Дело № 2-488/2010
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Ефремова С.А.,
при секретаре Липиной О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
10 сентября 2010 года дело по иску Липиной А.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию и ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа возложении обязанности по восстановлению в списке и повторному рассмотрению заявления на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения,
установил:
Участник Великой Отечественной войны Липина А.Н. оспорила законность решения Агентства Республики Коми по социальному развитию об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство и приобретение жилого помещения и потребовала возложить на Агентство Республики Коми по социальному развитию и ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» обязанности по восстановлению в списке и повторному рассмотрению ее заявления.
Агентство Республики Коми по социальному развитию представило возражения по иску, настаивая, что приложенные к заявлению документы не подтверждают нуждаемость Липиной А.Н. в улучшении жилищных условий. Отсутствуют решение (распоряжение) органа местного самоуправления о дальнейшем использовании жилого помещения, проведении ремонтно-восстановительных работ либо сносе дома или реконструкции. Кроме того, прокурорской проверкой установлено, что Липина А.Н. намеренно совершила действия, в результате которых она была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Заместитель руководителя ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» Ж. заявила, что центр не имеет отношения к оспариваемому решению и не ведает учетом ветеранов, поэтому не может нести ответственность по иску.
Заслушав объяснения представителя истца В.1, представителя Центра, показания свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются жильем за счет средств федерального бюджета.
В Республике Коми принят Закон «О форме и порядке предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан» от 6 октября 2006 года № 69-РЗ, в соответствии с которым формой обеспечения жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, является предоставление в порядке, установленном Правительством Республики Коми, единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
Постановлением Правительства Республики Коми от 22 марта 2010 года № 58 утвержден Порядок предоставления гражданам единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилья. Уполномоченным органом исполнительной власти Республики Коми по ведению республиканских списков и принятию решений относительно выплат определено Агентство Республики Коми по социальному развитию.
В соответствии с пунктом 15 Порядка решение об отказе в предоставлении единовременных денежных выплат принимается в случае, если представленные документы не подтверждают право граждан на получение единовременных денежных выплат.
В споре Приказ руководителя Агентства Республики Коми по социальному развитию от 2 июля 2010 года № 1471 об отказе в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения Липиной А.Н.
Истице отказано в выплате по тому основанию, что документы, приложенные к заявлению от 13.04.2010 № 8, не подтверждают право на получение единовременной денежной выплаты.
Вторым пунктом приказа Липина А.Н. исключена из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14, 15, 17 – 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах».
Уполномоченный орган мотивировал принятие такого решения тем, что, во-первых, Липина А.Н. с намерением приобретения права на улучшение жилищных условий сменила место жительства. Во-вторых, приложенное к заявлению заключение о непригодности занимаемого жилого помещения для проживания не соответствует требованиям пунктов 41 и 49 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
На день рассмотрения спора, как и на день принятия спорного решения Липина А.Н. проживает одна в муниципальной квартире общей площадью 18 кв.м. по адресу: <адрес>. Квартира находится в одноэтажном 4-квартирном доме, предположительно 1950 года возведения, в котором отсутствуют водоснабжение, централизованное теплоснабжение и канализация. Отопление печное. Канализация люфт-клозет.
В соответствии с подпунктом 3 пункта первого статьи 51 ЖК РФ одним из оснований признания граждан, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии с Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 23 сентября 2008 года № XV-166 подлежали принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях ветераны Великой Отечественной войны, вдовы погибших участников Великой Отечественной войны при неполной степени благоустройства жилых помещений (признано утратившим силу Решением Совета МР «Усть-Куломский» от 12 марта 2009 г. № XX-220).
Согласно справке администрации сельского поселения «Носим» от 13.04.2010 № 727 Липина А.Н. с 10 июля 2008 года состоит на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по основанию, предусмотренному п.п. 3 п. 1. ст. 51 ЖК РФ.
Постановлением Главы муниципального района «Усть-Куломский» от 20 ноября 2008 года № 1723 по основанию, предусмотренному п.п. 3 п. 1 статьи 51 ЖК РФ, истица признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена на учет в соответствии с Законом РК «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья».
В соответствии с п. 12 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных.
Согласно пункту 41 Положения отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания.
В связи с принятием Решения Совета МР «Усть-Куломский» от 12 марта 2009 г. № XX-220 о признании утратившим силу Решения Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 23 сентября 2008 года № XV-166 следует отметить, что обеспечение жилого помещения инженерными системами, в том числе хозяйственно-питьевым водоснабжением, не единственное требование, которое не выполняется в отношении квартиры Липиной А.Н.
Администрация сельского поселения «Носим» отмечает ухудшения в связи с высоким физическим износом в процессе длительной эксплуатации здания жилого дома в целом. В соответствии с п. 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие:
ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований;
изменения окружающей среды и параметров микроклимата жилого помещения, не позволяющих обеспечить соблюдение необходимых санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов в части содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов наличия источников шума, вибрации, электромагнитных полей.
2 апреля 2010 года межведомственная комиссия обследовала жилое помещение, занимаемое Липиной А.Н., и заключила, что оно не пригодно для проживания. По результатам обследования составлены Акт обследования и Заключение.
13 апреля 2010 года Липина А.Н. подала в центр по предоставлению государственных услуг заявление по установленной форме с приложением всех необходимых документов, среди которых было упомянутое заключение.
В ходе обследования жилого дома и жилого помещения, в котором проживает Липина А.Н., выявлены ухудшения эксплуатационных характеристик здания и параметров микроклимата жилого помещения: гниение стен; значительные деформации цокольного перекрытия; зазоры на стыках между стенами и полом, уклон полов к наружной несущей стене; стропильная система крыши требует частичного ремонта, кровля имеет повреждения, протекает; деформация и перекос дверных блоков, окон; требуется замена электропроводки; ремонт печи; микроклимат в квартире не соответствует гигиеническим требованиям.
Факт обследования жилого помещения межведомственной комиссией сомнений не вызывает. Заключение о непригодности жилого помещения основано на результатах обследования. Правильность такого заключения субъектами этих правоотношений не оспорена.
Тем не менее, в ходе проверки районная прокуратура пришла к выводу, что участник Великой Отечественной войны Липина А.Н. состоит на учете в нарушение закона, поскольку эти документы не соответствуют установленным требованиям (заключение от 13.07.2010 г.).
Кроме того, по утверждению прокурора, регистрационные отметки в паспорте Липиной А.Н. указывают на то, что до 23.06.2008 года она проживала в другом жилом помещении по адресу: <адрес>, следовательно, вернувшись к месту прежнего своего жительства, она намеренно ухудшила свои жилищные условия. В этом случае согласно статье 53 ЖК РФ Липина А.Н. может быть принята на учет, не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Соответствующие мотивы приведены прокурором в протесте от 20.07.2010 № 07-02-2010 в адрес Главы МО МР «Усть-Куломский» об отмене постановления от 20.11.2008 № 1723 в части принятия Липиной А.Н. на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Таким же образом мотивирован приказ Агентства РК по социальному развитию от 02.07.2010 г. № 1471 и возражения ответчика.
Согласно Порядку предоставления единовременной денежной выплаты, утвержденному Постановлением Правительства РК от 22 марта 2010 г. № 58, для граждан, чьи жилые помещения признаны в установленном порядке непригодными для проживания прилагается заключение о признании жилого помещения непригодным для проживания. Требований о включении в пакет документов решения органа местного самоуправления по итогам работы комиссии установленная процедура не предусматривает.
Формы документов (заключения и акта обследования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47 (Приложение № 1 к Положению о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции).
В материалах дела представлены акт обследования помещения и заключение межведомственной комиссии от 2 апреля 2010 года, составленные по утвержденным формам, из которых видно, что в комиссию включены представители органа местного самоуправления – администрации СП «Носим», БТИ, территориального органа, уполномоченного на проведение государственного контроля и надзора в сфере санитарно-эпидемиологической, защиты прав потребителей и благополучия человека, контрольного органа в сфере пожарной безопасности и органов архитектуры.
Действительно в акте обследования жилого помещения отсутствуют ссылки на фактические значения показателей несоответствия, результаты проведенного инструментального контроля, других видов контроля и исследований, однако выводы комиссии о непригодности помещения для проживания в ходе прокурорской проверки не опровергнуты. Прокурор указал лишь на ненадлежащее оформление документов, к чему Липина А.Н. отношения не имеет.
Не опровергнуто заключение межведомственной комиссии и в ходе рассмотрения дела. В тоже время о непригодности жилого помещения для проживания дали показания не только свидетели из числа родственников Липиной А.Н., но и Глава администрации СП «Носим» Л.
По сведениям, представленным органами местного самоуправления, по указанному адресу Липина А.Н. проживает много лет на условиях найма. По данному адресу была прописана с января 1997 года по март 2003 года (справка администрации СП «Носим» от 04.08.2010 № 1460). Последняя отметка о регистрации по этому месту жительства в ее новом паспорте, выданном 17.03.2003 г., датирована 25.06.2008 г.
Некоторое время Липина А.Н. проживала в районном центре в двухкомнатной квартире (<адрес>) общей площадью 47,7 кв.м., принадлежащей на праве собственности ее родственнице В.2
Свидетели В.2 и В. показали, что проживание Липиной А.Н. в этой квартире было недолгим, около трех месяцев. Переезд организовали родственники, поскольку с учетом возраста и состояния здоровья Липиной А.Н. требовалось улучшение жилищно-бытовых условий. Муниципальное жилое помещение не отвечает требованиям по благоустройству и нуждается в серьезном ремонте. Возвращение Липиной А.Н. в <адрес> объясняется тем, что она не смогла делить совместное проживание в квартире с гражданкой Н.
В соответствии со статьей 27 Конституции Российской Федерации каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Согласно статье 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке наряду с другими доказательствами.
Проживание истицы в другом жилом помещении носило временный характер. Права на эту квартиру она не приобрела. Временное отсутствие не повлекло прекращения права пользования гражданина жилым помещением в поселке Паспом. Заключение договора социального найма этого жилого помещения от 20 мая 2009 года является попыткой оформить прежние условий пользования квартирой в соответствии с новым правовым регулированием.
С учетом этих обстоятельств утверждение о намеренном ухудшении истицей условий проживания не соответствует действительности.
Федеральный закон от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» устанавливает правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе.
Государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в том числе реализацию мер социальной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей. Их реализацией предписано заниматься федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.
Таким образом, возражения ответчика об отсутствии документального подтверждения права Липиной А.Н. на получение единовременных денежных выплат неосновательны. Претензии по поводу регистрационных отметок в паспорте и по оформлению документов носят формальный характер, не согласуются с указанными законоположениями, положениями статьей 18 и 40 Конституции Российской Федерации, и не могут служить основанием ограничения права гражданина на получение мер социальной поддержки.
При таких обстоятельствах иск Липиной А.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа, возложении обязанности по восстановлению в республиканском списке и повторному рассмотрению заявления на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения подлежит удовлетворению.
ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» правом на принятие решений о постановке на учет, рассмотрения заявлений о предоставлении выплат не обладает, поэтому субъектом ответственности в спорном правоотношении не является.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск Липиной А.Н. к Агентству Республики Коми по социальному развитию о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа возложении обязанности по восстановлению в списке и повторному рассмотрению заявления на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения удовлетворить в полном объеме.
Решение Агентства Республики Коми по социальному развитию (Приказ № 02.07.2010 г. № 1471) об отказе Липиной А.Н. в предоставлении единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения и исключении из республиканского списка граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категориям, установленным статьями 14,15,17- 19 и 21 Федерального закона «О ветеранах», признать незаконным.
Обязать Агентство Республики Коми по социальному развитию восстановить Липину А.Н. в республиканском списке и повторно рассмотреть ее заявление на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого дома.
В иске Липиной А.Н. к ГУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Усть-Куломского района» по социальному развитию и о признании незаконным решения уполномоченного государственного органа возложении обязанности по восстановлению в списке и повторному рассмотрению заявления на предоставление единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения отказать в полном объеме.
На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий