Дело № 2-524/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Ефремова С.А.,
при секретаре Липиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
1 сентября 2010 г. дело по иску Уляшевой В.А, к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности по назначению пенсии, корректировке стажа работы, перерасчете и взыскании пенсии,
установил:
Уляшева В.А. обратилась в суд с иском к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности по назначению пенсии, корректировке стажа работы, перерасчете и взыскании пенсии.
Истица пояснила, что 18.05.2006 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с п.п. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Однако в назначении пенсии ей было отказано по причине отсутствия требуемого стажа на соответствующих видах работ. При этом пенсионный орган не зачел в специальный стаж курсы повышения квалификации. Назначая пенсию с 16.01.2009 , пенсионный орган вновь не зачел курсы повышения квалификации. В этой части истица оспорила законность обоих решений пенсионного органа и потребовала включить эти периоды в специальный стаж, произвести перерасчет пенсии со дня наступления права на пенсию и выплатить разницу.
Заместитель начальника отдела назначения, перерасчета, выплат пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе» М. иск не признала, утверждая, что действующее законодательство не предусматривает возможности зачета курсов повышения квалификации в страховой стаж, дающий право на досрочную пенсию. Пенсия Уляшевой В.А. назначена в соответствии с пенсионным законодательством со дня обращения за ней после возникновения права.
Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Федеральный закон № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» введен в действие с 1 января 2002 года. Его применение предусматривает подсчет страхового стажа и стажа на соответствующих видах работ.
Для возникновения права на трудовую пенсию необходимо выработать соответствующий страховой стаж. Если трудовая пенсия назначается досрочно (ст. 27, 28 Закона № 173-ФЗ) в связи с работой в определенных климатических или производственных условиях помимо страхового стажа требуется иметь стаж на соответствующих видах работ (стаж работы по определенной специальности, должности, в соответствующих районах и местностях и т.д.).
В соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
18.05.2006 Уляшева В.А., рождения <данные изъяты> года, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (в соответствующей редакции на день обращения). Решением пенсионного органа от 28.07.2006 № Уляшевой В.А. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по мотивам недостаточности стажа профессиональной деятельности. Согласно принятому решению стаж лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности (с учетом льготного исчисления) Уляшевой В.А. составлял 26 лет 03 месяца 04 дня. При этом в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены курсы повышения квалификации.
Статьи 10 и 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливают периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж, иные периоды, засчитываемые в страховой стаж. Однако курсы повышения квалификации к зачету в страховой стаж этими нормами не предусмотрены. В то же время с учетом разъяснений Минздравсоцразвития России в письме от 4 июня 2004 г. № МЗ-637, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 г. № 2-П при определении права на трудовую пенсию исчисление страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ, имевших место до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», может производиться по нормам действовавшего на 31 декабря 2001 года правового регулирования (независимо от продолжительности трудового стажа на указанную дату)… Возможность применения прежнего пенсионного законодательства при установлении пенсий в соответствии с Законом № 173 подтверждена и в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 «О некоторых вопросах. Возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии».
В качестве спорных периодов истица указала периоды нахождения на курсах повышения квалификации: с 06.08.1987 по 03.10.1987 , с 08.02.1993 по 15.03.1993 , с 06.09.1994 по 12.11.1994 , с 09.12.1998 по 08.02.1999 , с 16.01.2004 по 16.02.2004 , с 25.11.2008 по 26.12.2008
Статья 91 ранее действовавшего Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» предусматривала включение в общий трудовой стаж обучение на курсах повышения квалификации. Поэтому такие периоды, если они протекали до 1 января 2002 года могли быть засчитаны в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, но только при определении права на трудовую пенсию.
Судом с применением программного комплекса произведены соответствующие расчеты, которые показали, что на день обращения за пенсией 18.05.2006 право Уляшевой В.А. на досрочную трудовую пенсию в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения не определялось и при зачете курсов квалификации. Таким образом, решение пенсионного органа об отказе Уляшевой В.А. в назначении досрочно трудовой пенсии является обоснованным.
Согласно материалам пенсионного дела следующее обращение за назначением пенсии последовало 16.01.2009 . Решением пенсионного органа пенсия по старости Уляшевой В.А. назначена со дня обращения за ней - 16.01.2009 . Курсы повышения квалификации в специальный стаж истицы не включены, так как необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии страховой стаж и стаж лечебно деятельности определялся по действующему пенсионному Закону № 173.
В соответствии со статьей 19 Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия (часть трудовой пенсии по старости) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии по старости), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 и 4.1 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии по старости).
Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии по старости) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления.
Процедуру обращения за трудовой пенсией регулируют Правила, утвержденные Постановлением Минтруда России и пенсионного фонда Российской Федерации от 27 февраля 2002 г. N 17/19пб.
Ответчик признает, что между первым и вторым заявлением Уляшевой В.А. о назначении пенсии имели место ее обращения за консультацией по вопросам пенсионного обеспечения, однако других заявлений о назначении пенсии истица не подавала. Такие доводы стороной истца не опровергнуты. Данных о регистрации других заявлений о назначении пенсии по делу не установлено.
Таким образом, исковые требования Уляшевой В.А. о признании необоснованными решений пенсионного органа и возложении обязанности по назначению досрочно трудовой пенсии, корректировке стажа работы, перерасчете и взыскании пенсии по заявленным ею основаниям удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Уляшевой В.А. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности по назначению пенсии, корректировке стажа работы, перерасчете и взыскании пенсии отказать.
На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий