Дело № 2-333/2011 Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе: председательствующего судьи Ефремова С.А., при секретаре Липиной О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 23 августа 2011 года дело по иску Тарабукина А.С. к Государственному казенному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Усть-Куломского района» о возложении обязанности по перерасчету стипендии, установил: Тарабукин А.С. обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Республики Коми «Центр занятости населения Усть-Куломского района» о возложении обязанности произвести перерасчет стипендии до размера пособия по безработице, предусмотренного п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В судебном заседании исковые требования поддержал представитель истца адвокат Попов В.Л., полагавший, что право истца на социальную помощь было нарушено, поскольку гарантированный государством уровень социальной поддержки лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с выплатой стипендии был необоснованно снижен. Ответчик пояснил, что <данные изъяты> иск не признал. Заместитель главного бухгалтера ГКУ РК «ЦЗН Усть-Куломского района» ФИО1 считает, что выплаты стипендии истцу производились в соответствии с законом и его права нарушены не были. Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле и их представителей, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему. Согласно положениям статьи 29 Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости выплачивается стипендия гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) в размере стипендии, установленной государством для образовательных учреждений соответствующего профиля, но не ниже размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан. При этом гражданам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, стипендия, установленная в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента. Согласно представленным документам персонального учета гражданина ищущего работу (карточка №) Тарабукин А.С. обратился в органы службы занятости 14.04.2011 с заявлением о регистрации в качестве ищущего работу. Приказом директора Центра занятости населения от 21.04.2011 № Тарабукин А.С. в соответствии со статьей 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» признан безработным с 14.04.2011. Тарабукин А.С. предъявил справку отдела опеки и попечительства по Усть-Куломскому району Агентства Республики Коми по социальному развитию, согласно которой он относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, пользующихся дополнительными гарантиями, установленными Федеральным законом от 21.12.1996 № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В соответствии с п. 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе. С учетом приведенных положений Приказом № от 21.04.2011 Тарабукину А.С. было назначено пособие в размере средней заработной платы по региону, не менее минимальной величины пособия по безработице с увеличением на размер районного коэффициента. Во исполнение требований закона о профессиональной ориентации, профессиональной подготовке и трудоустройства лиц данной категории 19.05.2011 ГКУ РК «ЦЗН Усть-Куломского района» заключило с Тарабукиным А.С. договор № на обучение профессии <данные изъяты>, сроком обучения с 20.05.2011 по 29.08.2011. Согласно договору одним из обязательств Центра занятости является выплата Тарабукину А.С. во время обучения стипендии в размере, определяемом ст. 29 Закона РФ "О занятости населения в РФ". Приказом заместителя директора ГОУ НПО Профессиональный лицей № г. Сыктывкара от 20.05.2011 № Тарабукин А.С. зачислен на обучение по профессии <данные изъяты> с 20.05.2011 по 29.08.2011. Приказом ГКУ РК «ЦЗН Усть-Куломского района» от 30.05.2011 № в соответствии с пунктом 2 статьи 35 Закона о занятости населения Тарабукину А.С. прекращены выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного. Другим приказом от 30.05.2011 № ему назначена выплата стипендии с 20.05 по 29.08.2011 в размере <данные изъяты> рублей ежемесячно. В деле представлены документы о выплате стипендии Тарабукину А.С., что стороной истца не оспаривается. Спор заявлен относительно размера стипендии, который, как утверждает истец, в отношении его не может быть ниже размера пособия по безработице, то есть в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике. Конституционное право на защиту от безработицы (статья 37, часть 3, Конституции Российской Федерации) конкретизировано в Законе РФ от 19 апреля 1991 года "О занятости населения в Российской Федерации". Государство гарантирует безработным гражданам обеспечение социальной поддержки, основной формой которой является выплата пособия по безработице в течение определенного законом срока, а в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переквалификации по направлению органов службы занятости - выплата стипендии. Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 16.12.1997 № 20-П указал, что целевое назначение пособия по безработице (стипендии) состоит в том, чтобы предоставить указанным лицам временный источник средств к существованию. Представляется, что с такой правовой позиции следует толковать положения статьи 29 Закона РФ "О занятости населения в РФ". Соответственно выплачиваемая в этот период стипендия по размеру не должна быть ниже размера пособия по безработице, выплачиваемого Тарабукину А.С. в пределах 6 месяцев, то есть не ниже уровня средней заработной платы, сложившегося в республике (согласно статистическим данным за май 2011 года – 27,6 тысячи рублей). Сопоставить размеры стипендий на основе положений статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" нельзя, так как лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, в период обучения по очной форме зачисляются на полное государственное обеспечение. По запросу суда администрация образовательного учреждения (Сыктывкарского политехнического техникума (ГАОУСПО РК "СПТ") сообщила, что Тарабукин А.С. не относится к числу лиц, обучающихся по очной форме. На полное государственное обеспечение он не зачислен. Таким образом, исковое требование о перерасчете стипендии подлежит удовлетворению. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Тарабукина А.С. к ГКУ РК «ЦЗН Усть-Куломского района» о возложении обязанности по перерасчету стипендии удовлетворить в полном объеме. Обязать государственное казенное учреждение Республики Коми «Центр занятости населения Усть-Куломского района» произвести перерасчет стипендии по безработице, начисленной и выплаченной Тарабукину А.С. за период с мая 2011, до размера пособия по безработице, предусмотренного для этой категории граждан в пределах 6 месяцев пунктом 5 ст. 9 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". На решение сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий