Дело № 2-60/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Федоровой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании 01 марта 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Куломский», управлению образования администрации МР «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Руч» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства РФ и исполнении предписания государственного органа, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд с указанным иском к МОУ «Ручевская СОШ», администрации МО МР «Усть-Куломский», управлению образования администрации МР «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Руч». Проверками соблюдения санитарного законодательства было выявлено, что учреждение не обеспечено доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения, что является нарушением ст. 11, п. 2 ст. 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях». Нарушение санитарных правил ставит в незащищенное состояние здоровье детей и подростков, пребывающих в МОУ «Ручевская СОШ». Несоблюдение санитарных правил создает угрозу жизни и здоровья человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний. В судебном заседании представитель истца – начальник территориального отдела Роспотребнадзора Н. заявленные требования поддержала и просила их удовлетворить. Представитель ответчика - директор МОУ «Ручевская СОШ» Х. с иском в целом согласна. Пояснила, что на территории с. Руч отсутствует качественная питьевая вода. Непосредственно в МОУ «Ручевская СОШ» через систему водоснабжения поставляется вода, не соответствующая требованиям санитарных норм и правил. Система очистки воды в школе пришла в негодность. Отдел Роспотребнадзора внес предписание об устранении нарушений. В смету расходов на 2010 год расходы на приобретение картриджей фильтров для очистки воды не заложены, денежных средств с целью обеспечения учреждения доброкачественной питьевой водой не выделено. Представитель ответчика - управления образования администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности Г. признала, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Необходимая работа с целью устранения нарушений и выполнения предписаний проводится. Ответчик администрация МР «Усть-Куломский», извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла. Представитель ответчика глава - руководитель администрации СП «Руч» В. пояснил, что СП «Руч» обязано в силу положений Устава обеспечить население поселения качественной питьевой водой, организовать для населения водоснабжение. На территории поселения имеются несколько централизованных скважин для водозабора, использующихся населением. В части заявленных требований МО СП «Руч» может оказать школе только содействие в организации обеспечения питьевой водой. Однако надлежащим ответчиком по делу не является, поскольку предписаний от надзорного органа не получал. Некачественная вода в школу поступает в силу ненадлежащего состояния системы водоснабжения самого МОУ «Ручевская СОШ». Обязанности содержать образовательное учреждение на администрации СП «Руч» не возложено. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. В судебном заседании установлено, что в период с 11.01.2010 по 05.02.2010 территориальным отделом Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении МОУ «Ручевская СОШ», по итогам которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства РФ. В части, касающегося предъявленного иска, выявлены следующие нарушения по соблюдению обязательных требований. В нарушение п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. приказом главного государственного санитарного врача РФ от 25.11.2002, учреждение не обеспечено доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Согласно сведениям Службы эксплуатационно-экологического контроля пробы питьевой воды, отобранные 24.11.2010 и 25.11.2010, не соответствуют СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества». В протоколе испытаний проб питьевой воды, отобранной с водопроводного крана МОУ Ручевская СОШ, на соответствие СанПиН 2.1.4.1074-01 № 502 от 28.11.2010 указаны, в том числе, показатели железа и мутности. В воде содержание железа составило 4,45 мг/л при норме 0,3 мг/л (превышение норматива по содержанию общего железа в 14,8 раз), мутность – 18,2 мг/л при нормативных значениях 1,5 мг/л (превышение норматива по мутности в 12,1 раз). По итогам проверки в МОУ «Ручевская СОШ» внесено предписание № 4 от 29.01.2010 об устранении нарушений санитарного законодательства. С истечением сроков выполнения юридическим лицом предписания 04.08.2010 от директора учреждения поступила информация о невыполнении, в том числе, пункта 7 предписания. В целях обеспечения учреждения доброкачественной питьевой водой не проведена замена картриджей фильтров для очистки воды. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Статьей 19 указанного Федерального закона предусмотрено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию централизованных, нецентрализованных систем питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также иных систем обязаны обеспечить соответствие качества питьевой воды указанных систем санитарным правилам. Согласно ст. 28 указанного Федерального закона в дошкольных и других образовательных учреждениях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства. Из содержания п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» следует, что общеобразовательные учреждения обеспечиваются доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. В соответствии с подпунктами 1.1, 1.3 СанПиН 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества» данные санитарные правила устанавливают гигиенические требования к качеству питьевой воды, а также правила контроля качества воды, производимой и подаваемой