Решение суда об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального района `Усть-Куломский` и заведующего сектором архитектуры и градостроительства.



Дело № 2-75/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Липиной О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

14 февраля 2011 года дело по заявлению Тагаевой О.Ю. об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального района «Усть-Куломский» и заведующего сектором архитектуры и градостроительства Прокушевой С.Ф,

установил:

Тагаева О.Ю., проживающая в поселке <адрес>, до 24.02.2009 осуществлявшая индивидуальную предпринимательскую деятельность, в судебном порядке оспорила законность действий (бездействия) органа местного самоуправления – администрации муниципального района «Усть-Куломский» и муниципального служащего – заведующего сектором архитектуры и градостроительства Прокушевой С.Ф. при разрешении ее обращений относительно застройки земельного участка, принадлежащего ей на праве собственности.

В судебном заседании доводы заявителя поддержал представитель Тагаев А.Б., утверждавший, что обращения по существу не разрешены.

Начальник отдела по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами администрации муниципального района «Усть-Куломский» Р. и заведующий сектором архитектуры и градостроительства Прокушева С.Ф. не согласились с доводами заявителя и его представителя.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно свидетельству о государственной регистрации права Тагаевой О.Ю. принадлежит на праве собственности земельный участок в местечке Сосновый бор общей площадью 27000 кв.м., в пределах земель населенного пункта – поселка Кебанъель, который разрешено использовать для строительства и обслуживания здания кафе.

Тагаева О.Ю., пожелав построить кроме кафе (2335м?) пункт приема грибов и ягод (2267м?), автомастерскую (1473м?) и вести фермерское хозяйство (20925 м?) с постройкой помещений для содержания овец, направила в адрес главы муниципального района ряд заявлений.

В заявлении от 09.02.2009 Тагаева О.Ю. просила поменять функциональное назначение земельного участка в целях строительства пункта приема грибов и ягод.

В ответе на это обращение от 12.02.2009 заместитель руководителя администрации района И. сообщил заявителю, что прежде необходимо произвести перевод незавершенного строительством здания кафе в пункт приема грибов и ягод, для чего следует переоформить заявление и приложить необходимую документацию в соответствии с указанным перечнем.

01.09.2010 Тагаева О.Ю. подала в районную администрацию заявление об изменении функционального назначения части земельного участка и формировании документации для разрешения на строительство подсобного хозяйства и автомастерской.

Из письма от 14.09.2010 № Т-586 главы МР «Усть-Куломский» руководителя администрации района К. видно, что заявление рассмотрено на заседании технического совета. Собственник земельного участка уведомлен о необходимости уточнения предмета обращения в соответствии с предметом правового регулирования градостроительного законодательства и установленным законом порядком получения разрешений на строительство объектов.

Отвечая на заявление Тагаевой О.Ю. от 27.10.2010 об оформлении актов выбора земельных участков, заместитель руководителя администрации района И. в письме от 13.11.2010 напомнил заявителю, что акт для строительства кафе был оформлен 07.07.2003, акт для строительства пункта приема ягод и грибов оформлен 23.03.2009. Акт для строительства автомастерской подготовлен, но отсутствует согласование с территориальным органом Роспотребнадзора. Кроме того, заявителю разъяснили, что акт выбора земельного участка оформляется для строительства объекта, с которым понятие фермерского хозяйства не соотносимо.

В соответствии со статьей 40 ЗК РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.

Акт выбора земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны оформляется по результатам выбора земельного участка и утверждается решением органа местного самоуправления о предварительном согласовании места размещения объекта, копия которого выдается заявителю. Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет (ст. 31 ЗК РФ).

Материалы дела подтверждают, что Тагаева О.Ю. получила разрешение и приступила к строительству кафе на своем земельном участке. Кроме того, в деле представлена копия акта от 23.03.2009 выбора земельного участка для строительства пункта приема грибов и ягод.

Заявление об оформлении акта выбора земельного участка для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства разрешено по существу быть не могло, поскольку в нем не указан объект, то есть объект строительства как это следует соотносить с основными понятиями, используемыми в Градостроительном кодексе Российской Федерации (ст. 1).

По определению статьи 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» под фермерским хозяйством следует понимать объединение граждан.

Доводы заведующего сектором архитектуры и градостроительства Прокушевой С.Ф. о необходимости согласования выбора земельного участка для строительства автомастерской с территориальными органами Роспотребнадзора соответствуют положениям ст. 31 ЗК РФ о проведении при выборе земельных участков процедур согласования с государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями и необходимости соблюдения санитарно-гигиенических норм.

Согласно статье 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации термин «функциональное назначение» применим к функциональным зонам, то есть к зонам, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение.

С учетом функциональных зон устанавливается градостроительный регламент - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Запрашивая изменение функционального назначения земельного участка, заявитель имел в виду изменение разрешенного вида использования.

Подача Тагаевой О.Ю. заявления об изменении разрешенного вида использования и функционального назначения земельного участка обусловлена различиями в характере и назначении объектов, на строительство которых собственник участка желает получить разрешение. Объекты не относятся к объектам жилищного строительства.

Земли населенных пунктов предназначены для застройки и развития населенных пунктов. В состав таких земель могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к территориальным зонам, перечисленным в статье 2 ЗК РФ. В градостроительном регламенте в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны, указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.

На земельный участок, принадлежащий заявителю, распространяется действие градостроительного регламента, однако, как пояснили представители органа местного самоуправления, до настоящего времени градостроительный регламент не установлен.

Статья 4 Федерального закона от 29.12.2004 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусматривает, что вплоть до принятия в установленном порядке правил землепользования и застройки, но не позднее чем до 1 января 2012 года, решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации с учетом результатов публичных слушаний, которые организуются и проводятся в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 – 10 статьи 39 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.

Это законоположение, как пояснил представитель Тагаев А.Б., заявителю известно, поэтому его претензии к администрации муниципального района и заведующему сектором неубедительны.

При таких обстоятельствах оснований считать, что оспариваемыми действиями (бездействием) районной администрации и должностного лица нарушены права и свободы заявителя суд не усматривает.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199 и 258 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления Тагаевой О.Ю. об оспаривании действий (бездействия) администрации муниципального района «Усть-Куломский» и заведующего сектором архитектуры и градостроительства Прокушевой С.Ф отказать.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий