Решение суда опредоставлении жилого помещения.



Дело № 2-368/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Ефремова С.А.,

при секретаре Липиной О.А.,

с участием прокурора Маруневич Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

12 сентября 2011 г. дело по иску прокурора <адрес> в интересах Рябовой Е.Ю. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Усть-Куломского района в интересах Рябовой Е.Ю. обратился в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения.

Ответчик иск не признал. Согласно представленным возражениям в соответствии с Законом Республики Коми от 17.11.2010 № 117-РЗ «О республиканском бюджете Республики Коми на 2011 год» размер субвенций на строительство, приобретение, реконструкцию жилых помещений для обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по Усть-Куломскому району составляет 1295,7 тыс. рублей, что недостаточно для обеспечения всех лиц этой категории жильем.

Заслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Рябова Е.Ю., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать истца, Р.1, умерла ДД.ММ.ГГГГ. Отец, Р.2, решением Сыктывдинского районного суда от 17.01.2001 лишен родительских прав. С 1994 года Рябовой Е.Ю. являлась воспитанницей ГОУ «Детский дом № 6» п. Зимстан.

Данных о закреплении жилого помещения за истицей не установлено. В период с 2004 по 2007 год, после выпуска из МОУ «Зимстанская средняя общеобразовательная школа» , Рябова Е.Ю. обучалась в ГОУ СПО «Российский государственный педагогический колледж имени А.И. Куратова». С 2007 по июнь 2011 проживала в Санкт-Петербурге в связи с обучением в ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена». На время обучения вышеуказанных образовательных учреждениях Рябовой Е.Ю. предоставлялось общежитие.

По сообщению исполняющего обязанности руководителя Агентства по Республики Коми по социальному развитию от 21.10.2009 № 07/5906 Рябова Е.Ю. была поставлен на учет, нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми, под номером 366 (приказ Агентства Республики Коми по социальному развитию от 20.10.2009 № 1549).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 22 ноября 2010 года N 139-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и порядке предоставления им жилых помещений по договорам социального найма" органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Обеспечение граждан жилыми помещениями осуществляется органами местного самоуправления путем предоставления жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма.

По акту приема-передачи от 17.02.2011 Агентством Республики Коми по социальному развитию переданы администрации муниципального района «Усть-Куломский» учетные дела граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях государственного жилищного фонда Республики Коми до 01.01.2011, в том числе учетное дело Рябовой Е.Ю.

Ответчиком представлено постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 22.03.2010 № 299, согласно которому истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма под номером 11.

В настоящее время Рябова Е.Ю. не имеет постоянного места жительства. Зарегистрирована по адресу: <адрес>, то есть в Зимстанском детском доме № 6. Фактически проживает у подруги в Сыктывкаре.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за второй квартал 2006 г., утвержденный Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 27.09.2006).

Согласно статье 20 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со статьей 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан жилыми помещениями имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми, предназначенных для осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления наделены соответствующими государственными полномочиями на неопределенный срок. Субвенции на эти цели бюджету муниципального района предоставлены. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в порядке статьи 19 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 14 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ не прекращены. Достаточных доказательств в основание возражений об освобождении от ответственности по причине недостаточного финансового обеспечения ответчик не представил. О сложении государственных полномочий сторона ответчика не заявляет.

Субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий предусматриваются в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов, относятся к бюджетным правоотношениям (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.

Поскольку спор заявлен по поводу предоставления жилого помещения, то есть о правоотношении, относящимся к предмету регулирования жилищного законодательства (ст. 4 Жилищного кодекса РФ), постольку при разрешении спорного правоотношения они и будут являться приоритетными.

С учетом приведенных законоположений представляется, что доводы ответчика об отсутствии свободного жилья, ссылки на то, что строительство нового жилищного фонда не ведется, возражения относительно недостаточности денежных средств, в связи с чем не имеется возможности предоставить лицам данной категории жилое помещение, отвечающее требованиям законодательства, необоснованны, поскольку обеспечение вне очереди жилым помещением не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий.

Такая позиция Верховного Суда РФ представлена в обобщении судебной практики рассмотрения за период с 2004 по 2006 годы дел по заявлениям прокуроров в защиту жилищных прав несовершеннолетних детей, подпадающих под категорию лиц, которые имеют право на дополнительную социальную защиту в соответствии со ст. 1 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Право Рябовой Е.Ю. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма ответчиком не оспаривается.

Таким образом, исковое требование прокурора Усть-Куломского района о предоставлении жилого помещения Рябовой Е.Ю. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск прокурора Усть-Куломского района в интересах Рябовой Е.Ю. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить в полном объеме.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Рябовой Е.Ю. жилое помещение в виде отдельной квартиры по договору социального найма общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий