Решение суда о предоставлении жилого помещения.



Дело № 2 - 401/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попов В.В.,

при секретаре Рейнгардт С.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 03 ноября 2011 г. дело по иску Борисовой А.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Борисова А.А. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района «Усть-Куломский» с требованием обязать предоставить благоустроенное жилое помещение на территории с. Усть-Кулом на условиях договора социального найма. В обоснование требования указала, что после смерти родителей поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в органе опеки и попечительства. Попечитель ей не назначался. В ДД.ММ.ГГГГ году окончила 9 классов МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа». В собственности жилья не имеет. По настоящее время жилое помещение Борисовой А.А. не предоставлено.

В судебном заседании Борисова А.А. исковые требования уточнила, просила обязать ответчика предоставить жилое помещение, пригодное для постоянного проживания, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, находящееся в границах населенного пункта села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. Пояснила, что имеет регистрацию в с. Носим, однако постоянно и длительное время проживает в <адрес> с ребенком и с сожителем, имеет постоянное место работы в с. Усть-Кулом. Поэтому просит предоставить жилое помещение по месту постоянного проживания в <адрес>.

Ответчик - администрация МР «Усть-Куломский», извещенная надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняла, представителя не направила. В представленном письменном заявлении выражено согласие с иском, просят рассмотреть дело в отсутствие своего представителя.

Заслушав доводы истицы, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу части 5 статьи 57 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На основании части 4 статьи 9 Закона от 22.11.2010 № 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в РК государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» жилые помещения предоставляются гражданам из числа указанной категории на территории соответствующего муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список.

Борисова А.А. ДД.ММ.ГГГГ года рождения отнесена к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Отец истицы – ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ, мать – ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждено свидетельствами о смерти. Попечитель Борисовой А.А. не назначался.

Данных о закреплении жилого помещения за истицей не установлено. По сведениям ГУП РК «РБТИ» и Управления Росреестра по РК на имя Борисовой А.А. объектов недвижимости на каком-либо праве не зарегистрировано. В ДД.ММ.ГГГГ г. Борисова А.А. закончила обучение в МОУ «Усть-Куломская средняя общеобразовательная школа» и получила аттестат об основном общем образовании (серии Б ).

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…» органы местного самоуправления муниципальных образований муниципальных районов в Республике Коми наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке, предусмотренном настоящим Законом.

Решением Совета муниципального района «Усть-Куломский» от 10.03.2011 №XXXIII-374 администрация муниципального района «Усть-Куломский» наделена государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без обеспечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения либо имеющих закрепленное жилое помещение частного жилищного фонда, находящееся в собственности граждан, признанное в установленном порядке непригодным для постоянного проживания, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

ДД.ММ.ГГГГ Борисова А.А. обратилась в администрацию МР «Усть-Куломский» с соответствующим заявлением о постановке ее на учет с целью получения жилого помещения. По информации главы муниципального района - руководителя администрации района от 15.04.2011 № 08-27/162 Борисова А.А. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, под номером 15. Истица включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма Постановлением главы МР – руководителем администрации от 22.03.2011.

По сведениям ОУФМС в Усть-Куломском районе от 17.10.2011 Борисова А.А. и ее дочь ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы в <адрес>. Фактически истица проживает в <адрес> сожителем ФИО4 Со слов истицы она проживает в нем на правах безвозмездного пользования, с сожителем ведут совместное хозяйство, имеют общий бюджет. Истица считает с. Усть-Кулом местом своего жительства. Согласно справке <данные изъяты> истица работает в указанном предприятии, расположенном на территории с. Усть-Кулом.

Согласно статье 20 Гражданского кодекса РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В силу статей 1-3 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации. Местом жительства может быть жилой дом, квартира и иные жилые помещения, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Отсутствие регистрации по месту жительства не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан.

Приведенные нормативные положения позволяют признать местом жительства истицы <адрес>, где она проживает на условиях безвозмездного пользования жилым помещением.

Социальная поддержка в виде внеочередного обеспечения жилой площадью может быть реализована только после предоставления жилого помещения. Поэтому достижение лицом 23-летнего возраста, вставшим (поставленным) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении до указанного возраста, не может являться основанием для лишения его гарантированного и нереализованного права на внеочередное предоставление жилья, которое не было им получено, и не освобождает соответствующие органы от обязанности предоставить жилое помещение. (Обзор судебной практики Верховного Суда РФ за II квартал 2006 г., утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ)

Согласно ст. 20 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.

В соответствии со ст. 10 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ органы местного самоуправления при осуществлении ими государственных полномочий по обеспечению граждан указанной категории жилыми помещениями имеют право на своевременное и полное получение средств республиканского бюджета Республики Коми, предусматриваемых в форме субвенций бюджетам муниципальных образований муниципальных районов (городских округов) из Республиканского фонда компенсаций, образованного в составе республиканского бюджета Республики Коми, предназначенных для осуществления государственных полномочий.

Органы местного самоуправления наделены соответствующими государственными полномочиями на неопределенный срок. Субвенции на эти цели бюджету муниципального района предоставлены. Полномочия органов местного самоуправления муниципального района в порядке статьи 19 Федерального закона от 08.10.2003 № 131-ФЗ и статьи 14 Закона Республики Коми от 22.11.2010 N 139-РЗ не прекращены.

Субвенции из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий предусматриваются в местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации (ст. 15 Бюджетного кодекса РФ). Отношения, возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов, относятся к бюджетным правоотношениям (ст. 1 Бюджетного кодекса РФ).

В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством. Поскольку спор заявлен по предоставлению жилого помещения, то есть о правоотношении, относящимся к предмету регулирования жилищного законодательства (ст. 4 Жилищного кодекса РФ), то при разрешении спорного правоотношения они являются приоритетными.

В письменном отзыве по иску ответчиком выражено согласие с иском, то есть иск в заявленном объеме ответчиком признается. Право Борисовой А.А. на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма ответчиком не оспаривается. С учетом установленных обстоятельств суд принимает признание ответчиком иска.

В соответствии со статьей 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Борисовой А.А. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о предоставлении жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» предоставить Борисовой А.А. жилое помещение, пригодное для постоянного проживания граждан, соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, находящееся в границах населенного пункта села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, по договору социального найма, общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через Усть-Куломский районный суд в течение десяти дней со дня вынесения решения.

Председательствующий