Дело № 2-551/2010
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ефремова С.А.,
при секретаре Липиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
30 сентября 2010 года дело по иску Липиной А.Е. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании решения органа местного самоуправления о снятии ее с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,
установил:
Липина А.Е. оспорила в судебном порядке законность решения органа местного самоуправления о снятии ее с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
В отсутствие истца исковое заявление поддержал его представитель Ивашева Е.А.
Представляя ответчика – администрацию МР «Усть-Куломский», заведующая отделом правовой и кадровой работы Р. и главный специалист отдела территориального развития и муниципального хозяйства Е. иск не признали, настаивая на законности такого решения, обусловленного получением сведений о совершении истицей до постановки на учет двух сделок по отчуждению домов, принадлежавших ей на праве собственности.
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года № 103-РЗ органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, в том числе: прием и проверка документов, постановка на учет и ведение списков граждан, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья.
24 марта 2010 года вдова участника Великой Отечественной войны Липина А.Е. подала заявление о принятии на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.
К этому времени Липина А.Е. проживала в индивидуальном жилом <адрес>, общей площадью 34,4 кв.м., подаренном ею в 2008 году своей дочери А. . Другим жильем она не располагала.
По заключению межведомственной комиссии от 26 февраля 2010 г. этот жилой дом в порядке, предусмотренном Положением (утверждено Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47), признан непригодным для постоянного проживания ввиду отсутствия необходимых инженерных систем (отопление, водоснабжение и канализация).
В соответствии с п. 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно пункту 41 Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания, однако это исключение не касается хозяйственно-питьевого водоснабжения.
Принимая во внимание, что в районном центре имеются в наличии централизованные инженерные сети, а также то обстоятельство, что помещения жилого дома не отвечают всем установленным для жилых помещений требованиям, глава и руководитель администрации МР «Усть-Куломский» своим постановлением от 9 апреля 2010 г. № 469 признал Липину А.Е. нуждающейся в улучшении жилищных условий и принял на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
В соответствии с п. 3 ч. 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» в таких случаях граждане признаются имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат. Результаты обследования жилого дома и заключение межведомственной комиссии не опровергнуты. Поэтому следует признать, что орган местного самоуправления действовал в отношении Липиной А.Е. в соответствии с законом.
Поводом к последующему решению органа местного самоуправления о снятии Липиной А.Е. с учета (постановление главы и руководителя администрации МР «Усть-Куломский» от 29 июня 2010 № 857) послужили сведения о государственной регистрации в 2008 году перехода права собственности на индивидуальные жилые <адрес> и № по <адрес> от Липиной А.Е. к ее дочерям А. и Ивашевой Е.А.
В качестве основания решения в постановлении приведена ссылка из статьи 53 ЖК РФ: "... граждане, которые с намерением приобретения права состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий."
Как видно из протокола заседания комиссии от 29.06.2009 г., рекомендации которой были приняты за основу оспариваемого решения, орган местного самоуправления, счел, что Липина А.Е. намеренно ухудшила свои жилищные условия. Однако такие выводы являются необоснованными, а решение о снятии гражданина с учета принято без законных оснований.
Ответчик не располагает данными относительно обеспеченности второго жилого <адрес> инженерными системами. Представитель истца Ивашева Е.А., она же собственник этого дома утверждает, что основания, по которым Липина А.Е. была поставлена на учет, были применимы и в отношении этого домовладения. Поэтому умозаключение о совершении сделок с намерением приобретения права состоять на учете является ложным.
В соответствии с п. 4 части 13 статьи 2 Закон Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья.
Случаи, когда уполномоченным органом осуществляется снятие граждан с учета перечислены в ч. 7 статьи 3 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ. Этот перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Положения статьи 53 ЖК РФ применимы к учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, порядок ведения которого установлен Законом Республики Коми от 06.10.2005 N 100-РЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, и некоторых вопросах, связанных с предоставлением гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма".
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
иск Липиной А.Е. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» об оспаривании решения органа местного самоуправления о снятии ее с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий удовлетворить в полном объеме.
Постановление главы и руководителя администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 29 июня 2010 № 857 в части снятия гражданки Липиной А.Е. с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий признать незаконным.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» восстановить Липину А.Е. в списке на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обязанности по ведению которого возложены на органы местного самоуправления.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий