Решение суда о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий.



Дело № 2 - 622/2010

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Федоровой О.П.,

с участием прокурора Скворцовой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 08 декабря 2010 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Пожег» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Куломского района обратился с настоящим иском, в котором просил суд признать бездействие ответчика в части непринятия мер к захоронению умерших на кладбищах с. Пожег, д. Кекур, д. Вомынбож, д. Мале, с. Пожегдин, д. Великополье, д. Седтыдин, д. Кырныша на основании предъявления свидетельства о смерти незаконным и обязать муниципальное образование сельское поселение «Пожег» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах с. Пожег, д. Кекур, д. Вомынбож, д. Мале, с. Пожегдин, д. Великополье, д. Седтыдин, д. Кырныша только на основании предъявленных свидетельств о смерти.

В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. В обоснование иска прокурор заявил, что действующее законодательство возлагает на муниципальные образования обязанность по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения, в том числе предусматривает возможность захоронения тел только при наличии свидетельства о смерти лица. Однако за период 2009-2010 годов на территории Усть-Куломского района без полученного в установленном порядке свидетельства о смерти было захоронено 77 лиц, из которых 5 – на кладбищах сельского поселения «Пожег». Это свидетельствует о бездействии органов местного самоуправления сельского поселения в решении вопросов организации ритуальных услуг, невыполнении требований действующих нормативных актов, регулирующих порядок похорон и содержания кладбищ. Такое бездействие влечет нарушение прав неограниченного круга лиц, так как является условием, способствующим укрывательству особо тяжких преступлений.

Представитель ответчика – глава СП «Пожег» С. - в судебном заседании пояснил, что на территории сельского поселения находится 9 кладбищ, которые содержатся и эксплуатируются СП «Пожег». Органы местной власти не запрещали местным жителям хоронить умерших без предъявления свидетельств о смерти. Поскольку родственники умершего лица самостоятельно решают вопрос о вскрытии, то муниципальное образование не вправе принуждать кого-либо везти труп на вскрытие. Многие жители в связи с трудным материальным положением не могут вывозить трупы на вскрытие, поэтому нет медицинского заключения о причинах смерти. Соответственно нет и свидетельства о смерти. По его мнению, законом не запрещено хоронить умерших лиц без свидетельств о смерти. Похоронного бюро в сельском поселении нет. Погребением занимаются родственники умершего, администрация сельского поселения помогает в этом по мере возможности. После рассмотрения данного дела сельское поселение «Пожег» на обращение граждан о захоронении умерших без предъявления свидетельств о смерти будет давать отказ в разрешении на захоронение, в связи с чем заведет журнал.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Согласно п. 2 ст. 2 Устава муниципального образования сельского поселения «Пожег» в состав муниципального образования СП «Пожег» входят девять населенных пунктов: посёлки сельского типа Нижний Ярашью, Ярашью, село Пожег, деревни Великополье, Вомынбож, Кекур, Мале, Пожегдин, Седтыдин.

Согласно справке администрации СП «Пожег» на территории сельского поселения находятся 9 кладбищ, расположенных в д. Кекур, с. Пожег, д. Пожегдин, д. Великополье, д. Вомынбож, д. Седтыдин, д. Мале, д. Кырныша. Органы местного самоуправления содержат данные сооружения, на эти цели выделяются денежные средства.

В соответствии со статьей 62 Федерального закона от 15.11.1997 N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" основанием для государственной регистрации смерти является медицинский документ установленной формы, выданный медицинской организацией или частнопрактикующим врачом.

В соответствии с положениями Закона Республики Коми от 10.11.2005 N 118-РЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований поселений в Республике Коми государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния" государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния (в т.ч. смерти) наделены в том числе органы муниципального образования на территории сельского поселения «Пожег».

В силу статьи 5 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" действия по достойному отношению к телу умершего должны осуществляться в полном соответствии с волеизъявлением умершего, если не возникли обстоятельства, при которых исполнение волеизъявления умершего невозможно, либо иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Такие случаи и обстоятельства установлены законодательством РФ.

Согласно ст. 48 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1 патолого-анатомическое вскрытие проводится врачами в целях получения данных о причине смерти и диагнозе заболевания. Патолого-анатомическое вскрытие при отсутствии подозрения на насильственную смерть не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом, при наличии подозрения на насильственную смерть патолого-анатомическое вскрытие и судебно-медицинское исследование трупа (в силу также требований п. п. 1, 2 ст. 196 УПК РФ) является обязательным. При этом волеизъявление умершего о несогласии с проведением патолого-анатомического вскрытия исполнению не подлежит и исполнители его воли, препятствующие вскрытию, подлежат ответственности, в зависимости от способов препятствования. Следственная практика к признакам насильственной смерти относит также случаи, когда обнаружен труп лица, не достигшего возраста 70 лет и не страдавшего какими-либо заболеваниями, опасными для здоровья, которые могут повлечь летальный исход. При этом иные признаки насильственной смерти или самоубийства могут отсутствовать.

Пункты 2, 3, 4 Положения о порядке проведения патолого-анатомических вскрытий, утв. Приказом Минздравмедпрома РФ от 29.04.1994 N 82, и пункты 4, 5, 8 Положения о порядке вскрытия трупов в лечебно-профилактических учреждениях, утв. Приказом Минздрава СССР от 04.04.1983 N 375, предусматривают случаи, когда вскрытие обязательно.

К таковым относятся случаи: - невозможности установления диагноза заболевания, приведшего к смерти, и (или) причины смерти вне зависимости от продолжительности пребывания больного в стационаре либо на амбулаторном лечении; - смерти больных, пробывших в лечебно-профилактическом учреждении менее суток. При отсутствии признаков насильственной смерти вскрытие производится патологоанатомами, при наличии подозрения на насильственную смерть - судмедэкспертами; - требующие судебно-медицинских исследований; - если смерть последовала от механических повреждений, отравления, асфиксии, действия крайних температур, электричества, насильственных причин или же если имеются указания на возможность одной из этих причин смерти.

Во всех перечисленных случаях несогласие умершего быть подвергнутым патолого-анатомическому вскрытию, выраженное им при жизни, не исполняется.

Письмом Минздравсоцразвития РФ от 19.01.2009 N 14-6/10/2-178 "О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти", содержащим Рекомендации по порядку выдачи и заполнения учетной формы № 106/У-08 «Медицинское свидетельство о смерти», утв. Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.12.2008 N 782Н предусмотрено, что медицинское свидетельство о смерти утверждается для обеспечения государственной регистрации смерти в органах, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния. Указанное свидетельство содержит записи о причинах смерти лица, которые устанавливаются в случае проведения судебно-медицинского исследования либо паталого-анатомического вскрытия судебно-медицинским экспертом или паталогоанатомом.

Такой порядок установлен законодателем для предупреждения захоронения лиц, умерших вследствие совершения преступления.

Кроме того законодательство предусматривает специальный порядок погребения лиц, умерших от инфекций неясной этиологии и особо опасных инфекций. Такой порядок определен Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 35, утвердившим Санитарные правила и нормы "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения " (СанПиН 2.1.1279-03).

Таким образом, выдача медицинского свидетельства является необходимым условием для регистрации смерти уполномоченными органами, а также может повлечь ряд других правовых последствий для неограниченного круга лиц.

Согласно подпункту 22 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

Аналогичная обязанность муниципального образования сельского поселения «Пожег» предусмотрена подпунктом 22 пункта 1 статьи 9 Устава МО СП «Пожег».

Таким образом, органы местного самоуправления обязаны обеспечить на своей территории эксплуатацию и содержание мест захоронения, к которым относятся в том числе кладбища, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

На основании пунктов 1.3 и 4.3 Инструкции о порядке похорон и содержании кладбищ в РСФСР, утвержденной Приказом Минжилкомхоза РСФСР от 12.01.1979 N 25, похоронное обслуживание и содержание кладбищ в сельских населенных пунктах возложены на Советы народных депутатов (ныне – муниципальные образования). Осуществление захоронения умерших возможно только на основании предъявленного свидетельства о смерти.

Доводы ответчика об отсутствии правопреемства от Советов народных депутатов к муниципальным образованиям несостоятельны, поскольку в указанном нормативном акте имелись в виду органы власти как таковые вне зависимости от того, как они в будущем будут именоваться. Объективная обязанность, возложенная нормативным актом на органы местной власти, подлежит исполнению даже в случае переименования таких органов.

Исследованные в судебном заседании документы и доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что имевшие место случаи в 2009-2010 годах захоронения умерших на кладбищах муниципального образования без предъявления свидетельства о смерти следует определять как бездействие органа местного самоуправления - муниципального образования сельского поселения «Пожег». Установленные обстоятельства свидетельствуют о нарушении органом местного самоуправления требований и норм законодательства относительно порядка эксплуатации и содержания мест захоронения, противоречат нормативным требованиям, предъявляемым к сельским поселениям, и влекут нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному образованию сельского поселения «Пожег» о признании незаконным бездействия и понуждении к совершению определенных действий удовлетворить.

Признать бездействие муниципального образования сельского поселения «Пожег» в части непринятии мер к захоронению умерших на кладбищах села Пожег, деревень Великополье, Вомынбож, Кекур, Мале, Пожегдин, Седтыдин, Кырныша на основании свидетельства о смерти незаконным.

Обязать муниципальное образование сельское поселение «Пожег» обеспечить осуществление захоронений умерших на кладбищах села Пожег, деревень Великополье, Вомынбож, Кекур, Мале, Пожегдин, Седтыдин, Кырныша только на основании предъявленных свидетельств о смерти.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней с момента его провозглашения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК.

Председательствующий