Дело № 2-173/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Зайцева С.Б.,
при секретаре Федоровой О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 05 июля 2010 года дело по иску Гичева К.Д. к Муниципальному образовательному учреждению Кебанъельская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом денежной компенсации и инфляции,
установил:
Гичев К.Д. обратился в Усть-Куломский районный суд с иском к Муниципальному образовательному учреждению Кебанъельская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом денежной компенсации и инфляции за период работы с 01 сентября 2007 года по 31 мая 2010 года.
В обоснование своих исковых требований Гичев К.Д. ссылается на то, что с 27.08.2007 года он стал работать в МОУ Кебанъельская средняя общеобразовательная школа в должности учителя биологии, экологии и химии. При заключении трудового договора ему был установлен должностной оклад по 9 тарифному разряду единой тарифной сетки в размере 2808 рублей в месяц из расчета 18 часов педагогической нагрузки в неделю, и его заработная плата, складывающаяся из должностного оклада и различных надбавок, составила 7777,53 руб.
Вместе с тем с 01 сентября 2007 года вступил в силу Федеральный закон от 20.04.2007 № 54 «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты РФ», в соответствии с которым был установлен минимальный размер оплаты труда равный 2300 рублей, а следовательно, и базовый оклад (1 тарифный разряд), который до этого равнялся 1404 руб., должен был быть повышен до 2300 рублей и его должностной оклад по 9 тарифному разряду единой тарифной сетки должен был быть ему установлен в размере 4600 рублей, а заработная плата должна была составить 12121 руб., в связи с чем в период с 28 августа 2007 года по 31 декабря 2007 года ему ежемесячно недоплачивалось 4344 рубля.
Кроме того с 01 января 2008 года Постановлением главы МО МР «Усть-Куломский» от 25.10.2007 № 1259 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МО МР «Усть-Куломский» введена отраслевая система оплаты труда, в соответствии с которой должностные оклады не зависят от единой тарифной сетки и в связи с изменением существенных условий трудового договора 01 декабря 2008 года с ним был заключён новый трудовой договор, согласно которому ему был установлен должностной оклад в размере 3390 рублей, а с учётом присвоения ему 2 квалификационной категории с 24 мая 2009 года его должностной оклад на основании приказа № 87 был увеличен до 3656 рублей.
Однако, принимая во внимание, что 01 января 2009 года Федеральным законом от 24.06.2008 № 91 «О внесении изменения в статью 1 ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда был увеличен до 4330 рублей, его заработная плата должна начисляться и выплачиваться ему из расчёта оклада, размер которого не должен быть менее 4330 рублей, с начислением на эту сумму компенсационных и стимулирующих выплат, но ни ответчик, ни Правительство Республики Коми не внесли никаких изменений в систему оплаты труда, ссылаясь на то, что в минимальный размер оплаты труда входят надбавки стимулирующего, компенсационного и социального характера, что, по его мнению, является прямым нарушением российского законодательства, а также норм международного права. В связи с чем просит взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом денежной компенсации и инфляции (так как недополученные денежные средства частично утратили свою покупательскую способность) в сумме 84597 рублей (без учета суммы вычета налога на доходы физических лиц) за период с 01 сентября 2007 года по 31 мая 2010 года.
При этом Гичев К.Д. считает, что в данном случае не может быть применена ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, поскольку нарушение его трудовых прав носит длящийся характер.
В судебном заседании истец Гичев К.Д. свои исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ответчика директор МОУ Кебанъельская СОШ П. иск не признала и в судебном заседании пояснила, что исковые требования Гичева К.Д. является необоснованным, поскольку заработная плата ему начисляется и выплачивается в соответствии с условиями заключённого с ним трудового договора и действующего трудового законодательства, а её размер значительно выше установленного законом минимального размера оплаты труда.
Выслушав объяснения сторон и исследовав материалы дела, суд считает, что иск Гичева К.Д. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (статья 7), каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3).
Аналогичная норма предусмотрена статьей 130 Трудового кодекса Российской Федерации также предусматривающая, что в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются, величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации.
Согласно ст. 133 ТК РФ минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.
Статья 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Вышеуказанной нормой определены и понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада) и базовой ставки заработной платы.
Так под тарифной ставкой понимается фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) – это фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Действовавшее до 01.09.2007 правовое регулирование определяло минимальный размер оплаты труда как минимальное вознаграждение (минимальную заработную плату), выплачиваемое за труд неквалифицированному работнику, который полностью отработал норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнял простые работы (ч. 2 ст. 129 ТК РФ в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ).
Как следствие, в минимальный размер оплаты труда не включались выплаты, призванные компенсировать влияние на работника неблагоприятных производственных факторов или стимулировать работника к качественному результату труда, а размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), а также базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников не могли быть ниже минимального размера оплаты труда.
Однако приведенное правовое регулирование было изменено Федеральным законом от 20.04.2007 N 54-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О минимальном размере оплаты труда" и другие законодательные акты РФ", который наряду с повышением размера минимальной оплаты труда исключил из ст. 129 Трудового кодекса РФ определение понятия минимальной оплаты труда и признал утратившей силу ч. 4 ст. 133 ТК РФ.
Основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является, как и прежде, обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. Иными словами, правовая природа минимального размера оплаты труда и его основное назначение в механизме правового регулирования трудовых отношений не претерпели изменений.
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда (часть первая статьи 135), которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (часть вторая статьи 135) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев.
Таким образом, анализ действующего законодательства приводит суд к выводу о том, что трудовым законодательством РФ допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы, в размере меньшем МРОТ, при условии, что заработная плата работника, включающая в себя все элементы в виде иных предусмотренных у данного работодателя выплат, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
Аналогичная правовая позиция высказана Конституционным Судом РФ в определении от 01.10.2009 по делу № 1160-О-О, из содержания которого следует, что в ходе совершенствования трудового законодательства, законодатель, признав утратившей силу ч. 4 ст. 133 Трудового кодекса РФ, при установлении оплаты труда предусмотрел в качестве обязательного единственное условие, а именно: заработная плата, включая стимулирующие и компенсационные выплаты, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. При этом допускается установление тарифной ставки и должностного оклада ниже этого размера.
Иные гарантии, предусмотренные трудовым законодательством, в частности обязанность работодателя осуществлять в повышенном размере оплату труда, производимого в особых условиях (ст. 146 ТК РФ), были сохранены в неизменном виде.
Заработная плата конкретного работника, согласно Трудовому кодексу РФ, устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, при этом заработная плата работников, занятых на работах с особыми условиями труда, должна устанавливаться в повышенном размере по сравнению с окладами (должностными окладами), установленными для таких же видов работ, но с нормальными условиями труда (часть первая статьи 147).
Из приведенных законоположений следует, что при разработке системы оплаты труда работодатель должен вводить обоснованную дифференциацию оплаты труда, в том числе в зависимости от условий, в которых осуществляется трудовая деятельность.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования статей 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 Трудового кодекса РФ, в том числе правило об установлении работникам, занятым на работах с особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
В соответствии со статьей 149 Трудового кодекса РФ, при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры таких выплат не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 144 ТК РФ системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются, в муниципальных учреждениях - коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В силу статей 54, 56 Закона РФ «Об образовании», заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом). Образовательное учреждение является работодателем для работников такого учреждения.
В судебном заседании установлено, и данные обстоятельства сторонами не оспариваются, что Гичев К.Д. на основании приказа от 27.08.2007 Номер обезличен принят на работу в МОУ Кебанъельская средняя общеобразовательная школа на должность учителя химии, биологии по 9 разряду ЕТС. Между ним и работодателем заключен трудовой договор от 27.08.2007 Номер обезличен б/н, по условиям которого ответчик обязался выплачивать работнику заработную плату в соответствии с законодательством, коллективным и трудовым договорами.
Федеральным законом от 20.04.2007 № 54-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», с 01 сентября 2007 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 2300 рублей в месяц.
Федеральным законом от 24.06.2008 № 91-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» и другие законодательные акты Российской Федерации», с 01 января 2009 года минимальный размер оплаты труда установлен в сумме 4330 рублей в месяц.
Согласно трудовому договору от 27.08.2007, Гичеву К.Д. за выполнение трудовых обязанностей, установлен должностной оклад (тарифная ставка) в размере 2808 руб., то есть на 500 рублей больше, чем установленный законом минимальный размер оплаты труда, а с надбавками за работу в сельской местности в размере 25% его заработная плата составляет 3510 руб.
С 1 января 2008 года согласно Постановления главы МР «Усть-Куломский» от 25.10.2007 № 1259 «Об оплате труда работников муниципальных учреждений образования МО МР «Усть-Куломский» введена отраслевая система оплаты труда.
В связи с изменением условий оплаты труда, 01 декабря 2008 года между МОУ Кебанъельская СОШ и Гичевым К.Д. заключен новый трудовой договор Номер обезличен , в котором истцу установлен должностной оклад в размере 3390 руб., а также включена дополнительная компенсационная выплата к окладу в размере 10% за проверку тетрадей, стимулирующая выплата к окладу в размере 40%, как молодому специалисту. С учетом этого заработная плата истца со стимулирующими и компенсационными выплатами составляла 5932,50 руб.
Приказом от 24.05.2009 Номер обезличен Гичеву К.Д. присвоена 2-я квалификационная категория, должностной оклад истцу был увеличен до 3656 руб. соответственно увеличилась и заработная плата до 6398 руб.
Согласно представленной истцом в суд карточки-справки среднемесячная заработная плата Гичева К.Д. без учета районного коэффициента, северной надбавки составляет: за период с 01.09.2007 по 31.12.2007 – 4047,06 рублей, за период с 01.01.2008 по 31.12.2008 – 8778,39 рублей, за период с 01.01.2009 по 31.12.2009 – 9738,69 рублей, с 01.01.2010 по 31.05.2010 – 9105,16 рублей.
Таким образом, совокупный размер заработной платы Гичева К.Д. с учетом дополнительных компенсационных выплат и стимулирующих надбавок превышает установленный Федеральными законами от 20.04.2007 № 54-ФЗ, от 24.06.2008 № 91-ФЗ минимальный размер оплаты труда.
Кроме того, главой 50 Трудового кодекса РФ, определены особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненной к ним местностях. В силу положений ст. 315 ТК РФ, оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Аналогичные положения закреплены в Законе РФ от 19.02.1993 N 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
Постановлением Совета министров СССР от 03.01.1983 г. N 12 (в ред. Указа Президента РФ от 24.01.1992 г. N 46), с 01 апреля 1992 г. Усть-Куломский район Коми ССР, отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера. На территории Усть-Куломского района при начислении заработной платы применяется районный коэффициент 20 % и процентная надбавка 50 % от месячного заработка.
В соответствии с п. 1 Постановления Минтруда РФ от 11 сентября 1995 г. N 49 «Об утверждении Разъяснения от 11.09.1995 г. N 3 «О порядке начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях …», процентные надбавки к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, районные коэффициенты, установленные к заработной плате лицам, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляются на фактический заработок, включая вознаграждение за выслугу лет, выплачиваемое ежемесячно, ежеквартально или единовременно.
Анализ всех вышеприведенных нормативных положений, в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что районные коэффициенты и процентные надбавки за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в отличие от других выплат компенсационного характера, должны начисляться на размер заработной платы работника, не ниже гарантированного федеральным законом минимального размера оплаты труда, указанного в части 1 статьи 133 Трудового кодекса РФ.
По мимо того, что Гичеву К.Д. начислялась заработная плата с компенсационными и стимулирующими надбавками, которая превышает установленный минимальный размер оплаты труда, судом установлено также, что на указанную заработную плату работодателем производилось начисление районного коэффициента и северной надбавки.
При таких обстоятельствах доводы Гичева К.Д. о нарушении ответчиком его трудовых прав в связи с начислением заработной платы без учета повышения минимального размера оплаты труда в судебном заседании не нашли своего подтверждения.
Кроме того доводы Гичева К.Д. о том, что в данном случае не может быть применена ч. 1 ст. 392 ТК РФ, согласно которой работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течении 3-х месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, поскольку нарушение его трудовых прав носит длящийся характер являются также необоснованными, по тем основаниям, что истец ежемесячно получал расчетный листок о начисленной ему заработной плате, знал об элементах и размерах заработной платы. Соответственно полагая, что работодателем нарушаются его трудовые права, работник не был лишен возможности обратиться в любой момент в суд за разрешением спора.
Согласно изложенного, суд считает, что исковые требования Гичева К.Д. к МОУ Кебанъельская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом денежной компенсации и инфляции являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении иска Гичева К.Д. к Муниципальному образовательному учреждению Кебанъельская средняя общеобразовательная школа о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы с учетом денежной компенсации и инфляции за период с 01 сентября 2007 года по 31 мая 2010 в размере 84597 рублей – отказать.
На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме, путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.
Председательствующий
Мотивированное решение
изготовлено 09 июля 2010 года