Дело № 2 - 44/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Федоровой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании 27 января 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к СПК «Помоздино» о совершении действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа, УСТАНОВИЛ: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе (далее – отдел Роспотребнадзора) на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» обратился в суд с указанным иском к СПК «Помоздино». Проверками соблюдения санитарного законодательства были выявлены многочисленные нарушения, для устранения которых вынесено предписание. Часть нарушений ответчиками не исполнена, чем создается угроза санитарно-эпидемиологическому благополучию населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду. В судебном заседании представитель территориального отдела Роспотребнадзора, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял. Представитель ответчика - председатель СПК «Помоздино» Рогожников В.А. с иском в целом согласен. Признал, что указанные государственным органом нарушения санитарного законодательства имеются. Однако в связи с отсутствием денежных средств у предприятия, они не были своевременно устранены. Проводится работа по выполнению предписания и устранению нарушений. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля – главный специалист-эксперт отдела Роспотребнадзора Савельева Л.Ю. показала, что ответчиком не выполнены 3 требования предписания надзорного органа, указанные в исковом заявлении. Невыполнение ответчиком требований предписания создает угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Сроки исполнения предписания были указаны реальные. Финансовые трудности предприятия не могут быть оправданием к не устранению нарушений. Заслушав доводы сторон, допросив свидетеля, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно ст. 107 ГК РФ производственным кооперативом признается добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Производственный кооператив является коммерческой организацией. Согласно Уставу СПК «Помоздино» кооператив является юридическим лицом, наделенным обособленным имуществом, отвечая по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязательства быть истцом и ответчиком в суде, имеет самостоятельный баланс, расчеты и другие счета в банках на территории РФ. Сельскохозяйственный производственный кооператив создается в целях получения на основе производства сельскохозяйственной и другой продукции, её переработки и реализации, прибыли для повышения благосостояния членов кооператива, улучшения их труда и быта. Кооператив формирует собственные средства и наряду с собственными средствами использует заёмные средства. Размер заёмных средств не превышает 60 % от общего объема средств кооператива. Кооператив отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Судом установлено, что на основании распоряжения № 1294 от 29.10.2009 руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми о проведении плановой выездной проверки юридического лица в период с 05.11.2009 по 12.11.2009 территориальным отделом Роспотребнадзора была проведена плановая выездная проверка в отношении СПК «Помоздино», по итогам которой был выявлен ряд нарушений санитарного законодательства РФ. В части, касающегося предъявленного иска, выявлены следующие нарушения по соблюдению обязательных требований. Нарушены положения СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 26.02.2002: 1). п. 3.2.1.1 – территория первого пояса ЗСО источников подземного водоснабжения № 301Э, 912э (Скородум), № 636Э (Вольдино), № 25э (Бадьельск) не ограждена; 2) п. 3.2.1.5 все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации – на скважинах № 301э, 912э, 636э, 25э приборы учета воды не установлены; 3) п. 1.11 – на источники водоснабжения (скважины № 301э, 912э, 636э, 25э) не разработаны проекты зон санитарной охраны. По итогам проверки СПК «Помоздино» было выдано предписание № 153 от 24.11.2009 об устранении нарушений санитарного законодательства. С истечением сроков выполнения юридическим лицом предписания 10.12.2010 от председателя кооператива поступила информация о невыполнении пунктов 9, 10, 11 предписания. Не разработан проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения на скважины № 301э, 912э, 636э, 25э, не выполнено ограждение зоны строгого режима скважины № 25э в д. Бадьельск и не обеспечены все водозаборные сооружения приборами учёта расхода воды. В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 03.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Санитарные правила и нормы (СанПиН) "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения" разработаны на основании Федерального закона "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" от 30.03.1999 N 52-ФЗ и постановления Правительства РФ от 24.07.2000 N 554, утвердившего "Положение о государственной санитарно - эпидемиологической службе РФ" и "Положение о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании". Настоящие СанПиН определили санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены. Зоны санитарной охраны организуются в составе трех поясов: 1) первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения; 2) второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно - защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно - защитной полосы устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды. Согласно п. 1.11. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально. В соответствии с подпунктами 3.2.1.1 и 3.2.1.5 указанного СанПиН территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, ограждена и обеспечена охраной. Дорожки к сооружениям должны иметь твердое покрытие. Все водозаборы должны быть оборудованы аппаратурой для систематического контроля соответствия фактического дебита при эксплуатации водопровода проектной производительности, предусмотренной при его проектировании и обосновании границ ЗСО. На территории РФ действуют федеральные санитарные правила, утвержденные и введенные в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством РФ (часть 1 ст. 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"). Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (часть 3 статьи 39 названного Федерального закона). Таким образом, исковые требования территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к СПК «Помоздино» о совершении определенных действий по устранению выявленных нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми в Усть-Куломском районе к СПК «Помоздино» о совершении действий по устранению нарушений санитарного законодательства и исполнению предписания государственного органа удовлетворить. Обязать СПК «Помоздино» в срок до 01 октября 2011 года исполнить предписание № 153 от 24 ноября 2009 года начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Республике Коми в Усть-Куломском районе об устранении нарушений санитарного законодательства РФ, а именно: - разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения на скважины № 301э, 912э, 636э, 25э в соответствии с требованиями п. 1.11 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; - выполнить ограждение зоны строгого режима скважины № 25э в д. Бадьельск в соответствии с требованиями п. 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»; - обеспечить все водозаборные сооружения приборами учёта расхода воды в соответствии с требованиями п. 3.2.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий