Решение суда о признании недействительным решения органа самоуправления о снятии с учёта на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшенияжилищных условий и восстановлении в списке.



Дело № 2-523/2010

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Липиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

10 сентября 2010 года дело по иску Еповой А. И. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительным решения органа местного самоуправления о снятии ее с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий и восстановлении в списке,

установил:

Участник Великой Отечественной войны Епова А.И. оспорила законность Постановления главы и руководителя администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 27 июля 2010 № «О снятии с учета граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий», требуя признать решение органа местного самоуправления в отношении ее недействительным и восстановить в соответствующем списке.

Завотделом территориального развития и муниципального хозяйства администрации МР «Усть-Куломский» Р. иск не признала и пояснила, что решение о снятии Еповой А.И. с учета принято во исполнение требований прокурора, опротестовавшего постановку на учет граждан, в отношении которых прокурорской проверкой установлены факты намеренного ухудшения жилищных условий.

Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, относящимся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Для этих целей на счет бюджета Республики Коми зачисляются субвенции из федерального бюджета.

Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Коми - Агентство Республики Коми по социальному развитию обеспечивает формирование и ведение республиканского списка на основании списков, представляемых органами местного самоуправления, в отношении граждан, поставленных на учет:

- в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий;

- в качестве имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Закон Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», регулирует отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета на соответствующий финансовый год, в том числе и участникам Великой Отечественной войны. Этим Законом установлены основания и порядок принятия граждан на учет в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья для улучшения жилищных условий, а также случаи снятия граждан с учета.

В порядке, установленном республиканским законом, Постановлением главы администрации МР «Усть-Куломский» от 20.11.2008 года № Епова А.И. принята на учет в целях предоставления социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

В связи с протестами прокурора Усть-Куломского района и на основании решения муниципальной комиссии от 27.07.2010 г. Постановлением главы администрации и руководителя администрации МР «Усть-Куломский» от 27.07.2010 № 986 «О снятии с учета граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий» Епова А.И. в числе других ветеранов была снята с учета.

О принятом решении Епову А.И. уведомил заместитель руководителя администрации МР «Усть-Куломский» И. в письме от 30.07.2010 №. Основанием для снятия с учета явилось то обстоятельство, что ранее истица на правах члена семьи нанимателя по договору социального найма проживала в квартире своей дочери Е.1 по адресу: <адрес>, откуда выбыла к нынешнему месту жительства в селе Усть-Кулом, не предоставив сведений о непригодности городской квартиры для проживания или о несоответствии площади жилого помещения учетной норме по городу Сыктывкару.

В заключении письма приведена ссылка на статью 53 ЖК РФ, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Такое основание приведено в соответствии с протестом прокурора района от 20.07.2010 № 07-02-2010/1494.

В соответствии с п. 4 части 13 статьи 2 Закон Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если гражданином и лицами, указанными в качестве членов его семьи, ухудшены жилищные условия с намерением приобретения права состоять на учете на получение социальной выплаты на строительство или приобретения жилья.

В то же время суд приходит к выводу, что в отношении Еповой А.И. решение о снятии с учета принято в нарушение закона.

В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.

Действительно по делу установлено, что Епова А.И. ранее проживала на правах члена семьи нанимателя в городской квартире своей дочери по адресу: <адрес>, которая в порядке приватизации по договору от 06.03.2002 г. перешла в собственность ее дочери Е.1

Привлеченная к участию в деле в качестве третьего лица Е.1 пояснила, что мать проживала с ней в городской квартире на правах члена семьи и оказывала ей помощь по дому до момента возвращения к месту прежнего проживания в сельской местности. С регистрационного учета по месту жительства Епова А.И. снята 2 мая 2007 года. За время проживания самостоятельного права на эту квартиру не приобрела.

Переехав в 2007 году в село Усть-Кулом, истица вернулась к прежнему месту жительства, воспользовавшись своим законным правом (Закон Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), ограничение которого допускается только на основании закона. Каких-либо достаточных оснований утверждать, что тем самым Епова А.И. намеренно с целью получения субсидий ухудшила свои жилищные условия нет. Обязанности гражданина отчитаться государственному органу либо органу местного самоуправления о пригодности (непригодности) оставленного жилья, его технических характеристиках закон не предусматривает.

На день подачи заявления о принятии на учет - 5 ноября 2008 года Епова А.И. проживала в индивидуальном жилом доме общей площадью 50,3 кв.м. (жилой – 37 кв.м.) по адресу: <адрес> (по месту жительства зарегистрирована 20.03.2007), не оборудованном системами центрального отопления и водоснабжения. В соответствии с договором № от 20.05.1993 ранее жилой дом находился в общей совместной собственности Еповой Анны Ивановны и Е.2 (умер ДД.ММ.ГГГГ).

Постановке на учет предшествовали обследования жилищно-бытовых условий заявителя, о чем в деле представлены соответствующие акты органов местного самоуправления с заключениями о необходимости улучшения жилищных условий и постановки на учет на получение социальной выплаты.

В соответствии с Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 23 сентября 2008 года № XV-166 подлежали принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших участников Великой Отечественной войны при неполной степени благоустройства жилых помещений (признано утратившим силу Решением Совета МР «Усть-Куломский» от 12 марта 2009 г. № XX-220).

Кроме того, обследовав жилой дом 3 апреля 2009 года и 2 апреля 2010 года в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, межведомственная комиссия заключила, что его помещения не пригодны для проживания ввиду несоответствия требованиям, предъявляемым к жилому помещению. В доме не обеспечено наличие инженерных сетей (отопление, водопровод, канализация) и физический износ конструктивных элементов здания не отвечает требованиям безопасности. Документальное подтверждение представлено в материалах дела.

В соответствии с п. 3 ч. 3 статьи 1 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» в таких случаях граждане признаются имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат.

Таким образом, Епова А.И. была поставлена на учет при наличии законных оснований. Данных о том, что такие основания на момент рассмотрения спора утрачены, нет. Других оснований для снятия с учета, предусмотренных ч. 7 статьи 3 Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ, не усматривается. Поэтому решение органа местного самоуправления о снятии Еповой А.И. с учета по основанию, приведенному в постановлении от 27.07.2010 № 986, является незаконным. Она подлежит восстановлению в списке, который ведет районная администрация.

В ходе рассмотрения дела установлено, что приказом от 18 июня 2010 года № по Агентству Республики Коми по социальному развитию участнику Великой Отечественной войны Еповой А.И. отказано в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Епова А.И. исключена из республиканского списка.

По мнению представителя истца, поводом к принятию уполномоченным государственным органом такого решения послужили те же обстоятельства, что обсуждаются при рассмотрении настоящего дела. Однако к предмету спора в настоящем деле относятся только правоотношения с участием органа местного самоуправления, который ведет другой список, сформированный в соответствии с нормами Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья». Агентство субъектом этого правоотношения не является, как и стороной в этом споре.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

иск Еповой А. И. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании недействительным решения органа местного самоуправления о снятии ее с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий и восстановлении в списке удовлетворить в полном объеме.

Постановление главы и руководителя администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 27 июля 2010 № 986 в части снятия с учета на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий участника Великой Отечественной войны Еповой А. И. признать недействительным.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» восстановить Епову А.И. в списке на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обязанности по ведению которого возложены на органы местного самоуправления.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий