Дело № 2 - 521/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Зайцева С. Б.,
при секретаре Федоровой О. П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 16 августа 2010 года дело по иску Гришиной И.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию со дня обращения,
установил:
Гришина И. Г. обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в трудовой стаж периоды работы и назначить трудовую пенсию со дня обращения.
В обоснование своего искового заявления пояснила, что при рассмотрении ответчиком ее заявления от 27.11.2008 о назначении досрочной трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного ст.7 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» из стажа ее педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающего право на досрочный выход на пенсию, были необоснованно исключены периоды нахождения истца в командировках и на курсах повышения квалификации, период нахождения истицы в отпуске по беременности и родам и в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет.
В судебном заседании Гришина И. Г. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика по доверенности М. возражала против удовлетворения иска. Суду пояснила, что при назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в соответствие с пп. 19 п.1 ст.27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», определяющим фактором является осуществление педагогической деятельности в соответствующих учреждениях. Поскольку в период курсов повышения квалификации, командировок не осуществляется педагогическая деятельность и включение этих дней в специальный стаж не предусмотрено Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации №516 от 11.07.2002, указанные периоды не включаются в трудовой стаж при определении права на досрочную трудовую пенсию по старости. Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет включался в стаж педагогической деятельности только до 06.10.1992, период нахождения женщины в отпуске по беременности и родам свыше 140 дней.
Суд, заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, находит исковое заявление Гришиной И. Г. подлежащим удовлетворению в части на основании следующего.
27.11.2008 Гришина И.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности в учреждениях для детей. Решением пенсионного органа от 26.12.2008 г. № Гришиной И.Г. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии. Согласно принятому решению стаж педагогической деятельности Гришиной И. Г. составляет 24 года 06 месяцев 08 дней. В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей не менее 25 лет, независимо от их возраста. При этом, как указано в возражениях ответчика, в стаж не были зачтены спорные периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации и дней служебных командировок, указанные Гришиной И. Г. в исковом заявлении.
Судом исследована трудовая книжка Гришиной И. Г., справки МОУ «Кебанъельская СОШ», приказ № от 09.11.2005 о направлении в командировку, приказ № от 11.05.1989 о направлении на курсы повышения квалификации, согласно которым Гришина И. Г. с 15.08.1983 по 20.09.1987 и с 25.08.1987 по день обращения осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей. В период с 30.08.1995 по 29.08.1996 находилась в отпуске по беременности и родам, с 10.11.1996 по 11.11.1996 – в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет. В период с 05.09.1989 по 30.09.1989 – на курсах повышения квалификации, в период с 14.11.2005 по 26.11.2005 – в служебной командировке.
В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализаций прав граждан на трудовые пенсии" в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.п. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - Федеральный закон), в случае осуществления педагогической деятельности в учреждениях для детей устанавливается Правилами исчисления периодов работы, дающими право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации N 516 от 11 июля 2002 г., а также правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение указанной трудовой пенсии, утверждаемыми при принятии в установленном порядке списков соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (далее именуются - списки). Постановлением Правительства Российской Федерации № 781 от 29 октября 2002 года утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Указанные нормы содержат положения, согласно которым в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ. В то же время положения о включении в стаж, дающий право на назначение трудовой пенсии по старости, курсов повышения квалификации и командировок не содержат.
Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
В соответствии со статьей 166 ТК РФ служебной командировкой считается поездка по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. Работнику гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка (статья 167 ТК РФ). Аналогичные положения содержатся в пункте 9 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 2008 года N 749.
При этом значимым является выполнение трудовых, должностных обязанностей.
Выполнение распоряжений работодателя в виде поездок в командировки для целей, связанных с осуществлением педагогической деятельности, также является частью педагогической деятельности. Дни нахождения в командировках и на курсах повышения квалификации, указанные истцом в исковом заявлении, подтверждены ответчиком и рассчитаны в соответствие с приказами работодателя.
Исходя из изложенного, период нахождения на курсах повышения квалификации и служебных командировках является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которого работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Кроме того, повышение квалификации является обязанностью работников образования. Следовательно, указанные периоды подлежат зачету в специальный стаж.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-I "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" ст. 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу 6 октября 1992 г., период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (ст. 167 КЗоТ РФ).
В связи с тем, что Гришина И. Г. находилась в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992, указанный период зачету в стаж педагогической деятельности не подлежит.
В то же время, суд установил, что пенсионный орган не зачел в специальный стаж истицы время нахождения ее в отпуске по беременности и родам свыше 140 дней, предусмотренных ст. 165 КЗоТ РСФСР. Однако Закон Республики Коми от 20.10.1992 "О дополнительных социальных гарантиях по охране материнства и детства" (в редакции, действовавшей до 26.05.1998) в ст.1 предусматривал, что для женщин, работающих в Республике Коми, отпуск по беременности и родам продолжительностью 126 календарных дней до родов и 238 календарных дней после родов.
Ранее действовавшая (до 01.01.2005) редакция части 4 статьи 23 "Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" предусматривала возможность увеличения продолжительности оплачиваемого отпуска по беременности и родам в соответствии с законодательными актами республик в составе Российской Федерации.
Таким образом, включению в стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, подлежит весь отпуск по беременности и родам, предоставленный по Закону Республики Коми от 20 октября 1992 года, а не его часть, соответствующая продолжительности такого отпуска по федеральному законодательству, как ошибочно полагал ответчик.
С учетом указанных периодов командировок и курсов повышения квалификации, а также времени нахождения Гришиной И. Г. в отпуске по беременности и родам (не зачтенная ответчиком часть), право на трудовую пенсию по старости у истицы возникло ко дню обращения с заявлением в пенсионный орган.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Гришиной И.Г. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить в трудовой стаж периодов работы и назначить трудовую пенсию со дня обращения – удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми от 26.12.2008 г. № об отказе Гришиной И.Г. в досрочном назначении пенсии по старости в связи с невключением в стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей, дающий право назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", времени нахождения на курсах повышения квалификации, командировке и в отпуске по беременности и родам свыше 140 дней.
Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми засчитать в стаж педагогической деятельности Гришиной И.Г. в учреждениях для детей, дающий право назначение трудовой пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации",
период нахождения Гришиной И.Г. на курсах повышения квалификации с 04.09.1989 по 30.09.1989;
период нахождения Гришиной И.Г. в командировке с 14.11.2005 по 26.11.2005;
период нахождения Гришиной И.Г. в отпуске по беременности и родам с 20.01.1996 по 29.08.1996 года.
Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми назначить Гришиной И.Г. трудовую пенсию по старости с 27.11.2008.
В удовлетворении остальных требований отказать.
Взыскать с Государственного Учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми в пользу Гришиной И.Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.
Председательствующий
Мотивированное решение
изготовлено 17.08.2010