Решение суда о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии.



Дело № 2 - 48/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Федоровой О.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 25 января 2011 года дело по иску Чернявской А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Чернявская А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе РК о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии с момента обращения с соответствующим заявлением в пенсионный орган.

В обоснование иска Чернявская А.В. указала, что с 20 мая 1996 г. является получателем трудовой пенсии по старости, продолжая работать с 24.03.1971 по настоящее время в МУ «Усть-Куломская ЦРБ» в должности акушерки. Работая в указанной должности, выезжала в командировки, в том числе в районы Крайнего Севера. Полагает, что данное обстоятельство дает ей право на перерасчет базовой части пенсии на основании Федерального закона от 01.12.2007 № 312-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». 24 ноября 2010 года обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базовой части пенсии, однако 29.11.2010 ответчиком принято решение об отказе в перерасчете фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости, поскольку в район Крайнего Севера она направлялась на курсы повышения квалификации в Воркутинском медицинском училище, то есть не на работу, а на обучение. Просит признать решение пенсионного органа от 29.11.2010 незаконным и необоснованным и обязать пенсионный орган за период нахождения в служебной командировке с 15 марта по 26 апреля 2000 г. в районе Крайнего Севера произвести перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии по старости с момента обращения в пенсионный орган.

В судебном заседании истица заявленные требования и доводы в их обоснование поддержала. Пояснила, что повышение квалификации является необходимым и обязательным условием осуществления ею профессиональной деятельности, отказаться от прохождения которого она не вправе. На период повышения квалификации за ней сохранялся средний заработок, с которого производились отчисления в различные фонды. Просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Усть-Куломском районе РК по доверенности Сорокина М.Н. иск не признала. Пояснила, что Чернявская А.В. 24.11.2010 обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете базовой части трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением работы в районе Крайнего Севера. Работа, выполнявшаяся в служебной командировке в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера включается в подсчеты с учетом фактически отработанных календарных дней, что должно быть подтверждено документально. Истица для перерасчета трудовой пенсии представила соответствующее заявление и приказ о направлении ее на курсы повышения квалификации, т.е. на обучение в Воркутинское медицинское училище, а не для осуществления профессиональной медицинской деятельности. Поэтому оснований для перерасчета базовой части трудовой пенсии не имеется.

Заслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела и доказательства, допросив свидетеля, суд приходит к следующему мнению.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях) трудовые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (п. 2 ст. 7 Закона о трудовых пенсиях).

Согласно п.п. 6 п. 1 ст. 28 Закона о трудовых пенсиях, трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера, либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 20 лет.

В соответствии с п. 7 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.

Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

На основании постановления Правительства РФ от 18.03.2010 № 167 с 01.04.2010 размер базовой части трудовой пенсии в районах Крайнего Севера проиндексирован и составляет 4085,11 рублей.

Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, стаж работы для исчисления повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости исчисляется в соответствии с п. 7 ст. 14 Закона о трудовых пенсиях.

Юридически значимыми обстоятельствами для исчисления повышенного размера базовой части пенсии как для лиц, работавших в районах Крайнего Севера, в данном случае является осуществление гражданином трудовой обязанности в рамках трудовых отношений в особых климатических условиях – местности, находящейся в районах Крайнего Севера, в независимости от продолжительности осуществления таких обязанностей в данной местности.

Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Г. и Л. показали, что работают вместе с истицей. Они также с истицей в указанный период направлялась в служебную командировку в Воркуту на курсы повышения квалификации. За ними сохранялся средний заработок, с которого производились отчисления в различные фонды. Все расходы по проезду и проживанию компенсировались работодателем. Согласно плану курсов они проходили как теоретическую подготовку, так и лечебную практику. Были задействованы в течение полного рабочего дня. По итогам повышения квалификации выдавали соответствующее свидетельство.

В судебном заседании установлено, что Чернявская А.В. является получателем пенсии по старости с 20.05.1996. В настоящее время Чернявская А.В. продолжает свою трудовую деятельность в должности акушерки родильного отделения муниципального учреждения «Усть-Куломская центральная районная больница».

В период с 15 марта по 26 апреля 2000 года Чернявская А.В. по направлению работодателя находилась с отрывом от производства в Воркуте на курсах повышения квалификации акушерок родильного отделения в Воркутинском медицинском училище на основании приказа главного врача Усть-Куломской центральной районной больницы от 14.02.2000. По итогам повышения квалификации она получила сертификат специалиста (серии А ) и свидетельство о прохождении повышения квалификации к диплому (серии Х ).

В силу действующих нормативных актов медицинские работники должны систематически повышать свою профессиональную квалификацию, поэтому курсы повышения квалификации являются обязательным условием работы (профессиональной деятельности) медицинского работника.

Порядок исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях регулируется Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации № 516 от 11 июля 2002 года.

В п. 4 Правил указано, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно статье 187 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки. Поэтому период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисления страховых взносов в пенсионный фонд Российской Федерации.

Изложенное свидетельствует о том, что период нахождения истицы на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, и подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение. Исчисление стажа в данный период следует производить в том же порядке, что и за соответствующий период профессиональной деятельности. Курсы повышения квалификации проходили в Воркуте, который относится к районам Крайнего Севера, в связи с чем данный период подлежит включению в период работы в районах Крайнего Севера.

При таких обстоятельствах исковые требования суд находит подлежащими удовлетворению. Поскольку заявление Чернявской А.В. ответчиком принято 24.11.2010, то перерасчет базовой части трудовой пенсии должен быть произведен с 1-го числа следующего месяца, то есть с 01 декабря 2010 года (ст. 20 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).

В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истицы подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Чернявской А.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании решения об отказе в перерасчете пенсии незаконным и возложении обязанности произвести перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии с момента обращения с заявлением в пенсионный орган удовлетворить.

Признать решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми от 29.11.2010 об отказе Чернявской А.В. в перерасчете трудовой пенсии незаконным и необоснованным.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми произвести Чернявской А.В. перерасчет фиксированного базового размера трудовой пенсии с учетом нахождения на курсах повышения квалификации в период с 15 марта по 26 апреля 2000 года в районах Крайнего Севера, начиная с 01 декабря 2010 года.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми в пользу Чернявской А.В. по оплате государственной пошлины в сумме 200 (двести) рублей.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд Республики Коми.

Председательствующий