Дело № 2 - 296/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Скворцовой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании 07 июля 2011 года в селе Усть-Кулом гражданское дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Пожег» о возложении обязанности провести согласно норм действующего законодательства мероприятия, необходимые для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Пожег» о возложении обязанности провести согласно норм действующего законодательства мероприятия, необходимые для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу. В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения водного законодательства в деятельности СПК «Пожег», в ходе которой установлено, что СПК «Пожег» осуществляет пользование водным объектом «Ручей Габ-Шор» на основании лицензии на водопользование № от 21.02.2005 и договора пользования водными объектами от 21.02.2005, срок действия которых истек 21.02.2008. В настоящее время СПК «Пожег» продолжает пользоваться водным объектом «Ручей Габ-Шор» без надлежащего разрешения. СПК «Пожег» не получил своевременно решение о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование, что привело к нарушению требований законодательства в области охраны окружающей среды. Ненадлежащее исполнение СПК «Пожег» требований законодательства, выразившиеся в несвоевременном получении решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Просит суд возложить на СПК «Пожег» обязанность провести согласно норм действующего законодательства мероприятия, необходимые для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании заявленные требования уточнил и просил провести указанные мероприятия до 01.01.2012. Пояснил, что ответчик не исполняет требования законодательства в области охраны окружающей среды, поскольку до настоящего времени не получил решение о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование. Данное обстоятельство нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду. Представитель ответчика в лице председателя СПК «Пожег» Шахова В.Б. иск признала полностью, возражений против заявленных прокурором требований не заявила. Пояснила, что срок действия предыдущей лицензии истек 21 февраля 2008 года. В настоящее время ведутся работы для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование. ООО «Геоинфоресурс» разработан проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты «ручей Габ-Шор», он же проводит согласование с органами надзора. От трех надзорных органов согласование уже получено, осталось получить согласование двух надзорных органов. В соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды на рассмотрение документов и согласование с надзорными органами отводится один месяц. Проект будет готов в сентябре 2011 года, после чего проект вместе с пакетом соответствующих документов будет направлен в Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование. Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Согласно Уставу СПК «Пожег» сельскохозяйственный кооператив является юридическим лицом к числу основных видов деятельности которого относится производство молока, мяса крупного рогатого скота (п. 2.2 Устава). Судом установлено, что СПК «Пожег» на основании лицензии на водопользование серии СЫК № БРХВХ от 21.02.2005, выданной Отделом водных ресурсов Двинско-Печорского бассейнового водного управления по Республике Коми и договора пользования водными объектами от 21.02.2005 осуществляет пользование водным объектом «ручей Габ-Шор» для сброса сточных вод от маслозавода по одному береговому выпуску. Статьей 5 Федерального закона N 73-ФЗ от 03.06.2006 г. «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации» установлено, что водопользователи, осуществляющие использование водных объектов на основании решений Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных до введения в действие Водного кодекса Российской Федерации, сохраняют права долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров. 21.02.2008 срок действия указанной лицензии на водопользование и договора истек. Согласно п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды. В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод и (или) дренажных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды. Под использованием водных объектов (водоиспользованием) понимается использование различными способами водных объектов для удовлетворения потребностей Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, физических лиц, юридических лиц (ч. 14 ст. 1 Водного кодекса РФ). Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (ч. 7 ст. 1 Водного кодекса РФ). Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (ч. 19 ст. 1 Водного Кодекса РФ). Частью 1 ст. 9 Водного кодекса РФ установлено, что юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 Водного кодекса (в силу п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса РФ к поверхностным водным объектам относятся водотоки, в частности, ручьи). В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 11 Водного кодекса РФ на основании решений о предоставлении водных объектов в пользование, если иное не предусмотрено ч. 3 названной статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для сброса сточных вод и (или) дренажных вод. Поддержание поверхностных и подземных вод в состоянии, соответствующем требованиям законодательства, обеспечивается путем установления и соблюдения нормативов допустимого воздействия на водные объекты (ч. 1 ст. 35 Кодекса). В силу ч. 1 ст. 23 Водного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованные в получении водного объекта или его части, находящихся в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, собственности муниципального образования, в пользование в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 11 данного Кодекса, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ч. 4 ст. 11 Водного кодекса РФ, с заявлением о предоставлении такого водного объекта или такой его части в пользование с обоснованием цели, вида и срока водопользования. Порядок подготовки и принятия решений о предоставлении поверхностного водного объекта или его части в пользование определен Правилами подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2006 N 844. В соответствии с п. 8 Правил на основании сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре, физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обращаются с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта. В соответствии с п.п. 17 п. 5 Положения о Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, утвержденного Указом Главы Республики Коми № 92 от 12.08.2009 функция по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Республики Коми, в пользование на основании договоров водопользования и решений о предоставлении водных объектов в пользование осуществляется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми. Из системного анализа названных норм права следует, что при сбросе сточных вод в поверхностные водные объекты либо непосредственно в водный объект, лицо, осуществляющее такой сброс, является пользователем водного объекта и обязано получить соответствующее решение о предоставлении водного объекта в пользование. Из исследованных судом материалов дела видно, что СПК «Пожег» используется поверхностный водный объект «Ручей Габ-Шор» в целях сброса сточных вод при отсутствии решения о предоставлении водного объекта в пользование. Данное обстоятельство СПК «Пожег» не оспаривается, более того, СПК «Пожег» заинтересован в использовании водного объекта и в дальнейшем. СПК «Пожег» в настоящее время занимается сбором документов и согласованием Нормативов сброса сточных вод для их подачи в надзорный орган, однако всех необходимых мероприятий для получения решения о предоставлении водного объекта в пользование, согласно нормам действующего законодательства, не проведено. Более того, ответчик иск признает, просит иск удовлетворить в связи с признанием иска, последствия признания иска разъяснены и понятны. Согласно статье 173 части 3 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований. Обстоятельств, препятствующих принятию судом признания ответчиком иска, предусмотренных частью 2 статьи 39 ГПК РФ, не имеется. Сторонам разъяснены последствия признания иска. Установленные по делу обстоятельства позволяют суду сделать вывод о том, что ответчиком нарушены требования действующего законодательства РФ в области охраны окружающей среды. Поэтому заявленные прокурором требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к СПК «Пожег» о возложении обязанности провести согласно норм действующего законодательства мероприятия, необходимые для получения решения о предоставлении водного объекта «Ручей Габ-Шор» в пользование удовлетворить. Обязать СПК «Пожег» в срок до 01 января 2012 года провести согласно норм действующего законодательства мероприятия, необходимые для получения решения о предоставлении в пользование водного объекта «Ручей Габ-Шор», расположенного на территории Усть-Куломского района Республики Коми на 868 километре от устья реки Вычегды бассейна Северной Двины. Взыскать с СПК «Пожег» в доход бюджета муниципального района «Усть-Куломский» государственную пошлину в размере 200 (двести) рублей. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом мотивированного решения путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд РК. Председательствующий