рынке, она не знает, так как не видела.
Кроме показаний потерпевшей и свидетелей вина подсудимой Лиске И.И. нашла подтверждение и другими, собранными по делу доказательствами, в том числе:
Рапортом об обнаружении признаков преступления от 14.10.2010 о том, что 11.10.2010 около 11 часов в <адрес> в доме у Г. во время распития спиртных напитков неизвестные лица из кошелька у гражданки Русецкой З.В. похитили деньги в сумме <данные изъяты> рублей.
Заявлением Русецкой З.В. от 14.10.2010 о привлечении к уголовной ответственности неизвестных лиц, которые 11.10.2010 в доме у Г. похитили у нее из сумки кошелек с деньгами в сумме <данные изъяты> рублей. Ущерб для нее значительный.
Протоколом осмотра места происшествия – квартиры <адрес> по улице <адрес> в с. <адрес> – от 14.10.2010 .
Актом изъятия у гражданина М. пакета голубого цвета, резиновых галош черного цвета 41-го размера и кошелька черного цвета размерами 9,5?18,5 см из кожезаменителя, внутри которой имеется шариковая синяя ручка, кассовый чек от 11.10.2010 на сумму <данные изъяты> рубля (выплата пенсии), счет-квитанция на оплату жилищно-коммунальных услуг за сентябрь 2010 года на имя Русецкой З.В. от 14.10.2010.
Протоколом выемки у Лиске И.И. женских сапог и джинс от 14.10.2010, которые последняя приобрела на похищенные у Русецкой З.В. деньги.
Протоколом выемки у Б.1 кроссовок от 14.10.2010, которые Лиске И.И. приобрела на похищенные у Русецкой З.В. деньги.
Протоколом выемки у потерпевшей Русецкой З.В. квитанции об оплате электроэнергии за сентябрь 2010 года на сумму <данные изъяты> рублей 36 копеек от 29.11.2010.
Справкой УПФР в Усть-Куломском районе Республики Коми от 22.11.2010 о размере пенсии Русецкой З.В.
Согласно заключению амбулаторной судебной психиатрической экспертизы № от 02.11.2010 Лиске И.И. в период инкриминируемого деяния и в настоящее время психических расстройств не обнаруживала и не обнаруживает. Она могла и может в настоящее время осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. В принудительных мерах медицинского характера не нуждается.
Находя вину в совокупности всех собранных и исследованных судом доказательств доказанной полностью, суд квалифицирует действия Лиске И.И. по ст. 158 ч. 2 п. «В» УК РФ как кражу, то есть тайное хищение чужого имущества с причинением значительного ущерба гражданину.
Квалифицирующий признак – причинение значительного ущерба гражданину – нашёл своё подтверждение: учитывалось материальное положение потерпевшей, которая является пенсионеркой, другого дохода не имеет, после кражи испытывает тяжелое материальное положение. Кроме того, сумма ущерба превышает сумму, с которой, согласно приложения к ст. 158 УК РФ, исчисляется значительность ущерба.
неполное признание подсудимой своей вины в части размера похищенных денег суд расценивает как способ защиты. Ее вина полностью подтверждается показаниями потерпевшей, свидетелей, которые согласуются между собой, не имеют существенных противоречий и поставили бы под сомнение их правдивость. Не доверять показаниям указанных лиц у суда нет оснований.
При определении меры наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, которое относится к категории средней тяжести, личность подсудимой, характеризующейся по месту жительства удовлетворительно, к административной ответственности не привлекавшейся, не работающей, в ЦЗН на учете в качестве ищущей работу не состоящей, ранее не судимой.
Обстоятельствами, смягчающими наказание подсудимой, суд признает раскаяние в содеянном, публичное принесение извинений перед потерпевшей.
Отягчающих наказание обстоятельств судом не установлено.
С учетом тяжести содеянного, личности подсудимой, наличие смягчающих вину обстоятельств и отсутствие отягчающих обстоятельств суд приходит к выводу о назначении подсудимой Лиске И.И. наказания в виде обязательных работ.
Процессуальные издержки по оплате труда адвоката необходимо возложить на осужденную, поскольку оснований для освобождения Лиске И.И. полностью или частично от их уплаты суд не находит.
Исковые требования потерпевшей Русецкой З.В., заявленные как на предварительном следствии, так и в судебном заседании в сумме <данные изъяты> рублей необходимо удовлетворить в части, на сумму <данные изъяты> рублей.
Вещественные доказательства по делу: женские сапожки, кроссовки, женские джинсы в соответствии с п.4 ч.3 ст.81 УПК РФ подлежат возвращению законному владельцу, то есть Лиске И.И.
Руководствуясь ст. ст. 307-309 УПК РФ, суд
ПРИГОВОРИЛ:
Признать Лиске И.И. виновной в совершении преступления, предусмотренного ст. 158 ч. 2 п. «В» УК РФ, и назначить ей наказание в виде обязательных работ на срок 200 часов в местах, определенных органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией.
Меру пресечения Лиске И.И. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
Взыскать с Лиске И.И. процессуальные издержки в доход государства в размере <данные изъяты> рублей.
Взыскать с Лиске И.И. в пользу Русецкой З.В. материальный ущерб в размере <данные изъяты> рублей.
Вещественные доказательства: женские сапожки, кроссовки, женские джинсы - передать Лиске И.И..
Приговор может быть обжалован в кассационном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение 10 суток со дня его провозглашения.
В случае подачи кассационной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом кассационной инстанции, о чем должно быть указано в жалобе.
Председательствующий – Г.Б.Логинова