Дело № 2-192/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Зайцева С.Б.,
при секретаре Федоровой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 05 июля 2010 года дело по иску Шешукова А.М. к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище № 15 г. Сыктывкара о признании действий ответчика незаконными, нарушающими конституционные права и свободы, о возложении обязанности начислять районный коэффициент, северные надбавки, надбавки за интенсивность на установленный минимальный размер оплаты труда, о возложении обязанности произвести расчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном отпуске, больничном, командировках, работу, выполняемую по совместительству, о взыскании рассчитанной, невыплаченной задолженности по заработной плате, о возложении обязанности производить расчет заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда,
установил:
Шешуков А.М. обратился в суд с иском к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище № 15 г. Сыктывкара о признании действий ответчика незаконными, нарушающими конституционные права и свободы, о возложении обязанности начислять районный коэффициент, северные надбавки, надбавки за интенсивность на установленный минимальный размер оплаты труда, о возложении обязанности произвести расчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном отпуске, больничном, командировках, работу, выполняемую по совместительству, о взыскании рассчитанной, невыплаченной задолженности по заработной плате, о возложении обязанности производить расчет заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда.
В обоснование своих исковых требований Шешуков А.М. ссылается на то, что с 01.09.2007 г. был увеличен минимальный размер оплаты труда до 2300 рублей, а с 01.01.2009 – до 4330 рублей. Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации и не может быть ниже прожиточного минимума трудоспособного человека. Работодатели, использующие тарифную систему оплаты труда , при установлении тарифных ставок или должностных окладов должны были брать за основу расчета размер 1 разряда тарифной сетки не ниже МРОТ с применением установленных тарифных коэффициентов относительно занимаемых должностей и на общую сумму заработной платы должны начисляться районный коэффициент и северные надбавки. Таким образом, работодатель должен был соотнести первый разряд оплаты труда, приравняв его к величине МРОТ: с 01.09.2007 – в размере не ниже 2300 рублей, с 01.01.2009 – не ниже 4330, но ответчик не внес никаких изменений в систему оплаты труда, ссылаясь на то, что в минимальный размер оплаты труда входят надбавки стимулирующего, компенсационного и социального характера, что, по его мнению, является прямым нарушением российского законодательства. В связи с чем Шешуков А.М. просит удовлетворить все предъявленные к ответчику исковые требования.
В судебном заседании истец Шешуков А.М. свои исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика – исполняющий обязанности директора ГОУНПО «Профессиональное училище № 15» г. Сыктывкар ФИО1 иск не признала и в судебном заседании пояснила, что исковые требования Шешукова А.М. являются необоснованным, поскольку заработная плата ему начисляется и выплачивается в соответствии с условиями заключённого с ним трудового договора и действующего трудового законодательства, которая значительно выше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск Шешкова А.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Аналогичная норма предусмотрена статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации также предусматривающая, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вышеуказанной нормой определены и понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) и базовой ставки заработной платы.
Так под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.
Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.
Таким образом анализ действующего законодательства приводит суд к выводу о том, что трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы, в размере меньшем МРОТ, при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы в виде иных предусмотренных у данного работодателя выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в определении от 01.10.2009 по делу № 1160-О-О, из содержания которого следует, что в ходе совершенствования трудового законодательства, законодатель, признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие, а именно: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки и должностного оклада ниже этого размера.
Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (ст. 146 ТК РФ), были сохранены в неизменном виде.
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, при этом заработная плата работников, занятых на работах с особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с окладами (должностными окладами), установленными для таких же видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры таких выплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статей 54, 56 Закона РФ «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Образовательное учреждение является работодателем для работников такого учреждения.
В судебном заседании установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспариваются, что Шешуков А.М. на основании приказа от 24.08.2007 Номер обезличен принят на работу в Профессиональное училище № 26 п. Кебанъель в качестве преподавателя. Между ним и работодателем заключен трудовой договор от 23.08.2007 Номер обезличен, по условиям которого ответчик обязался выплачивать работнику заработную плату в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договорами.
На основании Приказа Министерства образования Республики Коми от 18.02.2009 № 46 ГОУНПО ПУ № 15 г. Сыктывкара реорганизовано в форме присоединения к нему ГОУПНПО ПУ № 19 и ГОУНПО ПУ № 26, что подтверждено выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, предоставленной ИФНС по г. Сыктывкару от 23.06.2010 № 05-09/1/7972дсп.
Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Из представленных истцом в суд копий лицевых счетов за период с 01.09.2009 по 01.05.2010 усматривается, что Шешукову А.М. за выполнение трудовых обязанностей выплачивалась следующая заработная плата: должностной оклад – 3390 руб., к окладу ежемесячно доплачивались дополнительные компенсационные выплаты в размере 15% за проверку тетрадей, 25% за работу в сельской местности, 35% как молодому специалисту, 10% за интенсивность труда преподавателя, заработная плата в итоге составила 6271,50 руб. Кроме того, к указанной заработной плате производились выплаты стимулирующего характера в частности, это премиальные выплаты, а также за интенсивность труда, которая в зависимости от нагрузки начислялась истцу от 08 до 57% к заработной плате.
Таким образом, совокупный размер заработной платы Шешукова А.М. с учетом дополнительных компенсационных выплат и стимулирующих надбавок превышает установленный Федеральным законам от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда, установленный в размере 4330 рублей.
Кроме того главой 50 Трудового кодекса РФ определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местностях. В силу положений ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 г. N 12 (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 г. N 46), с 01 апреля 1992 г. Усть-Куломский район Коми ССР, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Усть-Куломского района при начислении заработной платы применяется районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 50 % от месячного заработка.
В соответствии с п. 1 Постановления Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 «Об утверждении Разъяснения от 11.09.1995 г. N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, и приравненных к ним местностях …», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Анализ всех вышеприведенных нормативных положений, в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в отличие от других выплат компенсационного характера, должны начисляться на размер заработной платы работника, не ниже гарантированного федеральным законом минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ.
помимо того, что Шешукову А.М. начислялась заработная плата с компенсационными и стимулирующими надбавками, которая превышает установленный минимальный размер оплаты труда, судом установлено также, что на указанную заработную плату работодателем производилось начисление районного коэффициента и северной надбавки.
При таких обстоятельствах доводы Шешукова А.М. о нарушении ответчиком его трудовых прав в связи с начислением заработной платы без учета повышения минимального размера оплаты труда в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Шешукову А.М. к Государственному образовательному учреждению начального профессионального образования профессиональное училище № 15 г. Сыктывкара о признании действий ответчика незаконными, нарушающими конституционные права и свободы, о возложении обязанности начислять районный коэффициент, северные надбавки, надбавки за интенсивность на установленный минимальный размер оплаты труда, о возложении обязанности произвести расчет заработной платы, включая дни пребывания в очередном отпуске, больничном, командировках, работу, выполняемую по совместительству за период с 31.08.2009 по день рассмотрения иска, о взыскании рассчитанной, невыплаченной задолженности по заработной плате, о возложении обязанности производить расчет заработной платы исходя из минимального размера оплаты труда – отказать.
На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение
изготовлено 12 июля 2010 года