Дело № 2-590/2010
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Зайцева С.Б.,
при секретаре Федоровой О.П.,
с участием прокурора Лобановой А.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом
08 ноября 2010 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования путем обеспечения местом в муниципальном дошкольном учреждении с. Усть-Кулом,
установил:
Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с иском в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования путем обеспечения местом в муниципальном дошкольном учреждении с. Усть-Кулом по тем основаниям, что семья Кочановой Н.А. является многодетной и поэтому имеет право на льготный порядок зачисления в дошкольное образовательное учреждение.
Соистец Кочанова Н.А. поддержала иск прокурора и пояснила, что в феврале 2008 г. написала заявление о приеме сына ФИО1 в детский сад № 3 на 2010-2011 учебный год. Заведующая детским садом № 3 разъяснила, что набор детей осуществляется по общему списку детей, поэтому нет необходимости подавать заявления в другие дошкольные учреждения. В мае 2008 г. обратилась с аналогичным заявлением в детский сад № 9 и в детский сад № 4. Там также пояснили, что набор детей производится по общему списку. В июле 2010 г. со слов заведующей детским садом № 8 стало известно, что ФИО1 включен в список для дальнейшего зачисления, однако в августе 2010 г. сообщили, что ФИО1 в списке детей нет. Впоследствии узнала, что в предоставлении места в детском дошкольном учреждении отказано.
Соистец Кочанов И.А. поддержал иск и доводы прокурора.
Представители ответчика заместитель руководителя администрации МР «Усть-Куломский» Л. и главный специалист Управления образованием Ч. иск не признали по следующим основаниям.
Направление и приём детей в муниципальные дошкольные образовательные учреждения осуществляется на основании Порядка направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные образовательные учреждения МР «Усть-Куломский», утвержденного постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 16.04.2010 № 523. Регистрация заявлений граждан на дальнейшее зачисление детей проводится в каждом образовательном учреждении на территории муниципального района «Усть-Куломский». Прием детей осуществляется с учетом зарегистрированных детей в конкретном учреждении по журналу регистрации заявлений. Вышеуказанным Порядком централизованная регистрация заявлений граждан, формирование общего списка детей на зачисление не предусмотрены.
В целях сокращения очередности, создания оптимальных условий по предоставлению услуг дошкольного образования, и в первую очередь для граждан, имеющих право на первоочередной (внеочередной) прием детей на территории с. Усть-Кулом в ДОУ осуществляется по территориальному принципу. Учитывая сроки пребывания ребенка в детском саду (4-6 лет) кратность приема вновь прибывших детей в дошкольных образовательных учреждениях имеющих две возрастные группы низка. При объединении двух детских садов по территориальному принципу кратность ежегодного приема новых детей на соответствующей территории повышается. Кочановой Н.А. было отказано в устройстве сына по причине несоответствия возрастному контингенту комплектующейся групп в детском саду № 3, детском саду № 4, детском саду № 2 и детском саду № 9.
Заслушав объяснения прокурора, соистцов, представителей ответчика, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему мнению.
В прокуратуру Усть-Куломского района обратилась Кочанова Н.А. с заявлением о проведении проверки по факту бездействия муниципального образования муниципального района «Усть-Куломский» в части исполнения обязанности по предоставлению общедоступного и бесплатного дошкольного образования её сына ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В ходе проверки установлено, что семья Кочановой Н.А. является многодетной, данное обстоятельство подтверждается справкой о семейном положении, выданной администрацией сельского поселения «Усть-Кулом». На иждивении Кочановых находятся трое несовершеннолетних детей, в том числе ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
В феврале 2008 г. Кочанова Н.А. обратилась в МДОУ Детский сад № 3 с. Усть-Кулом с заявлением о приеме ребенка в детский сад. После разъяснений заведующей детским садом № 3 о том, что будет произведен набор детей 2008 года рождения на основании общего списка зарегистрированных заявлений, при этом нет необходимости подавать заявления в другие дошкольные учреждения. В августе 2010 года Кочановой Н.А. отказано в выдаче направления и в приеме ребенка в МДОУ на 2010-2011 учебный год в связи с несоответствием возрастного контингента комплектующейся группы в МДОУ детский сад № 2, детский сад № 3.
Как следует из сообщения Управления образованием администрации МР «Усть-Куломский» от 09.09.2010 комплектование детей 2008 года рождения на 2010-2011 учебный год проводилось в детский сад № 8. Кочановой Н.А. отказано в устройстве сына ФИО1 в связи с несоответствием возрастного контингента комплектующейся группы в МДОУ детский сад № 4 и детский сад № 3.
Набор детей в дошкольные образовательные учреждения с. Усть-Кулом был осуществлен в соответствии с приказом Управления образованием администрации МР «Усть-Куломский» от 29.06.2010 № 416/1 «Об организации работы по комплектованию образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования». Согласно этому приказу распределение мест в МДОУ с. Усть-Кулом должно было осуществляться согласно общему списку заявлений, зарегистрированных во всех МДОУ (указанных в приказе), с учетом их территориального расположения. Фактически набор детей в МДОУ произведен не по общему списку и без учета категорий лиц, имеющих право на первоочередное устройство детей в сады.
В списке регистрации приема граждан по вопросам комплектования воспитанниками муниципальных дошкольных образовательных учреждений с. Усть-Кулом (МДОУ детский сад № 9) на 01.09 ФИО1 зарегистрирован 20.01.2009 г. за № 46. Согласно аналогичному списку в детский сад № 3 на 01.08.2010 ФИО1 зарегистрирован в марте 2008 г. за № 4.
Согласно списку детей для дальнейшего зачисления в МДОУ Усть-Куломский детский сад № 8 «Солнышко» на 2010-2011 учебный год принято 16 детей, 6 из них пользуются правом на льготный порядок предоставления мест в образовательных учреждениях, реализующих программу дошкольного образования.
Пункт 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации предусматривает, что каждый имеет право на образование, а из пункта 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации следует, что гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.
Согласно положению статьи 31 Закона Российской Федерации от 17.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образовании.
В соответствии с частью 1 пункту 11 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статьи 10 части 1 пункта 10 Устава МО МР «Усть-Куломский» организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Постановлением администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 16.04.2010 № 523 определен порядок направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные образовательные учреждения МР «Усть-Куломский». Согласно пунктам 2, 3 Порядка в дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев (при наличии условий) до 7 лет. В образовательные учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста принимаются дети в возрасте от 3 до 7 лет, а в исключительных случаях – с более раннего возраста.
Вместе с тем данным постановлением утвержден состав комиссии по комплектованию муниципальных образовательных учреждений детьми и Положение о комиссии.
Пункт 1.1. Положения о комиссии предусматривает, что комиссия по комплектованию муниципальных образовательных учреждений детьми дошкольного возраста осуществляет контроль за реализацией конституционных прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.
В функции комиссии входит рассмотрение списков детей и принятие решения о первоочередном (внеочередном) направлении детей в МОУ согласно п. 6.3 Порядка направления приема детей дошкольного возраста в МОУ МР «Усть-Куломский».
Статья 19 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» определяет, что многодетным семьям, имеющим и воспитывающим трех и более несовершеннолетних детей, предоставляется среди иных мер социальной поддержки первоочередной прием детей в дошкольные образовательные учреждения.
На основании Порядка направления и приема детей дошкольного возраста в муниципальные образовательные учреждения МР «Усть-Куломский», утвержденного постановлением администрации МР «Усть-Куломский» от 16.04.2010 № 523, в целях оптимального распределения граждан местами в муниципальные дошкольные образовательные учреждения на территории с. Усть-Кулом был издан приказ Управления образования АМР «Усть-Куломский» от 29.06.2010 № 416/1 «Об организации работы по комплектованию образовательных учреждений, реализующих общеобразовательную программу дошкольного образования», согласно которому распределение мест в муниципальные дошкольные образовательные учреждения (МДОУ) с. Усть-Кулом осуществляется согласно общему списку и с учетом территориального расположения МДОУ.
В соответствии со статьей 54 Устава МО МР «Усть-Куломский» полномочием по решению вопроса местного значения - организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования наделена администрация муниципального района, поскольку решение указанного вопроса не отнесено к полномочиям Совета района, главы района и иных органов местного самоуправления муниципального района.
При таких обстоятельствах ответчик не исполнил обязанности – организацию предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования - предусмотренную упомянутыми правовыми нормами.
Доводы ответчика о том, что на территории с. Усть-Кулом недостаточно мест в дошкольных образовательных учреждениях и решение данной проблемы возможно только путем строительства дошкольного образовательного учреждения не является основанием от освобождения от обязательств предусмотренных законодательством.
Таким образом, исковое заявление прокурора о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования путем обеспечения местом в муниципальном дошкольном учреждении с. Усть-Кулом подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление прокурора Усть-Куломского района в интересах несовершеннолетнего ФИО1 к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о возложении обязанности организовать предоставление бесплатного дошкольного образования путем обеспечения местом в муниципальном дошкольном учреждении села Усть-Кулом удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» организовать предоставление ФИО1 бесплатного дошкольного образования путем обеспечения местом в муниципальном дошкольном учреждении села Усть-Кулом в срок не позднее двух недель со дня вступления решения в законную силу.
На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий
Мотивированное решение изготовлено 13.11.2010 в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде РК.