Дело № 2 - 190/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Федоровой О.П., с участием прокурора Скворцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 17 мая 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми о признании бездействия незаконным, понуждении выполнения определенных действий по устранению нарушений и обязании получить в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с настоящим иском, в котором просил суд признать бездействие ответчика в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности незаконным, и обязать Отдел внутренних дел по Усть-Куломскому району получить в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 01 сентября 2011 года. В судебном заседании участвующий в деле прокурор исковые требования поддержал в полном объеме. Поскольку в штатном расписании ИВС ОВД по Усть-Куломскому району введена должность фельдшера, который осуществляет медицинскую деятельность, то такая деятельность в соответствии с федеральным законом подлежит лицензированию. Представитель ответчика по доверенности Юшков А.Д. в судебном заседании подтвердил наличие штатной единицы фельдшера в ИВС ОВД по Усть-Куломскому району РК, осуществляющего медицинскую деятельность. Ответчик лицензии на осуществление медицинской деятельности не имеет и не получал. В настоящее время решается вопрос об исключении из штатного расписания должности фельдшера, о чем в МВД по РК направлено соответствующее ходатайство. Третье лицо на стороне ответчика МВД по РК, извещенное надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняло, представителя не направило. Представлены письменные возражения по существу иска, в котором с иском не согласны. Просят о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно свидетельству о внесении записи в ЕГРЮЛ, ОВД по Усть-Куломскому району является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в Межрайонной ИФНС № по РК, о чем внесена соответствующая запись. Изолятор временного содержания подозреваемых и обвиняемых (далее - ИВС) является структурным подразделением ОВД по Усть-Куломскому району РК. Согласно штатному расписанию ИВС подозреваемых и обвиняемых ОВД по Усть-Куломскому району, утв. Приказом МВД РК от ДД.ММ.ГГГГ №, по изолятору включена должность фельдшера. Расходы на его содержание финансируются из федерального бюджета. Приказом МВД по РК от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в штатное расписание горрайорганов внутренних дел РК, в частности по ИВС ОВД по Усть-Куломскому району РК указанная должность переименована на фельдшера медицинской части, с изменением размера должностного оклада. ДД.ММ.ГГГГ на указанную должность по совместительству на 0,5 ставки был принят врач ФИО1 Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № л/с начальника ОВД, ФИО1 уволен по собственному желанию на основании ст. 80 Трудового кодекса РФ. В настоящее время указанная должность фельдшера медицинской части вакантна. Согласно объяснениям начальника ОВД по Усть-Куломскому району РК Волкова В.В. и бывшего фельдшера ИВС ФИО1, последний работал в должности фельдшера медицинской части ИВС, имея высшее медицинское образование по специальностям врач педиатр, врач анестезиолог-реаниматолог, врач скорой медицинской помощи, и фактически осуществлял медицинскую деятельность в сфере медико-социального обеспечения лиц, содержащихся в изоляторе, а также его работников. В соответствии с должностной инструкцией фельдшера ИВС ОВД по Усть-Куломскому району в обязанности последнего входят осуществление ежедневного медицинского осмотра, покамерных обходов, оказание неотложной доврачебной медицинской помощи, обеспечение соблюдения правил приема лекарств спецконтингентом, осуществление медицинского контроля за соблюдением государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов при размещении, организации питания, санитарной обработке лиц, содержащихся в ИВС и др. Однако в нарушение требований законодательства о лицензировании, ОВД по Усть-Куломскому району РК лицензии на осуществление медицинской деятельности, не связанной с извлечением прибыли, не имеет. В силу пункта 96 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» обязательному лицензированию подлежит медицинская деятельность. Порядок лицензирования медицинской деятельности, осуществляемой на территории Российской Федерации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, определен Положением о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2007 № 30. Согласно п. 4 Положения о лицензировании, медицинская деятельность предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической, стационарной, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее - работы (услуги). К лицензируемым видам деятельности относится такие виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Согласно Перечню работ и услуг при осуществлении медицинской деятельности (приложение к Положению о лицензировании), работы и услуги при осуществлении медицинской деятельности включают в себя работы (услуги) по медицинским осмотрам (предварительным, периодическим) и другим специальным направлениям. Статьей 24 Федерального закона от 15.07.1995 № 10-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» установлено, что лечебно-профилактическая и санитарно-эпидемиологическая работа в местах содержания под стражей проводится в соответствии с законодательством об охране здоровья граждан. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно-гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых. В соответствии со ст. 29 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", утв. ВС РФ 22.07.1993 N 5487-1 лица, задержанные, отбывающие наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенные под стражу, отбывающие наказание в местах лишения свободы либо административный арест, имеют право на получение медицинской помощи в необходимых случаях в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения за счет средств соответствующих бюджетов. Порядок организации медицинской помощи лицам, задержанным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенным под стражу, отбывающим наказание в местах лишения свободы либо административный арест, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. В соответствии с пунктами 1, 2 Приказа МВД РФ N 1115 и Минздрава РФ N 475 от 31.12.1999 "Об утверждении Инструкции о порядке медико-санитарного обеспечения лиц, содержащихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел" медицинские работники ИВС органов внутренних дел организуют и осуществляют медицинскую помощь подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, контроль за выполнением в ИВС государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов. Лица, нуждающиеся в скорой медицинской помощи, а также амбулаторном либо стационарном обследовании и лечении по поводу онкологических, венерических заболеваний, ВИЧ-инфекции, туберкулеза, сахарного диабета, других заболеваний, при которых показано непрерывное наблюдение и лечение, обеспечиваются необходимой медицинской помощью в соответствующих лечебно-профилактических учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения. При оказании медицинской помощи медицинские работники ИВС руководствуются Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 N 5487-1, другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о здравоохранении, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящей Инструкцией. Согласно пунктам 7, 8 и 9 Инструкции основными задачами медицинских работников ИВС являются: организация и оказание медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, осуществление противоэпидемического обеспечения лиц, содержащихся в ИВС. При оказании медицинской помощи лицам, содержащимся в ИВС, медицинские работники ИВС осуществляют: активное выявление инфекционных, венерических, кожных, психических, паразитарных и других опасных заболеваний путем проведения медицинских осмотров: при поступлении, при проведении покамерных обходов, при обращениях за медицинской помощью, при убытии из ИВС. Осмотр проводится медицинским работником в медицинском кабинете. Регистрация больных осуществляется в журнале медицинских осмотров лиц, содержащихся в ИВС. Результаты осмотра оформляются медицинской справкой о состоянии здоровья. Доводы, изложенные в возражениях МВД по РК по существу иска, суд находит несостоятельными по следующим основаниям. Лицензированию подлежит не только деятельность организаций систем здравоохранения, а медицинская деятельность, осуществляемая юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (п. 1 Положения о лицензировании). Указание на то, что все вышеуказанные законы и нормативно-правовые акты не содержат прямого требования о лицензировании деятельности медицинских работников ИВС ОВД, неверно, поскольку такой вывод следует из системного толкования действующих нормативно-правовых положений. Доводы о сложности или невозможности получения лицензии в связи с тем, что лицензирующим органом осуществляется лицензирование в части деятельности, осуществляемой организациями соответствующих систем здравоохранения, к которым ОВД не отнесено, а также в связи с непригодностью здания ИВС к эксплуатации и необходимости строительства нового здания, не имеют отношения к существу спора и не могут быть приняты во внимание. Указанные доводы сведены к сложностям проведения организационных и административно-хозяйственных мероприятий по получению самой лицензии, а не по существу иска подлежит или не подлежит медицинская деятельность в ИВС лицензированию. Необходимость в привлечении к участию в деле в качестве третьего лица лицензирующего органа, также отсутствует, поскольку суд не находит никакой заинтересованности данного органа в разрешении иска по существу. Осуществление юридическим лицом медицинской деятельности без соответствующей лицензии, является незаконным, и не только нарушает нормы законодательства в сфере лицензирования, но и создает реальную угрозу для жизни и здоровья людей, содержащихся в ИВС ОВД по Усть-Куломскому району, а также его работников. Исследованные судом письменные материалы дела и доказательства позволяют суду сделать вывод о том, что Отделом внутренних дел по Усть-Куломскому району РК нарушены требования и нормы законодательства в сфере лицензирования, что влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в связи с чем иск прокурора подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Отделу внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми о признании бездействия незаконным, понуждении выполнения определенных действий по устранению нарушений и обязании получить в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности удовлетворить. Признать бездействие Отдела внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми в части получения лицензии на осуществление медицинской деятельности, незаконным. Обязать Отдел внутренних дел по Усть-Куломскому району Республики Коми получить в установленном порядке лицензию на осуществление медицинской деятельности в срок до 01 сентября 2011 года. Решение суда может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК. Председательствующий Мотивированное решение принято 18 мая 2011 года в с. Усть-Кулом в Усть-Куломском районном суде РК.