Решение суда об оспаривании нормативного правого акта.



Дело № 2-335/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Липиной О.А.,

с участием прокурора Лобановой А.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

4 августа 2011 года дело по заявлению прокурора об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района в порядке статьи 251 ГПК РФ обратился в суд с заявлением о признании п. 2 ч.1 и ч. 2 ст. 9.1 Устава муниципального образования сельского поселения «Зимстан» в части слов «только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Коми), ст. 69 Устава в части слов «в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти», ч.1 ст. 34 Устава противоречащими соответствующим положениям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Закона Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Коми".

Несоответствие указанных положений Устава сельского поселения нормам федерального и регионального законов выявилось после внесения изменений в данные законы. По мнению прокурора, такое несоответствие влечет нарушение прав, как самого муниципального образования, так и неопределенного круга граждан, юридических лиц при реализации правоотношений в конкретных сферах.

Глава сельского поселения «Зимстан» и председатель Совета поселения Ракина Н.М. с доводами прокурора согласилась, пояснив, что большая часть изменений в Устав уже приняты, но регистрацию в органах юстиции не прошли. В остальной части решение представительным органом будет принято на ближайшем заседании Совета.

Заслушав объяснения прокурора и представителя Совета муниципального образования сельского поселения «Зимстан», исследовав материалы дела, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Согласно положениям пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22 и статьи 23 указанного Закона прокурор имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.

Устав муниципального образования сельского поселения «Зимстан», отдельные положения которого оспариваются прокурором, принят Решением Совета муниципального образования сельского поселения «Зимстан» от 24.01.2006.

Устав зарегистрирован в Отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми 15.03.2006. Обнародован 25.03.2006.

Последующие изменения и дополнения в Устав муниципального образования приняты решениями Совета сельского поселения «Зимстан» от 15.11.2006 № 1-15/48 и от 26.09.2007 № 1-23/74.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 9.1. Устава органы местного самоуправления имеют право на участие в организации и финансировании проведения на территории поселения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет.

Правовая норма, содержавшая ранее аналогичные положения (пункт 2 части 1 статьи 14.1. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации") с 1 января 2010 года в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2009 N 365-ФЗ признана утратившей силу. В Уставе муниципального образования в этой части изменений не произошло.

Аналогично часть 2 ст. 9.1. Устава, повторявшая ранее положения части 2 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", перестала соответствовать действующей ныне правовой норме в редакции Федерального закона от 28.11.2009 N 283-ФЗ. При этом, очевидно, что прежнее уставное определение «собственные доходы бюджета поселения» гораздо уже нового определения закона «доходы местных бюджетов».

Согласно статье 69 Устава поселение вправе привлекать заемные средства, в том числе за счет выпуска муниципальных ценных бумаг, в порядке установленном Советом поселения в соответствии с требованиями федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти.

Статья 64 Федерального закона 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", содержавшая аналогичные положения, в соответствии с Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ полностью изложена в новой редакции, согласующейся с бюджетным законодательством РФ - муниципальные образования вправе осуществлять муниципальные заимствования, в том числе путем выпуска муниципальных ценных бумаг, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и уставом муниципального образования.

В соответствии со статьей 29 Устава депутат Совета осуществляет свои полномочия на непостоянной основе. Для этих лиц предусмотрены гарантии, однако положения ч. 1 статьи 34 Устава, устанавливающие гарантии депутатской деятельности, не соответствуют гарантиям для лиц, замещающих муниципальные должности на непостоянной основе, предусмотренным статьей 2 Закона Республики Коми от 20.12.2010 N 149-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Коми".

Устав муниципального образования сельского поселения «Зимстан», принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, однако оспариваемые прокурором положения Устава противоречат федеральному закону и закону субъекта Российской Федерации, которые имеют большую юридическую силу.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что требования прокурора Усть-Куломского района к муниципальному образованию сельского поселения «Зимстан» подлежат удовлетворению в полном объеме.

Спорные положения признаются недействующими со дня введения в действие соответствующих положений нормативных правовых актов, имеющих большую юридическую силу:

Федеральный закон от 27.12.2009 № 365-ФЗ, статья 8, пункт 6а - с 01.01.2010.

Федеральный закон от 28.11.2009 № 283-ФЗ, статья 5, пункт 1 - с 30.11.2009.

Федеральный закон от 25.12.2008 № 281-ФЗ, статья 22, п. 24 - с 29.12.2008.

Закон Республики Коми от 20.12.2010 № 149-РЗ, статья 2 – с 04.01.2011.

Руководствуясь статьями 194, 198, 199, 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Усть-Куломского района удовлетворить.

Признать недействующим с 01.01.2010 пункт 2 части 1 статьи 9.1 Устава муниципального образования сельского поселения «Зимстан», противоречащий статье 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Признать недействующей с 30.11.2009 часть 2 статьи 9.1 Устава муниципального образования сельского поселения «Зимстан» в части слов «только за счет собственных доходов местных бюджетов (за исключением субвенций и дотаций, предоставляемых из федерального бюджета и бюджета Республики Коми)», противоречащую статье 14.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Признать недействующей с 29.12.2008 статью 69 Устава в части слов «в порядке, установленном представительным органом местного самоуправления», противоречащую статье 64 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 06.10.2003.

Признать недействующей с 04.01.2011 часть 1 статьи 34 Устава муниципального образования сельского поселения «Зимстан», противоречащую статье 2 Закона Республики Коми от 20.12.2010 N 149-РЗ "О гарантиях осуществления полномочий депутата представительного органа муниципального образования, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Коми".

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий