Решение суда о возложении обязанности установить оклад не ниже МРОТ.



Дело № 2-256/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Зайцева С.Б.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 13 июля 2010 года дело по иску Нестеровой Т. М. к Муниципальному образовательному учреждению «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа», Администрации Муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.07.2007 по 31.05.2010 в размере 325567,76 рублей,

установил:

Нестерова Т.М. обратилась в Усть-Куломский районный суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа», Администрации Муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности установить оклад не ниже минимального размера оплаты труда, взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.07.2007 по 31.05.2010 в размере 325567,76 рублей.

В обоснование своих исковых требований Нестерова Т.М. указала, что с 25 ноября 1985 года состоит в трудовых отношениях с Муниципальным образовательным учреждением «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» в должности учителя математики и физики. В целях регулирования оплаты труда в Российской Федерации федеральными законами производились поэтапно изменения минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 МРОТ был увеличен до 2300 рублей, а с 01.01.2009 – до 4330 рублей. Ст. 133 ТК РФ указывает, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Ст. 129 ТК РФ указывает, что МРОТ – это устанавливаемая федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Работодатель, использующий тарифную систему оплаты труда, при установлении тарифных ставок или должностных окладов должны брать за основу размер первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ с установлением тарифных коэффициентов соотносительно занимаемым должностям, и на общую сумму заработной платы (с учетом стимулирующих доплат) должны начисляться районный коэффициент и северные надбавки. На основании изложенного просит обязать ответчика установить оклад не ниже МРОТ, произвести перерасчет и взыскать недоплату по заработной плате с 01.09.2007 по 31.05.2010 в размере 325567,76 рублей с уплатой денежной компенсации в размере не ниже одной трехсотой действующей в настоящее время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно.

В судебном заседании истец – Нестерова Т.М. уточнила свои исковые требования, просит взыскать с МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату в сумме 325567,76 рублей за период с 01 сентября 2007 года по 31 мая 2010 года. Считает, что заработная плата за период с сентября 2007 года по настоящее время выплачивалась ей в меньшем размере, чем предусмотрено действующим законодательством, указанный факт расценивает как дискриминацию, то есть ограничение в трудовых правах работника, не связанное с его деловыми качествами. При этом Нестерова Т.М. указала, что в данном случае не может быть применена ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, так как трудовые отношения и трудовой договор, заключенный с работодателем имеет длящийся характер в соответствии с трудовым законодательством и обязанность работодателя в полном размере выплачивать работнику заработную плату остается в течение всего трудового договора.

Представители ответчика – директор МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» ФИО1, заместитель главы Администрации Муниципального района «Усть-Куломский» ФИО2, заместитель начальника Управления образованием Администрации МР «Усть-Куломский» ФИО3, бухгалтер ФИО4, действующие на основании доверенностей, с исковыми требованиями не согласились, указывая на пропуск истцом срока для обращения с иском в суд. В судебном заседании пояснили, что исковые требования Нестеровой Т.М. являются необоснованными, поскольку заработная плата ей начисляется и выплачивается в соответствии с условиями заключённого с ней трудового договора и действующего трудового законодательства, а её размер значительно выше установленного законом минимального размера оплаты труда. В связи с этим просят отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск Нестеровой Т.М. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Аналогичная норма предусмотрена статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации также предусматривающая, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.

Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.

Таким образом, анализ действующего законодательства приводит суд к выводу о том, что трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере меньшем МРОТ, при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы в виде иных предусмотренных у данного работодателя выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в определении от 01.10.2009 по делу № 1160-О-О, из содержания которого следует, что в ходе совершенствования трудового законодательства, законодатель, признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие, а именно: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки и должностного оклада ниже этого размера.

Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (ст. 146 ТК РФ), были сохранены в неизменном виде.

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, при этом заработная плата работников, занятых на работах с особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с окладами (должностными окладами), установленными для таких же видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).

Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.

При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.

В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры таких выплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что Нестерова Т.М. на основании приказа от 25.11.1985 Номер обезличен принята на работу к ответчику на должность учителя математики и физики.

Согласно трудового договора от 16.02.2004 Номер обезличен Нестеровой Т.М. установлен должностной оклад в размере 2350 рублей. Истцу были установлены и выплачивались ежемесячные выплаты компенсационного характера: повышение должностного оклада в размере 25% за работу в учреждении, расположенном в сельской местности (587,50 рублей), ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 20% (470 рублей). Согласно лицевого счета, предоставленного истцом, ее среднемесячная заработная плата за период с 01.09.2007 по 31.12.2007 без учета районного коэффициента и северной надбавки составила 6759,01 рублей.

Таким образом, совокупный размер заработной платы Нестеровой М.Н. с учетом дополнительных компенсационных выплат и стимулирующих надбавок превышает установленные Федеральными законами от 20.04.2007 № 54-ФЗ минимальный размер оплаты труда, который был установлен в размере 2300 рублей.

С 1 января 2008 года согласно Постановления главы МР «Усть-Куломский» от 25.10.2007 № 1259 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МО МР «Усть-Куломский» введена отраслевая система оплаты труда.

Нестерова Т.М. имеет высшую квалификационную категорию (приказ от 25.05.2006 Номер обезличенк), в связи с изменением условий оплаты труда с 01 января 2008 должностной оклад был увеличен и составил 4250 рублей при норме работы в неделю в 18 часов. К должностному окладу истца начисляется и выплачивается ежемесячные выплаты компенсационного характера повышение должностного оклада в размере 25% за работу в учреждении, расположенном в сельской местности (1062,50 рублей). С учетом указанной надбавки, заработная плата истицы составляет 5312,50 рублей, на указанную сумму производится начисление ежемесячной надбавки за выслугу лет в размере 20% (1062,50 рублей), 15% за проверку тетрадей (796,87 рублей), за заведование кабинетом 15% (796,87 рублей), 8% за сопровождение детей (425 рублей), и также выплачивается 10% надбавка, как работнику, имеющего ведомственной награды (531,25 рублей). Таким образом, заработная плата истца с учетом дополнительных компенсационных выплат и стимулирующих надбавок составила 8925 рублей.

Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц.

Учитывая, что ответчиком заявлено ходатайство о пропуске Нестеровой Т.М. срока для обращения с иском в суд, уважительных причин пропуска срока истцом не представлено и в судебном заседании не установлено, суд с учетом нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.

Согласно расчетных листов, представленных в материалы дела, видно, что совокупный размер месячной заработной платы Нестеровой Т.М., включая должностной оклад, вышеуказанные компенсационные выплаты, без учета районного коэффициента и северной надбавки, за спорный период (март-май 2010 года) не был ниже установленного минимального размера оплаты труда, даже при учете неполной рабочей недели. В указанный период нагрузка Нестеровой Т.М. составляла 15,5 часов в неделю. Должностной оклад из расчета 15,5 часов составлял 3659,73 рублей, за работу в сельской местности 914,93 рубля (25%), за выслугу лет 914,93 рубля (20%), за проверку тетрадей 686,20 рублей (15%), за заведованием кабинетом 796,88 (15%), за сопровождение детей 425 рублей (8%), общая сумма заработной платы составила 7417,67 рублей.

Кроме того, главой 50 Трудового кодекса РФ, определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местностях. В силу положений ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 г. N 12 (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 г. N 46), с 01 апреля 1992 г. Усть-Куломский район Коми ССР, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Усть-Куломского района при начислении заработной платы применяется районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 50 % от месячного заработка.

Судом установлено, что на вышеуказанный размер заработной платы Нестеровой Т.М. производится начисление районного коэффициента в размере 20% и северной надбавки в размере 50%.

При таких обстоятельствах доводы Нестеровой Т.М. о нарушении ответчиком ее трудовых прав в связи с начислением заработной платы без учета повышения минимального размера оплаты труда в судебном заседании не нашли своего подтверждения.

Кроме того доводы Нестеровой Т.М. о том, что в данном случае не может быть применена ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, поскольку нарушение его трудовых прав носит длящийся характер являются также необоснованными, по тем основаниям, что истец ежемесячно получал расчетный листок о начисленной ей заработной плате, знала об элементах и размерах заработной платы. Соответственно полагая, что работодателем нарушаются ее трудовые права, работник не был лишен возможности обратиться в любой момент в суд за разрешением спора.

Согласно изложенного, суд считает, что исковые требования Нестеровой Т.М. к МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Нестеровой Т. М. к Муниципальному образовательному учреждению «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы за период с 01.07.2007 по 31.05.2010 в размере 325567,76 рублей – отказать.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий

Мотивированное решение

изготовлено 19 июля 2010 года