Дело № 2 - 192/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Федоровой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании 20 мая 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску Фонташ Е.А. к Отделу внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми и Министерству внутренних дел по Республике Коми о взыскании денежных средств в виде разницы между выплатой оклада по специальному званию и размером средней месячной заработной платы, УСТАНОВИЛ: Фонташ Е.А. обратилась в суд к ОВД по Усть-Куломскому району и МВД по РК с иском о взыскании денежных средств в виде разницы между выплатой оклада по специальному званию и размером средней месячной заработной платы, мотивировав заявленные требования тем, что работодателем при ее увольнении в связи с сокращением штата Отдела неверно применены нормативно-правовые акты, регулирующие вопросы выплат. Истица, извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, представила письменное заявление, в котором просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием ее представителя. Представитель истицы по ордеру адвокат Попова В.А. в судебном заседании заявленные требования поддержала. Пояснила, что специальными нормативно-правовыми актами для увольняемых по сокращению штата сотрудников ОВД фактически предусмотрены меньшие гарантии, чем предусмотрены общим трудовым законодательством РФ, в том числе в части гарантий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера. Так, согласно ст. 318 Трудового кодекса РФ работнику, увольняемому из организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в связи с сокращением штата работников за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства не свыше 3 месяцев, а в исключительных случаях и в течение четвертого, пятого и шестого месяцев. Согласно же п. 64 Положения о службе в ОВД, постановлению Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 и п. 167 Положения о денежном довольствии сотрудников ОВД, утв. Приказом МВД РФ от 14.12.2009 № 960 истице после увольнения в течение года сохраняется выплата только оклада по специальному званию. Считает, что работодателем истице должна быть выплачена разница между размером средней месячной заработной платы и окладам по специальному званию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере <данные изъяты> руб. Представитель ответчика ОВД по Усть-Куломскому району РК по доверенности Юшков А.Д. иск не признал и просил в иске отказать, поскольку для его удовлетворения нет законных оснований. ОВД по Усть-Куломскому району РК при увольнении сотрудника действовал в соответствии с действующим законодательством, прав и законных интересов истицы не нарушено. Правовая позиция ответчика по существу иску изложена в письменных возражениях. Представитель ответчика МВД по РК, извещенный надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не принял. Просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя. Правовая позиция ответчика по существу иска изложена в письменных возражениях. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно приказу № л/с от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОВД по Усть-Куломскому району, Фонташ Е.А. назначена стажером по должности казначея бухгалтерии подразделения тылового обеспечения ОВД по Усть-Куломскому району (с содержанием за счет средств федерального бюджета), с должностным окладом <данные изъяты>., с ДД.ММ.ГГГГ, с испытательным сроком на 6 месяцев. Согласно приказу № л/с от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОВД по Усть-Куломскому району, Фонташ Е.А. назначена на должность казначея бухгалтерии подразделения тылового обеспечения ОВД по Усть-Куломскому району, по контракту сроком на 3 года, с ДД.ММ.ГГГГ, с должностным окладом <данные изъяты>., с присвоением специального звания «рядовой милиции». Стаж для выплаты процентной надбавки за выслугу лет по состоянию на 01.01.2009 составил 00 лет 06 месяцев 13 дней. Стаж для выплаты надбавки за непрерывную работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера на 01.10.2008 составил 10 лет 01 месяц 13 дней. В соответствии с приказом МВД России № 795 от 02.12.2004 установлена ежемесячная доплата за сложность, напряженность и специальный режим службы в размере 60% должностного оклада. Приказом № л/с от ДД.ММ.ГГГГ начальника ОВД по Усть-Куломскому району Фонташ Е.А. уволена со службы на основании п. Е ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по сокращению штатов) с 05 марта 2011 года, о чем был уведомлена 21.10.2010. Выслуга лет на 05.03.2011 составила в календарном исчислении 02 года 08 месяцев 18 дней, в льготном – 03 года 11 месяцев 05 дней. Выслуга лет для выплаты единовременного пособия на 05.03.2011 составила 02 года 05 месяцев 04 дня. Согласно бухгалтерской справке ОВД по Усть-Куломскому району, содержание которой стороны не оспаривают, при увольнении со службы истице выплачено единовременное пособие в размере 5 окладов денежного содержания в сумме <данные изъяты>., компенсация за неиспользованный отпуск за 23 календарных дня в сумме <данные изъяты>., также за ней сохранена в течение года после увольнения ежемесячная выплата оклада по специальному званию в размере <данные изъяты>. Фактически указанная выплата произведена в размере <данные изъяты>., поскольку для выплаты учитывался период с 06.03.2011 по 31.03.2011. В соответствии со ст. 5 Трудового кодекса РФ регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти. В случае противоречий между настоящим Кодексом и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется настоящий Кодекс. В силу ст. 11 ТК РФ трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, также применяются к другим отношениям, связанным с использованием личного труда, если это предусмотрено настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на других лиц, если это установлено федеральным законом. Правоотношения, возникшие в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, относятся к предмету специального регулирования. Законодательство Российской Федерации о труде применяется к правоотношениям, возникшим в связи с прохождением службы в органах внутренних дел, только в случаях, предусмотренных специальными правовыми актами, либо когда нормы специальных правовых актов прямо противоречат нормам трудового законодательства или иных актов, содержащих нормы трудового права, либо когда эти правоотношения не урегулированы и требуется применение норм Трудового кодекса РФ по аналогии. Действие норм трудового законодательства в части гарантий лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера, в силу предписания ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", распространяется лишь на тех лиц, которые работают по найму. Сотрудники же органов внутренних дел проходят службу, а потому льготы им в связи с прохождением службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях предоставляются в соответствии с иными нормативными актами, в части Инструкцией о порядке предоставления льгот по денежному довольствию сотрудникам ОВД, проходящим службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, утв. Приказом МВД РФ от 17.03.2000 N 278. Служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) сотрудников ОВД определяются Законом РФ от 18.04.1991 «О милиции» (с 01.03.2011 ФЗ «О полиции»), Положением о прохождении службы в ОВД, утв. Постановлением Верховного Совета РФ от 23.121992, иными нормативными правовыми актами, в которых предусмотрены и дополнительные льготы, гарантии и компенсации для проходящих службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Различия в условиях предоставления определенных льгот и производства различных выплат, не могут расцениваться как ограничение прав и свобод лиц, проходящих службу в органах внутренних дел. Равным образом подобные различия не могут рассматриваться и как нарушающие закрепленное ст. 37 ч. 3 Конституции РФ право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации, а также равенство всех перед законом и судом (ст. 19 ч. 1 Конституции РФ). На службу в органы внутренних дел граждане РФ принимаются в добровольном порядке. Заключая соответствующий контракт о службе в органах внутренних дел на основании статей 8 и 11 Положения о службе в ОВД, гражданин тем самым соглашается с условиями оплаты труда, которые предусмотрены для сотрудников органов внутренних дел специальными нормативными актами, что исключает применение, без особой оговорки, условий оплаты труда и дополнительных льгот, установленных законодательством для иных категорий лиц (работающих или проходящих службу), в том числе государственных служащих, имеющий иной правовой статус. В соответствии со ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, сотрудникам ОВД, увольняемым со службы без права на пенсию производятся выплаты в размерах, определяемых Правительством Российской Федерации. Вопросы данных выплат регулируются Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 N 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим …. службу в органах внутренних дел … в Российской Федерации». В соответствии с п. 17 Постановления лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел при увольнении со службы по сокращению штатов выплачивается единовременное пособие, при выслуге менее 10 календарных лет, в размере пяти месячных окладов денежного содержания, исчисляемое из окладов, выплачиваемых по последней должности и специальному званию на день увольнения со службы. Указанное единовременное пособие Фонташ Е.А. получила в установленном размере. В силу п. 18 Постановления лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, имеющим общую продолжительность службы менее 15 лет и уволенным со службы по сокращению штатов, в течение одного года после увольнения сохраняется выплата оклада по воинскому (специальному) званию, присвоенному сотруднику на день увольнения со службы. Аналогичное положение закреплено в п. 167 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утв. Приказом МВД РФ от 14.12.2009 N 960 согласно которому сотрудникам ОВД, имеющим общую продолжительность службы (включая военную службу) менее 15 лет и уволенным со службы без права на пенсию, сохраняется выплата оклада по специальному званию в течение одного года после увольнения, если увольнение со службы произведено по сокращению штатов. 16 марта 2011 года истице был перечислен оклад по специальному званию в размере <данные изъяты>. за период 06.03.2011 по 31.03.2011, т.е. за время после увольнения по сокращению штата. Вышеуказанными специальными нормативно-правовыми актами, в отличие от норм общего трудового законодательства, предусмотрены различные виды выплат сотрудникам при увольнении, как по сокращению штатов, так и по другим основаниям, т.е. дополнительные гарантии и компенсации сотрудникам при увольнении, что не дает законных оснований к указанным выплатам производить дополнительные выплаты, предусмотренные трудовым законодательством. Основания для применения общих норм трудового законодательства, регламентирующих предоставление дополнительных гарантий и компенсаций лицам, увольняемым при указанных обстоятельствах с правоохранительной службы, отсутствуют, поскольку специальным законодательством установлены размеры и порядок производимых сотрудникам выплат при увольнении из органов внутренних дел по основаниям, предусмотренным законом. Доводы истицы и ее представителя о возможном применении к рассматриваемым правоотношениям норм трудового законодательства, по аналогии как они могут быть применены к правоотношениям государственной гражданской службы, суд находит несостоятельными. Служба в органах внутренних дел к государственной гражданской службе не относится. В силу ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя такие виды государственной службы как государственная гражданская служба, военная служба и правоохранительная служба, которая является видом федеральной государственной службы. В судебном заседании ответчиком – ОВД по Усть-Куломскому району РК представлены документы со сведениями о произведенных истице при увольнении выплатах, которые истица и ее представитель не оспаривают. Все выплаты истице были произведены в соответствии с действующим законодательством. Действиями ответчиков права и законные интересы истицы не были нарушены. При таких обстоятельствах, в удовлетворении заявленных исковых требований следует отказать. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В иске Фонташ Е.А. к Отделу внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми и Министерству внутренних дел по Республике Коми о взыскании денежных средств в виде разницы между выплатой оклада по специальному званию и размером средней месячной заработной платы, отказать. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК. Председательствующий Мотивированное решение принято 23 мая 2011 года в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде РК.