Решение суда о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.



Дело № 2 - 628/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Федоровой О.П.,

с участием прокурора Скворцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2010 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Керчомъя» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Куломского района обратился с настоящим иском, в котором просил суд признать бездействие ответчика в части непринятия мер к захоронению умерших на кладбищах с. Керчомъя на основании предъявления свидетельства о смерти незаконным и обязать муниципальное образование сельское поселение «Керчомъя» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах с. Керчомъя только на основании предъявленных свидетельств о смерти.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование иска прокурор заявил, что действующее законодательство возлагает на муниципальные образования обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе предусматривает возможность захоронения тел только при наличии свидетельства о смерти лица. Однако за период 2009-2010 годов на территории Усть-Куломского района без полученного в установленном порядке свидетельства о смерти было захоронено 77 лиц, из которых 3 – на кладбищах сельского поселения «Керчомъя». Это свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления сельского поселения в решении вопросов организации ритуальных услуг, невыполнении требований действующих нормативных актов, регулирующих порядок похорон и содержания кладбищ. Такое бездействие влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, так как является условием, способствующим укрывательству особо тяжких преступлений.

Представитель ответчика – и.о. руководителя администрации СП «Керчомья» Т. - с иском согласен. Пояснил, что на территории сельского поселения находятся два кладбища, которые содержатся и эксплуатируются СП «Керчомъя». На эти цели выделяются средства. В соответствии с законом администрация вправе разрешать хоронить умерших только на основании свидетельств о смерти. При отсутствии таких документов органы местной власти не разрешали местным жителям хоронить умерших. Однако многие жители села в связи с трудным материальным положением не могут вывозить трупы на вскрытие, поэтому нет медицинского заключения о причинах смерти. Соответственно нет и свидетельства о смерти. Похоронного бюро в сельском поселении нет. Погребением занимаются родственники умершего, администрация сельского поселения помогает в этом по мере возможности. Сельское поселение «Керчомъя» на обращение граждан о захоронении умерших без предъявления свидетельств о смерти будет и дальше давать отказ в разрешении на захоронение.

Заслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно п. 2 ст. 2 Устава муниципального образования сельского поселения «Керчомъя» в состав муниципального образования СП «Керчомъя» входит один населенный пункт - село Керчомъя.

Согласно справке администрации СП «Керчомъя» на территории сельского поселения находятся два кладбища: кладбище № 1 расположено в 720 м. на север от дома № 9 по улице Центральной, кладбище № 2 – в 2100 м. от дома № 670 по улице Центральной на юго-восток по дороге Керчомъя - Зимстан. Органы местного самоуправления содержат данные сооружения, на эти цели выделяются денежные средства.

Согласно статье 62 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации смерти является медицинский документ установленной формы, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

В соответствии с положениями Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 118-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований поселений в Республике Коми государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (рождение, заключение брака, установление отцовства, смерть) наделены в том числе органы местного муниципального образования на территории поселения «Керчомъя».

В соответствии с п.п. 2 и 3 Положения о порядке проведения патологоанатомических вскрытий, утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.1994 N 82, в случаях смерти от насильственных причин или подозрений на них, от механических повреждений, отравлений, в том числе этиловым алкоголем, механической асфиксии, действия крайних температур, электричества, после искусственного аборта, произведенного вне лечебного учреждения, а также при не установлении личности умершего труп подлежит судебно-медицинскому исследованию. В таких случаях проведение вскрытия трупа обязательно.

Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля - заведующий Усть-Куломским отделением ГУ РК «Бюро СМЭ» Н. - показал, что согласно сложившейся медицинской практике трупы лиц, умерших вне стационара, определяются как возможно умершие от насильственных причин и подлежат обязательному судебно-медицинскому исследованию. Однако на уровне администрации муниципального района не решен вопрос о доставке трупов к месту медицинского исследования.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти", содержащим Рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы № 106/У-08 «Медицинское свидетельство о смерти», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 N 782Н предусмотрено, что медицинское свидетельство о смерти утверждается для обеспечения государственной регистрации смерти в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Указанное свидетельство содержит записи о причинах смерти лица, которые устанавливаются в случае проведения судебно-медицинского исследования либо паталого-анатомического вскрытия судебно-медицинским экспертом или паталогоанатомом.

Такой порядок установлен законодателем для предупреждения захоронения лиц, умерших вследствие совершения преступления.

Кроме того законодательство предусматривает специальный порядок погребения лиц, умерших от инфекции неясной этиологии, особо опасных инфекций, а также умерших, имеющих высокий радиоактивный фон. Такой порядок определен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, утвердившим Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения " (СанПиН 2.1.1279-03).

Таким образом, выдача медицинского свидетельства является необходимым условием для регистрации смерти уполномоченными органами, а также может повлечь ряд других правовых последствий для неограниченного круга лиц.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичная обязанность муниципального образования сельского поселения «Керчомъя» предусмотрена подпунктом 22 пункта 1 статьи 9 Устава МО СП «Керчомъя».

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить на своей территории эксплуатацию и содержание мест захоронения, к которым относятся в том числе кладбища, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании пунктов 1.3 и 4.3 Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.01.1979 N 25, похоронное обслуживание и содержание кладбищ в сельских населенных пунктах возложены на Советы народных депутатов (ныне – муниципальные образования). Осуществление захоронения умерших возможно только на основании предъявленного свидетельства о смерти.

Исследованные в судебном заседании документы и доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что имевшие место случаи в 2009-2010 годах захоронения умерших на кладбищах муниципального образования без предъявления свидетельства о смерти следует определять как бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования сельского поселения «Керчомъя». Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления требований и норм законодательства относительно порядка эксплуатации и содержания мест захоронения, противоречат нормативным требованиям, предъявляемым к сельским поселениям, и влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Керчомъя» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования сельского поселения «Керчомъя» в части непринятии мер к захоронению умерших на кладбищах села Керчомъя на основании свидетельства о смерти незаконным.

Обязать муниципальное образование сельское поселение «Керчомъя» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах села Керчомъя только на основании предъявленных свидетельств о смерти.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его провозглашения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.

Председательствующий