Дело № 2-570/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ефремова С.А.,
при секретаре Липиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
3 декабря 2010 года дело по иску Тюрнина А.А. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» о признании необоснованным решения пенсионного органа и возложении обязанности по включению периода работы в плавсоставе в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента возникновения права,
установил:
Тюрнин А.А. обратился в суд с иском к государственному учреждению - управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании необоснованным решения об отказе в назначении досрочно трудовой пенсии в части не включения в специальный стаж периода работы в плавсоставе капитан-механиком судна КС-100А и судна КС-100Д в Усть-Куломском леспромхозе и в АООТ «Усть-Куломлес», возложении обязанности на пенсионный орган по включению периодов работы с 05.07.1984 по 20.10.1984 , с 18.05.1993 по 11.09.1993 , с 21.09.1993 по 10.10.1993 , с 10.05.1996 по 08.07.1996 (из расчета в льготном полуторном размере), с 1985 по 1992 , с 1994 по 1995 (из расчета полный отработанный навигационный период за один год работы) и досрочном назначении трудовой пенсии со дня возникновения права в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота по основанию, предусмотренному подпунктом 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 .
В судебном заседании Тюрнин А.А. и его представитель Г. поддержали исковые требования, утверждая, что истец работал на речных судах в Усть-Куломском леспромхозе и АООТ «Усть-Куломлес» с 5 июля 1984 г. по 8 июля 1996 года.
Главный специалист-эксперт отдела назначения, перерасчета и выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» М. иск не признала поскольку истцом не представлены документы о принадлежности должности к плавсоставу и сведений о том, что судно на котором работал Тюрнин А.А. не относится к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного внутригородского сообщения.
Заслушав объяснения истца, его представителя, представителя ответчика, показания свидетелей, исследовав материалы гражданского дела и отказного (пенсионного) производства, суд приходит к следующему мнению.
03.09.2009 по достижении возраста 50 лет Тюрнин А.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочно трудовой пенсии в связи с работой в плавсоставе на судах речного флота. Решением комиссии № от 9 ноября 2009 г. заявителю отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по мотивам отсутствия специального стажа работы в плавсоставе речного флота и работы на лесозаготовках.
При этом в специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не включен период его работы в плавсоставе на судне КС-100А, КС-100Д с 05.07.1984 по 20.10.1984 , с 18.05.1993 по 11.09.1993 , с 21.09.1993 по 10.10.1993 , с 10.05.1996 по 08.07.1996 .
В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 данного Федерального закона, мужчинам - по достижении возраста 55 лет, женщинам - по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Исходя из буквального толкования указанной нормы плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения.
Аналогичные положения содержало и ранее действовавшее пенсионное законодательство, что прямо вытекает из смысла подп. "и" п. 1 ст. 12 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27, 28 Закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 2 указанных Правил предусмотрена возможность суммирования периодов работ с различными особыми условиями труда, содержащихся в разных подпунктах пункта 1 статьи 27.
Согласно представленным документам и с учетом Постановления Конституционного суда от 29.01.2004 № 2-П общий трудовой стаж истца составляет (с учетом льготного исчисления) 45 лет 10 мес. 10 дней, работа в местностях, приравненных к района Крайнего Севера (МКС) 27 лет 8 мес. 4 дня, с учетом суммирования списков (работа в плавсоставе морского, речного флота рыбной промышленности и на лесозаготовках) 3 года 3 мес.7 дней.
В трудовой книжке Тюрнина А.А. (АТ-II №) имеется запись, относящаяся к спорному периоду, подтверждающая работу истца в должности капитана-механика катера КС-100 «А» с 05.07.1984 по 08.07.1996 . По данным архивной справки архивного отдела администрации МР «Усть-Куломский» от 01.02.2008 № Тюрнин А.А. 05.07.1983 переведен капитан-механиком катера КС-100А (приказ №/пр от 05.07.1984); приказом от 04.02.1991 Тюрнин А.А. направлен с 05.02. по 01.04.1991 в Кужбинский лесопункт водителем по вывозке леса.
Согласно справке Сыктывкарского линейного отдела Северного управления госморречнадзора от 09.06.2008 СУГМРН-07-15/114 судно «В-308» самоходное, буксирное, проект КС 100А принадлежало Усть-Куломскому леспромхозу, с 1993 г. передано с перерегистрацией совхозу «Ручевский». Судно «В-338» самоходное, буксирное, проект КС 100Д принадлежало Усть-Куломскому леспромхозу.
В судебном заседании Тюрнин А.А. пояснил, что работал капитан-механиком. Согласно штатному расписанию выполнял работу капитана и механика. Катер обеспечивал подвозку топлива, инструментов в лесопункты, буксировал плоты. В зимнее время работал водителем лесовоза.
Допрошенные в судебном заседании свидетели Р. и Б. показали, что Тюрнин А.А. работал капитаном на катере. Занимался перевозкой грузов (топливо, запчасти, технику для лесопунктов), буксировкой плотов однако конкретные периоды его работы указать не смогли.
Все суда в зависимости от их назначения подразделяются на транспортные, промысловые, промышленно-добывающие, спортивно-туристские, военные, обслуживающие и прочие суда, выполняющие работы и задачи, соответствующие их предназначению.
Вопрос отнесения судна к определенной категории находится в компетенции судовладельца и решается на основании данных технической характеристики судна (расчетная прочность, остойчивость, оборудование, снабжение для использования в определенном виде плавания и др.), вида деятельности, характера выполняемой работы, района плавания. Плавсостав определяется на каждый тип судна судовладельцем.
Основанием для выдачи подтверждающих справок могут быть и другие документы, из которых видно, что работник входит в плавсостав судна, которое относится к тем судам, работа на которых дает плавсоставу право на досрочно назначаемую трудовую пенсию по старости.
Доказательств, подтверждающих периоды работы в течение полных навигационных периодов на должностях, относящихся к плавсоставу на судах речного флота, не относящихся портовым, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, истцом не представлено. Поэтому спорный период истца не может быть отнесен к работе с особыми условиями труда, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости по подпункту 9 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
При таких обстоятельствах исковое заявление Тюрнина А.А. о признании решения пенсионного органа необоснованным и возложении обязанности по включению периода работы в плавсоставе судна в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента возникновения права удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
В иске Тюрнина А.А. к государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми» о признании необоснованным решения пенсионного органа и возложении обязанности по включению периода работы в плавсоставе судна в специальный стаж, досрочном назначении трудовой пенсии по старости с момента возникновения права отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий