Решение суда о возложении обязанности назначить пенсию с момента её первоначального обращения.



Дело № 2-83/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Зайцева С.Б.,

при секретаре Юхниной О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 09 апреля 2010 года дело по иску Савельевой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о возложении обязанности назначить пенсию с момента ее первоначального обращения,

установил:

Савельева Н.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о возложении обязанности назначить пенсию с момента ее первоначального обращения.

В обосновании исковых требований указано, что в 1991 году Савельева Н.В. со своим мужем организовали крестьянско-фермерское хозяйство «...». В тот период истица была членом указанного крестьянско-фермерского хозяйства, а не наемным работником. Уплата страховых взносов за год производилась в конце года. Истица дважды обращалась в пенсионный орган за назначением пенсии, но ей было отказано. В страховой стаж не были включены периоды работы в крестьянском хозяйстве с 1992 по 1996 года, так как за указанный период работодателем не производились уплата взносов на государственное социальное страхование. Согласно письменной информацией, предоставленной Савельевой Н.В. пенсионным органом, оплата страховых взносов произведена работодателем за всех участников крестьянско-фермерского хозяйства 25.01.1994, 13.02.1995, то есть за 1993 и 1994 года соответственно. Таким образом, истица считает, что пенсионный орган без оснований отказал включить в страховой стаж спорный период и умышлено затягивает вопрос с ее выходом на пенсию. На основании изложенного просит суд о возложении обязанности на пенсионный орган назначить пенсию с момента ее первоначального обращения.

В судебном заседании Савельева Н.В. исковые требования поддержала в полном объеме.

Представители ответчика – заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсии и оценки, пенсионных прав, застрахованных лиц М., начальник отдела персонифицированного учета, администрирования страховых взносов, взаимодействия со страхователями и взыскания задолженности Е. иск не признали. Утверждают, что на момент обращения истицы в пенсионный орган ее стаж в льготном исчислении составлял 18 лет, в местностях, приравненных к районам крайнего севера – 11 лет. Право на досрочный выход на пенсию у Савельевой Н.В. не возникло. Согласно наблюдательному делу крестьянско-фермерское хозяйство «...» зарегистрировано в органах пенсионного фонда 03.04.1992 года. В пенсионный фонд предоставлены отчеты за 2, 3, 4 кварталы 1994 года, показатели в них нулевые. Данных о том, что кому-то начислялась заработная плата, в этих отчетах нет. Из отчетов по форме 5КХ, предоставляемые крестьянскими хозяйствами в налоговый орган за периоды с 1993 по 1999 годы, финансовый результат минусовый, то есть доходов не было. В тот период взносы в пенсионный фонд исчислялись с дохода. Налоговый орган самостоятельно перечислял часть взносов в пенсионный фонд из уплаченной ей налогоплательщиком суммы. Глава крестьянско-фермерского хозяйства «...» действительно платил взносы, но квитанция не содержит информации, за кого он их оплачивал. Суммы, указанные в квитанциях на уплату страховых взносов, включены пенсионным органом в трудовую пенсию главы крестьянско-фермерского хозяйства. Поскольку уплата обязательных платежей в пенсионный фонд за период работы с 1992 по 1996 крестьянско-фермерским хозяйством «...» за Савельеву Н.В. не производилась, то указанный период не включен истице в страховой стаж.

Заслушав доводы сторон, исследовав собранные доказательства и материалы дела, материалы отказного производства пенсионного органа, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При этом согласно п. 1 ст. 10 указанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 10 и пункта 2 статьи 13 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзаца третьего пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал» положения п. 1 указанной выше статьи признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют не исключать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным судом РФ установлено правило, гарантия права застрахованных лиц (работников), согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования, а значит на пенсию (Определение Конституционного суда РФ от 04.12.2007 № 950-О-О).

В соответствии со ст. 236 Кодекса законов о труде Российской Федерации (утвержденного ВС РСФСР Дата обезличена), действовавшим в период работы Савельевой Н.В. в Крестьянско-фермерском хозяйстве «...» устанавливалось, что все работники подлежат обязательному государственному социальному страхованию.

Пунктом 11 Постановления Правительства Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 555 «Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий» периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Материалами дела установлено, что п. 4 решения Усть-Куломского районного совета народных депутатов от 23.07.1991 № 355 «О предоставлении земельного участка С.1 для организации крестьянского хозяйства «...» определен круг лиц, участвующих в создании крестьянского хозяйства, в число который и входит в качестве члена Савельева Н.В. (л.д. 10).

Как усматривается из представленной истцом трудовой книжки серия АТ-II Номер обезличен, оформленной 10.02.1986 г., Савельева Н.В. принята в крестьянское хозяйство «...» 30.09.1991, откуда 01.05.2003 была переведена на другую работу к индивидуальному предпринимателю С.2 (л.д. 5, 6).

В соответствии с п. 4 ст. 25 Закона РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве.

Согласно ч. 2 ст. 237 КЗоТ РФ неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

Из анализа действовавшего законодательства следует, что спорные периоды 1993 и 1994 года работы истцы в крестьянско-фермерском хозяйстве «...» подлежат включению в страховой стаж независимо от того, производилась ли работодателем выплата страховых взносов.

С учетом указанных периодов расчеты, произведенные с применением программного комплекса, используемого пенсионным органом, показывают, что право на назначение досрочной трудовой пенсии у истицы возникает с 12 декабря 2009 года.

В соответствии с п. 2 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: женщинам, родившим двух и более детей, по достижении возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 20 лет и проработали не менее 12 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 17 календарных лет в приравненных к ним местностях.

Согласно представленным в пенсионный орган свидетельств о рождении: серия V-ВГ Номер обезличен от Дата обезличена, на имя дочери С.3, серии IV-ВГ Номер обезличен на имя сына С.4 на иждивении истицы находись двое детей, но при этом стаж работы истицы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, на момент первоначального обращения в пенсионный фонд 13.10.2008 составляет менее 12 лет (решение пенсионного органа от 28.10.2008 Номер обезличен).

При таких обстоятельствах требования истицы о признании права на досрочную трудовую пенсию с 13.10.2008 года с момента первоначального обращения в пенсионный фонд являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Савельевой Н.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о возложении обязанности назначить пенсию с момента ее первоначального обращения удовлетворить частично.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми назначить выплату пенсии с 12.12.2009 года с момента возникновения права на досрочную трудовую пенсию.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий

Мотивированное решение

изготовлено 15 апреля 2010 года