Решение суда о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учёт на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.



Дело № 2-152/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Липиной О.А.,

с участием прокурора Лобановой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

15 июня 2010 года дело по заявлению прокурора об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий,

установил:

Прокурор в интересах гражданина Липина В.К. и членов его семьи в судебном порядке оспорил законность отказа органа местного самоуправления в постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

Завотделом территориального развития и муниципального хозяйств администрации МР «Усть-Куломский» Р.1 считает, что орган местного самоуправления правомерно не принял заявление Липина В.К. при формировании списка граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, по причине отсутствия документа, подтверждающего признание гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий. Районная администрация действовала в соответствии с Типовым положением – приложением к федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года".

Заслушав объяснения прокурора, заинтересованных лиц, представителей органов местного самоуправления, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года N 103-РЗ органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями, в частности по приему и проверке документов, предусмотренных законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета или республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год, в том числе в виде государственных жилищных сертификатов.

Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 28 апреля 2009 г. N XXI-240 такими полномочиями наделена администрация муниципального района «Усть-Куломский».

Постановлением Главы МР «Усть-Куломский» от 27 марта 2008 года № 337 утверждено Положение о комиссии по постановке на учет граждан для получения социальной выплаты на строительство или приобретение жилья администрации муниципального района "Усть-Куломский", к компетенции которой отнесены полномочия, в том числе по приему документов от граждан и молодых семей (молодых специалистов), имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, рассмотрение заявлений и принятие решений о постановке на учет для получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья или мотивированном отказе.

На заседании 31 марта 2010 г. комиссия решила отказать Липину В.К. (состав семьи из 3 человек) в принятии на учет (протокол от 31 марта 2010 г.) по причине отсутствия постановления администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о признании гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий. О принятом решении гражданин уведомлен письмом заместителя руководителя администрации МР «Усть-Куломский» от 05.04.2010 г. Номер обезличен. При этом заявителю возвращены документы.

Заявление гражданина Липина В.К. рассмотрено применительно к порядку, установленному Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года". Правительственным постановлением предусмотрены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов. Субсидии предоставляются на софинансирование расходных обязательств субъектов Российской Федерации на реализацию мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, молодых семей и молодых специалистов, в рамках региональных и (или) муниципальных целевых программ, наличие которых является необходимым условием софинансирования программных мероприятий в порядке межбюджетных отношений.

Ко дню рассмотрения заявления Закон РК от 9 марта 2004 года № 1-РЗ, утвердивший целевую республиканскую программу "Социальное развитие села до 2010 года", утратил силу, но порядок применялся в соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2007 года № 45 (в редакции от 03.03.2010 N 40).

Согласно п. 4 Типового положения (приложение N 1 к Правилам предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов) право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере части стоимости строительства (приобретения) жилья, не обеспеченной за счет средств социальной выплаты, в порядке и на условиях, определяемых нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Соответственно к заявлению обязательно приложение документа, подтверждающего признание гражданина нуждающимся в улучшении жилищных условий (12д).

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма (п. 5).

По делу установлено, что в декабре 2009 года Липин В.К. обратился в администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» с заявлением о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, но получил отказ, так как к компетенции органа местного самоуправления по месту жительства гражданина принятие таких решений не отнесено.

Исполняющий обязанности руководителя администрации сельского поселения «Усть-Кулом» Р.2 пояснил, что принятие решений органами местного самоуправления поселения о признании граждан, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях определения их права на получение социальных выплат федеральными законами, региональными законами (закон субъекта Российской Федерации), муниципальными правовыми актами либо соглашениями на межмуниципальном уровне не предусмотрено.

Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года № 100-РЗ установлен порядок ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. На учет принимаются малоимущие граждане (Закон Республики Коми от 10 ноября 2005 года № 119-РЗ), признанные по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и имеющие уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения менее учетной нормы площади жилого помещения.

Такие доводы заслуживают внимания. Учет на получение субсидий и учет по предоставлению жилых помещений по договорам социального найма ведутся в целях улучшения жилищных условий граждан, но, несмотря на применение в обоих случаях положений статьи 51 ЖК РФ (основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма), имеются различия в правовом регулировании. Кроме того, в отличие от граждан, имеющих возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств, жилье социального использования, как правило, предоставляется малоимущим гражданам.

До введения в действие с 1 марта 2005 года Жилищного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления осуществляли учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту жительства и принимали соответствующие решения, руководствуясь статьями 30 и 31 ЖК РСФСР. Однако с 1 марта 2005 года Жилищный кодекс РСФСР утратил силу. Согласно статье 6 вводного закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства. Аналогичные положения о полномочиях органов местного самоуправления в области жилищных отношений содержатся в статье 14 ЖК РФ, в том числе ведение в установленном порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Полномочий относительно признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в целях получения социальных выплат (субсидий) эти правовые нормы не предусматривают.

В соответствии со статьей 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.

Согласно п. 10 ст. 14 ЖК РФ иные вопросы могут быть отнесены к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

В пункте 14 Типового положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 3 декабря 2002 г. № 858, предусмотрено, что органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы.

Разъяснения Председателя Государственного Совета Республики Коми Истиховской М.Д. от 04.12.2009 № 01-32/04/2229 и Первого заместителя министра Смышляева Н.Н. (Минархстрой Республики Коми) в письме от 01.12.2009 № 03-12-14/3476 в части того, что признание граждан, проживающих в сельской местности, нуждающимися в улучшении жилищных условий, в целях определения их права на получение социальных выплат за счет средств федерального бюджета должно осуществляться органом местного самоуправления поселения по месту жительства этих граждан согласуются с Типовым положением, но не содержат указаний на законный порядок наделения их такими полномочиями, порядок принятия решений и др.

Применение порядка, предусмотренного Типовым положением, обусловлено порядком финансирования программных мероприятий за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета (софинансирование). Принимая и проверяя документы, предусмотренные законодательством, от граждан Российской Федерации, имеющих право на получение субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья, выделяемых за счет средств федерального бюджета и (или) республиканского бюджета, осуществляя постановку таких граждан на учет и ведение списков, органы местного самоуправления исполняют государственные полномочия. Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года N 103-РЗ такими полномочиями наделены органы местного самоуправления городских округов и органы местного самоуправления муниципальных районов в Республике Коми.

Органы местного самоуправления сельских поселений в Республике Коми не наделены государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение жилищных субсидий (социальных выплат) на приобретение или строительство жилья.

На уровне субъекта принят Закон Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья», регулирующий отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, осуществляется за счет и в пределах средств республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.

При сходных отношениях закон требует от гражданина приложить к заявлению копии документов, подтверждающих дату постановки на учет заявителя в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, - для граждан, принятых на учет в органах местного самоуправления в Республике Коми до 1 марта 2005 года.

В соответствии со статьей 2 Закона на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в уполномоченном органе принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям, имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств. Основания (статья 2) повторяют положения статьи 51 ЖК РФ. По смыслу закона принятие решения о признании гражданина, нуждающимся в улучшении жилищных условий, отнесено к компетенции уполномоченного органа, ведающего учетом.

Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав.

Согласно статье 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В рассматриваемой спорной ситуации, когда органы местного самоуправления не пришли к единому пониманию порядка, призванного обеспечить условия для осуществления конституционного права гражданина на жилище, требование органа местного самоуправления муниципального района оказалось для гражданина невыполнимым. Оспариваемое решение об отказе в постановке на учет противоречит основам жилищного законодательства, поэтому заявление прокурора подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 258 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора об оспаривании решения органа местного самоуправления об отказе в постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий признать обоснованным.

Обязать администрацию муниципального образования муниципальный район «Усть-Куломский» устранить в полном объеме допущенное нарушение прав гражданина, вернувшись к рассмотрению заявления Липина В.К. от 30 марта 2010 года о постановке на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий