Дело № 11-11/2011 Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Ефремова С.А., при секретаре Липиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 5 августа 2011 года дело по апелляционной жалобе Министерства финансов Республики Коми на решение мирового судьи Усть-Куломского судебного участка от 28.03.2011 по делу № 2-43/2011 по иску Гичевой И.Г., Паршуковой М.Е., Расовой О.И., Лютоевой В.В., Липиной З.А., Опариной Е.Н., Сенькиной Л.Н., Гуляевой Н.В., Киселевой Т.В. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» и Министерству финансов Республики Коми о взыскании компенсации стоимости твердого топлива, установил: Решением мирового судьи Усть-Куломского судебного участка от 28.03.2011 по делу № 2-43/2011 удовлетворен иск Гичевой И.Г., Паршуковой М.Е., Расовой О.И., Лютоевой В.В., Липиной З.А., Опариной Е.Н., Сенькиной Л.Н., Гуляевой Н.В., Киселевой Т.В. к Министерству финансов Республики Коми. С Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми взыскана компенсация твердого топлива за 2008-2009 годы по 8955, 52 рублей в пользу каждого из истцов. ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» от ответственности по иску освобожден. Министерство финансов Республики Коми оспорило данное решение, указав, что истцы, реализовали свое право на получение меры социальной поддержки, установленные частью 1 статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», в том числе на получение компенсации стоимости приобретенного твердого топлива в размере, установленном Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115. Кроме того, неверно принято решение в части возложения на Министерство финансов Республики Коми обязанности по выплате компенсации стоимости твердого топлива, поскольку все обязательства в части компенсаций и выплат, установленных федеральными законами и законами Республики Коми, возникшие и неисполненные до 1 января 2010 территориальными органами Агентства Республики Коми по социальному развитию, исполняются Агентством Республики Коми по социальному развитию и государственными учреждениями социального обслуживания населения Республики Коми, осуществляющими функции по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения. Бюджетные денежные средства на реализацию Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ доведены до главного распорядителя – Агентства Республики Коми по социальному развитию. Иск о возмещении вреда не заявлен, поэтому нет оснований для взысканий за счет средств казны Республики Коми. В судебном заседании представитель Министерства финансов Республики Коми Елизаров Р.Н., поддержал указанную в жалобе позицию и настаивал на отмене решения мирового судьи. Представитель ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» Рябинина Р.М. поддержала позицию Минфина по аналогичным основаниям. Истцы Паршукова М.Е., Лютоева В.В., Липина З.А., Опарина Е.Н., Сенькина Л.Н., Гуляева Н.В., Киселева Т.В., Расова О.И. не согласились с доводами апелляционной жалобы, считая решение мирового судьи обоснованным. Истица Гичева И.Г. в судебное заседание не явилась. Заслушав объяснения сторон, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Статья 18 Закона Республики Коми от 12 ноября 2004г. № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» предусматривает меры социальной поддержки педагогических работников государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах или поселках городского типа. В целях реализации Закона Республики Коми "О социальной поддержке населения в Республике Коми" приняты Постановления Правительства РК от 31.12.2004 N 280 и от 05.05.2009 № 115, устанавливающие размер компенсации стоимости твердого топлива, а также порядок и условия выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива. Агентству Республики Коми по социальному развитию дано право давать разъяснения, связанные с реализацией настоящих постановлений. Истцы – педагогические работники государственного образовательного учреждения Республики Коми, имеющие право на компенсацию расходов на отопление жилых помещений, - возбудили спор о размере компенсаций, выданных им за 2008 и 2009 годы. Считая компенсацию недостаточной, педагоги потребовали выплатить им разницу между выплаченной фиксированной и расчетной компенсацией по формуле, рекомендованной Агентством Республики Коми по социальному развитию. Такая формула была рекомендована к применению Агентством Республики Коми по социальному развитию в разъяснениях, направленных в подведомственные учреждения 22.04.2009 за № 18/2293, однако расчет по формуле был обусловлен обращением гражданина в топливно-снабжающую организацию. В случае отказа гражданина от услуг такой организации, компенсация подлежала выплате в фиксированном размере. По делу установлено, что ни один из истцов не обращался в топливно-снабжающую организацию. Согласно представленным документам решения о выплате компенсаций истцам в фиксированном размере были приняты по их заявлениям и реализованы до применения разъяснений о расчетной компенсации. Доводы истцов об обязательном характере разъяснений суд не принимает. Разъяснения носят рекомендательный характер, на что имеется указание по тексту документа. Разъяснения не обладают признаками нормативного правового акта. Они не публиковались, что обязательно для нормативных правовых актов, затрагивающих права, свобод и обязанности граждан (ст. 7 Конституции Республики Коми). Кроме того, имеется некоторая неопределенность относительно практического применения формулы. В том виде, в котором она дана в разъяснениях (Смсп = (Nдом ? Т + Nдом ? Тд) ?РМ), где: Смсп - сумма меры социальной поддержки на 1 человека, имеющего право на меры социальной поддержки на приобретение твердого топлива - (руб.); Nдом – норма отпуска твердого топлива, установленная органами местного самоуправления на жилое помещение (жилой дом) - (куб.м); Т – тариф – (руб./куб.м); Тд – тариф на доставку – (руб./куб.м); РМ – размер меры социальной поддержки (30%, 50%, 100%), формула имеет незавершенный вид: ? = (куб.м ? руб./куб.м + куб.м ? руб./куб.м) ? %. Изменив формулу в своих расчетах (Смсп = (Nдом ? Т + Nдом ? Тд), мировой судья отступил от разъяснений органа соцзащиты без объяснения причин. В соответствии с Постановлениями Правительства РК от 31.12.2004 № 280 и от 05.05.2009 № 115 компенсация стоимости твердого топлива выплачивается один раз в год. Истцы данным правом воспользовались, что подтверждается их заявлениями в орган социальной защиты и справками о производстве выплат компенсации стоимости твердого топлива за спорный период. Согласно материалам дела компенсация стоимости твердого топлива выплачена в 2008 году: Кисилевой Т.В. 25.06.2008 – 3018 руб., Лютоевой В.В. 25.06.2008 – 3018 руб., Липиной З.А. 26.06.2008 – 3018 руб., Гичевой И.Г. 25.06.2008 – 3018 руб., Расовой О.И. 12.12.2008 – 3018 руб., Гуляевой Н.В. – 3018 руб., Сенькиной Л.Н. 25.05.2008 – 3018 руб., Паршуковой М.Е. 25.06.2008 – 3018 руб. В 2009 году выплачено: Кисилевой Т.В. 18.09.2009 – 3622 руб., Опариной Е.Н. 24.06.2009 – 3622 руб., Лютоевой В.В. 25.08.2009 – 3622 руб., Липиной З.А. 25.08.2009 – 3622 руб., Гичевой И.Г. 25.08.2009 – 3622 руб., Расовой О.И. 18.09.2009 – 3622 руб., Гуляевой Н.В. 25.08.2009 – 3622 руб., Сенькиной Л.Н. – 3622 руб., Паршуковой М.Е. 25.08.2009 – 3622 руб. Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств не усматривается правовых оснований для удовлетворения иска, как по существу исковых требований, так и в отношении ответчика - финансового органа, выступающего от имени казны при возмещении вреда за ее счет в соответствии со статьей 1071 ГК РФ, которая к рассматриваемому спорному правоотношению не применима. Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 328 - 330, 362 ГПК РФ, суд решил: Решение мирового судьи Усть-Куломского судебного участка от 28.03.2011 о взыскании с Министерства финансов Республики Коми за счет средств казны Республики Коми компенсации стоимости твердого топлива за 2008 и 2009 годы в пользу Гичевой И.Г., Паршуковой М.Е., Расовой О.И., Лютоевой В.В., Липиной З.А., Опариной Е.Н., Сенькиной Л.Н., Гуляевой Н.В., Киселевой Т.В. по 8955 рублей каждойФИО16 отменить. Принять новое решение об отказе в иске Гичевой И.Г., Паршуковой М.Е., Расовой О.И., Лютоевой В.В., Липиной З.А., Опариной Е.Н., Сенькиной Л.Н., Гуляевой Н.В., Киселевой Т.В. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» и Министерству финансов Республики Коми о взыскании компенсации стоимости твердого топлива в полном объеме. Решение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия. Председательствующий