централизованными системами питьевого водоснабжения населенных мест. Данные санитарные правила предназначены для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с эксплуатацией систем водоснабжения и обеспечением населения питьевой водой, а также для органов и учреждений, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Согласно п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования» в образовательных учреждениях должно быть предусмотрено централизованное обеспечение обучающихся питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Согласно ст. 120 Гражданского кодекса РФ учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера. Учреждение может быть создано, в том числе муниципальным образованием (муниципальное учреждение). В силу положений Устава МОУ «Ручевская СОШ» является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, находящимся в муниципальной собственности на праве оперативного управления. Его учредителем является администрация МР «Усть-Куломский», которая в порядке, установленном законодательством РФ, закрепляет за школой в целях обеспечения её уставной деятельности, здания, сооружения, оборудование, а также другое необходимое имущество. Такое имущество является муниципальной собственностью. Деятельность школы финансируется её учредителем в соответствии с договором между ними. Финансовое обеспечение школы осуществляется на основе государственных, ведомственных и местных нормативов. Школа самостоятельно распоряжается денежными средствами. Обязанностью учредителя является осуществлять финансовое обеспечение школы. МОУ «Ручевская СОШ» подведомственна Управлению образования администрации МР «Усть-Куломский». В соответствии с Положением об Управлении образования администрации МР «Усть-Куломский» Управление является структурным подразделением АМР «Усть-Куломский», являясь при этом самостоятельным юридическим лицом, обеспечивающим проведение единой государственной политики в области образования на территории района. К основным функциям Управления отнесены размещение заказов (выступает муниципальным заказчиком) и заключение контрактов и гражданско-правовых договоров на выполнение работ (размещение муниципального заказа в пределах выделенных бюджетных средств). Именно Управление осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств бюджета МО МР «Усть-Куломский» в части средств, предусмотренных на содержание подведомственных муниципальных образовательных учреждений. Управление обязано контролировать создание надлежащих санитарно-гигиенических условий в подведомственных муниципальных образовательных учреждениях, а также контролировать соблюдение требований охраны здоровья детей, принимать меры по устранению в них нарушений законодательства Российской Федерации, в том числе в области санитарно – эпидемиологического законодательства. В данном деле, выполнение требований предписания надзорного органа и устранение нарушений санитарного законодательства, потребуют финансовых затрат из бюджета. Для устранения нарушений потребуется и заключение соответствующих договоров на выполнение работ. Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом. Аналогичная норма содержится в ст. 9 Устава МО СП «Руч», согласно которой к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения. В судебном заседании установлено, что на территории поселения имеются несколько централизованных скважин для водозабора. Население обеспечено питьевой водой, организовано соответствующее водоснабжение. Однако ни действующее законодательство, ни положения Уставов не возлагают на СП «Руч» обязанности содержать образовательное учреждение или финансировать расходы, связанные с обеспечением требований санитарного законодательства РФ. Таким образом, обязанность исполнения предписания № 4 от 29.01.2010 начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ лежит на юридическом лице, которому такое предписание внесено, т.е. МОУ «Ручевская СОШ». Обязанность по обеспечению МОУ «Ручевская СОШ» питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», должна быть возложена на МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» и Управление образования администрации МР «Усть-Куломский». Запрещение эксплуатации (использования) в зданиях и помещениях школы стационарных питьевых фонтанчиков до установки фильтра очистки воды, возможно самой администрацией образовательного учреждения, поскольку не требует ни финансовых затрат, ни заключения гражданско-правовых сделок по выполнению указанных работ. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа», администрации МО МР «Усть-Куломский», управлению образования администрации МР «Усть-Куломский», администрации сельского поселения «Руч» о совершении определенных действий по устранению нарушений санитарного законодательства РФ и исполнении предписания государственного органа удовлетворить в части. Обязать МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» исполнить предписание № 4 от 29 января 2010 года начальника территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства Российской Федерации. Обязать МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» и Управление образования администрации МР «Усть-Куломский» обеспечить МОУ «Ручевская СОШ» питьевой водой, отвечающей гигиеническим требованиям, предъявляемым к качеству воды централизованных систем водоснабжения, в соответствии с требованиями п. 2.7.3 СанПиН 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» и п. 10.1 СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». МОУ «Ручевская средняя общеобразовательная школа» запретить эксплуатацию (использование) в зданиях и помещениях учреждения стационарных питьевых фонтанчиков до установки фильтра очистки воды. В остальной части иска отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий