Дело № 2 - 634/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Попова В.В.,
при секретаре Фоминой Т.В.,
с участием прокурора Скворцовой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 07 декабря 2010 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Мыелдино» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Усть-Куломского района обратился с настоящим иском, в котором просил суд признать бездействие ответчика в части непринятия мер к захоронению умерших на кладбищах с. Мыелдино на основании предъявления свидетельства о смерти незаконным и обязать муниципальное образование сельское поселение «Мыелдино» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах с. Мыелдино только на основании предъявленных свидетельств о смерти.
В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование иска прокурор заявил, что действующее законодательство возлагает на муниципальные образования обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе предусматривает возможность захоронения тел только при наличии свидетельства о смерти лица. Однако за период 2009-2010 годов на территории Усть-Куломского района без полученного в установленном порядке свидетельства о смерти было захоронено 77 лиц, из которых 7 – на кладбищах сельского поселения «Мыелдино». Это свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления сельского поселения в решении вопросов организации ритуальных услуг, невыполнении требований действующих нормативных актов, регулирующих порядок похорон и содержания кладбищ. Такое бездействие влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, так как является условием, способствующим укрывательству особо тяжких преступлений.
Представитель ответчика П. с иском согласен. Пояснил, что на территории сельского поселения находятся два кладбища, которые содержатся и эксплуатируются СП «Мыелдино». На эти цели из бюджета Республики Коми выделяются средства. Органы местной власти не запрещали местным жителям хоронить умерших без предъявления свидетельств о смерти. Многие жители сел в связи с трудным материальным положением не могут вывозить трупы на вскрытие, поэтому нет медицинского заключения о причинах смерти. Соответственно нет и свидетельства о смерти. Похоронного бюро в сельском поселении нет. Погребением занимаются родственники умершего, администрация сельского поселения помогает по мере возможности. После рассмотрения данного дела сельское поселение «Мыелдино» на обращение граждан о захоронении умерших без предъявления свидетельств о смерти будет давать отказ в разрешении на захоронение.
Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.
Согласно п. 2 ст. 2 Устава муниципального образования сельского поселения «Мыелдино» в состав муниципального образования СП «Мыелдино» входит один населенный пункт - село Мыелдино.
Согласно справке администрации СП «Мыелдино» на территории сельского поселения находятся два кладбища: в начале и в конце села. Органы местного самоуправления содержат данные сооружения, на эти цели выделяются денежные средства.
Согласно статье 62 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации смерти является медицинский документ установленной формы, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.
В соответствии с положениями Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 118-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований поселений в Республике Коми государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, установление отцовства, смерть) наделены, в том числе органы местного муниципального образования на территории поселения «Мыелдино».
В соответствии с п.п. 2 и 3 Положения о порядке проведения патологоанатомических вскрытий, утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.1994 N 82, в случаях смерти от насильственных причин или подозрений на них, от механических повреждений, отравлений, в том числе этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при не установлении личности умершего, труп подлежит судебно-медицинскому исследованию. В таких случаях проведение вскрытия трупа обязательно.
Письмом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти", содержащим Рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы № «Медицинское свидетельство о смерти», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 N 782Н предусмотрено, что медицинское свидетельство о смерти утверждается для обеспечения государственной регистрации смерти в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Указанное свидетельство содержит записи о причинах смерти лица, которые устанавливаются в случае проведения судебно-медицинского исследования либо паталого-анатомического вскрытия судебно-медицинским экспертом или паталогоанатомом.
Такой порядок установлен законодателем для предупреждения захоронения лиц, умерших вследствие совершения преступления.
Кроме того, законодательство предусматривает специальный порядок погребения лиц, умерших от инфекции неясной этиологии, особо опасных инфекций, а также умерших, имеющих высокий радиоактивный фон. Такой порядок определен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, утвердившим Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения (СанПиН 2.1.1279-03).
Таким образом, выдача медицинского свидетельства является необходимым условием для регистрации смерти уполномоченными органами, а также может повлечь ряд других правовых последствий для неограниченного круга лиц.
Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
Аналогичная обязанность муниципального образования сельского поселения «Мыелдино» предусмотрена подпунктом 23 пункта 1 статьи 9 Устава МО СП «Мыелдино».
Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить на своей территории эксплуатацию и содержание мест захоронения, к которым относятся, в том числе кладбища, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
На основании п. 4.3 Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР, утв. Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.01.1979 N 25, осуществление захоронения умерших возможно только на основании предъявленного свидетельства о смерти.
Исследованные в судебном заседании документы и доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что имевшие место случаи в 2009-2010 годах захоронения умерших на кладбищах муниципального образования без предъявления свидетельства о смерти следует определять как бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования сельского поселения «Мыелдино». Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления требований и норм законодательства относительно порядка эксплуатации и содержания мест захоронения, противоречат нормативным требованиям, предъявляемым к сельским поселениям, и влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Мыелдино» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.
Признать бездействие муниципального образования сельского поселения «Мыелдино» в части непринятии мер к захоронению умерших на кладбищах села Мыелдино на основании свидетельства о смерти незаконным.
Обязать муниципальное образование сельское поселение «Мыелдино» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах села Мыелдино только на основании предъявленных свидетельств о смерти.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его провозглашения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.
Председательствующий