Решение суда о взыскании недоплаты по заработной плате.



№ 2-445/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Зайцева С.Б.,

при секретаре Федоровой О.П.,

с участием адвоката Поповой В.А., представившей удостоверение № Номер обезличен от 28.06.2010 и ордер № 6 от 26.07. 2010

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 29 июля 2010 года дело по иску Строгановой И.Я. к Муниципальному учреждению культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» о взыскании недоплаты по заработной плате,

установил:

Строганова И.Я. обратилась в Усть-Куломский районный суд с иском к Муниципальному учреждению культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека о взыскании недоплаты по заработной плате за период с 01.09.2007 по 31.05.2010 в сумме 160166,30 рублей.

В обоснование своих исковых требований Строганова И.Я. указала, что с 01.12.2003 состоит в трудовых отношениях с Муниципальным учреждением культуры «Усть-Куломская межпоселенченская библиотека» с. Усть-Кулом в должности библиотекаря. В целях регулирования оплаты труда в Российской Федерации федеральными законами производились поэтапно изменения минимального размера оплаты труда. С 01.09.2007 МРОТ был увеличен до 2300 рублей, а с 01.01.2009 – до 4330 рублей. Ст. 133 ТК РФ указывает, что МРОТ устанавливается одновременно на всей территории РФ федеральным законом и не может быть ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека. Ст. 129 ТК РФ указывает, что МРОТ – это устанавливаемая федеральным законом размер месячной заработной платы за труд неквалифицированного работника, полностью отработавшего норму рабочего времени при выполнении простых работ в нормальных условиях труда. Работодатель, использующий тарифную систему оплаты труда, при установлении тарифных ставок или должностных окладов должен брать за основу размер первого разряда тарифной сетки не ниже МРОТ с установлением тарифных коэффициентов соотносительно занимаемым должностям, и на общую сумму заработной платы (с учетом стимулирующих доплат) должны начисляться районный коэффициент и северные надбавки, но при этом ответчик не внес никаких изменений в систему оплаты труда, ссылаясь на то, что в минимальный размер оплаты труда входят надбавки стимулирующего, компенсационного и социального характера, что, по ее мнению, является прямым нарушением российского законодательства. Таким образом, истцом заявлены вышеуказанные требования.

В судебном заседании истец Строганова И.Я. и ее представитель ФИО1 исковые требования поддержали в полном объеме. По факту пропуска срока пояснили, что основной причиной пропуска срока для обращения в суд в защиту своих прав считает отсутствие четкой формулировки понятия минимального размера оплаты труда на момент его установления. Разъяснения Верховного суда Российской Федерации о том, что компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты не входят в МРОТ и устанавливаются работникам свыше МРОТ, были даны 10.03.2010 года.

Представитель ответчика – директор Усть-Куломский межпоселенческой библиотеки ФИО2 с исковыми требованиями не согласилась, указывая на пропуск истцом срока для обращения с иском в суд. В судебном заседании пояснила, что исковые требования Строгановой И.Я. являются необоснованными, поскольку заработная плата ей начисляется и выплачивается в соответствии с условиями действующей у работодателя системы оплаты труда. Трудовое законодательство не содержит обязательного требования устанавливать работнику оклад в размере минимального размера оплаты труда. Совокупность размера оклада, стимулирующих, компенсационных и иных выплат должна быть не ниже МРОТ. Истцу выплачивается заработная плата в размере установленного минимального размера оплаты труда. Нарушений трудового законодательства работодателем допущено не было. В связи с этим просит отказать в удовлетворении иска в полном объеме.

Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск Строгановой И.Я. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).

Аналогичная норма предусмотрена статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации , также предусматривающая, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включается величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.

Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Определение заработной платы (оплата труда работника) содержится в ст. 129 ТК РФ, согласно которой заработная плата – это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).

Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.

Однако приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.

Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.

Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.

При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст. 149 ТК РФ). Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Согласно ст. 315 ТК РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 г. N 12 (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 г. N 46) с 01 апреля 1992 г. Усть-Куломский район Коми ССР отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Усть-Куломского района при начислении заработной платы применяется районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 50 % от месячного заработка.

Данные выплаты относятся к числу компенсационных, не учитываемых в размере оклада.

Таким образом, анализ действующего законодательства приводит суд к выводу о том, что трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере меньшем МРОТ, при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы в виде иных предусмотренных у данного работодателя выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в определении от 01.10.2009 по делу № 1160-О-О, из содержания которого следует, что в ходе совершенствования трудового законодательства, законодатель, признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие, а именно: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки и должностного оклада ниже этого размера.

В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Федеральными законами от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», от 24.06.2008 № 91-ФЗ с 01 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 2300 рублей в месяц, а с 01 января 2009 – 4330 рублей.

В судебном заседании установлено, что Строганова И.Я. на основании приказа от 01.12.2003 № Номер обезличен л.с. принята на работу в Усть-Куломскую межпоселенческую библиотеку на должность библиотекаря.

Ответчиком в судебном заседании заявлено о пропуске истцом срока обращения в суд и применении последствий пропуска такого срока. Заявлено требование о применении при разрешении трудового спора положений ст. 392 Трудового кодекса РФ, согласно которым работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 «О применении судами РФ Трудового Кодекса РФ», исходя из содержания абз. 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ).

Как видно из материалов дела истец ежемесячно получал расчетный листок о начисленной ему заработной плате, знал об элементах и размерах заработной платы. Полагая, что работодателем нарушаются его трудовые права, работник не был лишен возможности обратиться в суд в любой момент, в пределах срока давности, за разрешением спора. Истцом не заявлено об уважительных причинах пропуска срока, не установлено таковых и судом. Исследованные судом доказательства позволяют суду сделать вывод о пропуске истцом в рассматриваемом деле срока для обращения в суд по спору о начислении заработной платы за период с 01.09.2007 по 28.02.2010 включительно. В связи с этим в иске в части указанного периода следует отказать.

Суд с учетом нормы, предусмотренной ч. 1 ст. 392 ТК РФ, проверяет правильность начисления и выплаты заработной платы истцу за последние три месяца до момента обращения с иском в суд.

При расчете заработной платы ответчик руководствуется Постановлениями Главы МР «Усть-Куломский» от 25.10.2007 № 1259 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры, согласно установленным группам по оплате труда», от 23.09.2008 № 1209, 1212 «О некоторых вопросах оплаты труда работников МО МР «Усть-Куломский», «Об оплате труда работников муниципальных учреждений культуры МО МР «Усть-Куломский».

В связи с изменением системы оплаты труда работников межпоселенческой библиотеки ответчиком был издан приказ от 15.12.2008 № 18 о.д. об утверждении штатного расписания и установлении должностных окладов работников библиотеки.

Согласно указанного приказа Строгановой И.Я. установлен должностной оклад в размере 2555 рублей. В структуру заработной платы истицы входят следующие элементы: должностной оклад, надбавка за выслугу лет 10%, надбавка за напряженность 20%, надбавка за работу в сельской местности 25%, районный коэффициент 20%, северная надбавка 50%.

Из представленных в суд бухгалтерских документов (карточки-справки, расчетных листов) следует заработная плата истицы за март составила 8187,51 рублей – должностной оклад 2555 рублей, надбавка за выслугу лет 370,48 рублей, надбавка за напряженность 511,00 рублей, надбавка за работу в сельской местности 638,75 рублей, районный коэффициент 963,24 рубля, северная надбавка 2408,09 рублей, прочие надбавки 740,95 рублей; за апрель 6927,89 рублей – должностной оклад 2555 рублей, надбавка за выслугу лет 370,48 рублей, надбавка за напряженность 511,00 рублей, надбавка за работу в сельской местности 638,75 рублей, районный коэффициент 815,05 рубля, северная надбавка 2037,61 рублей; за май 9817,32 рублей - должностной оклад 2555 рублей, надбавка за выслугу лет 370,48 рублей, надбавка за напряженность 511,00 рублей, надбавка за работу в сельской местности 638,75 рублей, районный коэффициент 1037,33 рубля, северная надбавка 2593,33 рублей, разовая премия 1111,43 рублей.

При таких обстоятельствах доводы Строгановой И.Я. о том, что именно должностной оклад не может быть менее минимального размера оплаты труда и надбавки компенсационного характера могут устанавливаться работникам лишь свыше минимального размера оплаты труда, предусмотренного соответствующим федеральным законом, суд считает основанными на неправильном толковании норм материального права.

Учитывая то, что работодателем установлена заработная плата в пределах минимального размера оплаты труда, судом нарушение прав работника не установлено.

Согласно изложенного, суд считает, что исковые требования Строгановой И.Я. к Муниципальному учреждению культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» о взыскании недоплаты по заработной плате являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении иска Строгановой И.Я. к Муниципальному учреждению культуры «Усть-Куломская межпоселенческая библиотека» о взыскании недоплаты по заработной плате за период с 01.09.2007 по 31.05.2010 в сумме 160166,30 рублей отказать.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий

Мотивированное решение

изготовлено 02 августа 2010 года