Дело № 2 - 375/2011 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Федоровой О.П., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 10 ноября 2011 года гражданское дело по иску Сусловой Н.А. в интересах ФИО1., иску ФИО2 и ФИО3 к администрации сельского поселения «Усть-Кулом», муниципальному образованию сельское поселение «Усть-Кулом», администрации муниципального района «Усть-Куломский» и муниципальному образованию муниципальный район «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: Суслова Н.А. в интересах ФИО1., а также ФИО2 и ФИО3 обратились в суд с иском к указанным ответчикам. В обоснование иска указали, что за ФИО1., оставшейся без попечения родителей, постановлением главы администрации с. Усть-Кулом от 18.11.2005 № закреплена квартира <адрес>, где также зарегистрированы ФИО2 и ФИО3. Квартира признана непригодной для проживания, а дом - подлежащим сносу. Просят обязать ответчиков предоставить им по договору социального найма вне очереди благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, и равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах населенного пункта, жилое помещение пригодное для проживания. Истцы, извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняли, просили о рассмотрении дела в их отсутствие. Представитель ответчика – администрации МР «Усть-Куломский» по доверенности Кочанов А.Н. считает надлежащим ответчиком по делу администрацию СП «Усть-Кулом». Квартира, в которой зарегистрированы ФИО1., ФИО2 и ФИО3 в 2008 г. была передана в муниципальную собственность СП «Усть-Кулом». Заключениями межведомственных комиссий жилое помещение признано непригодным для проживания, а сам многоквартирный дом - подлежащим сносу. Администрация СП «Усть-Кулом» как исполнительно - распорядительный орган муниципального образования обязана предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма. Представитель администрации СП «Усть-Кулом» по доверенности Юхнина О.С. иск не признала. Указанная квартира согласно акту приемо-передачи от 24.12.2008 передана в собственность МО СП «Усть-Кулом». Заключением межведомственной комиссии в 2006 г. дом признан непригодным для проживания и подлежащим сносу. Решение о сносе дома и расселении жильцов обязана была принимать АМР «Усть-Куломский». На нее и следует возложить обязанность предоставить жилое помещение. АСП «Усть-Кулом» не принимала таких решений, т.к. свободных жилых помещений нет. Надлежащим ответчиком считает МО СП «Усть-Кулом», поскольку квартира является муниципальной собственностью и включена в реестр. С истцами договор социального найма не заключался. На учетах лиц, нуждающихся в жилых помещениях, они не состояли и не состоят. Оснований для удовлетворения иска не имеется. Ответчики - муниципальное образование муниципальный район «Усть-Куломский» и муниципальное образование сельское поселение «Усть-Кулом», извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, в судебном заседании участия не приняли, своих представителей в суд не направили. Заслушав объяснения и доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Из материалов дела следует, что ФИО2, ФИО3 и ФИО1 зарегистрированы в жилом помещении – <адрес>, на основании ордера, выданного Верхне-Вычегодским ЛПХ 14.12.1978 на имя ФИО4. Договор социального найма с ними не заключался. Согласно счетам-квитанциям МУП «Север», учредителем которой является АСП «Усть-Кулом», на имя нанимателя ФИО2 предъявлялись к оплате счета за ряд услуг. Между ФИО2 и АСП «Усть-Кулом» фактически сложились договорные отношения. Несмотря на отсутствие самого договора, фактически жилым помещением наниматели пользовались на условиях социального найма. Судом также учитывается то обстоятельство, что передаваемое в социальный наем жилое помещение должно соответствовать установленным законом требованиям. Признание жилого помещения непригодным для проживания исключало возможность заключения письменного договора социального найма. На основании постановления № от 18.11.2005 и.о. главы администрации с. Усть-Кулом указанное жилое помещение закреплено за ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., оставшейся без попечения родителей. Ее мать ФИО2 решением Сыктывкарского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением главы АМО «Город Сыктывкар» от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном ФИО1 назначена Суслова Н.А. Согласно справке администрации СП «Усть-Кулом» и информации ОУФМС по Усть-Куломскому району ФИО1., ФИО2 и ФИО3 зарегистрированы в указанной квартире. Аналогичные сведения содержатся в материалах похозяйственного учета и домовой книге. Фактически ФИО1 проживает с опекуном Сусловой Н.А. По сведениям Управления Росреестра по РК ФИО1., ФИО2 и ФИО3 жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеют. Доказательств обладания ими другими жилыми помещениями на каком-либо праве сторонами не представлено, не добыто таковых и судом. По информации администрации МР «Усть-Куломский» и СП «Усть-Кулом» н/л ФИО1, ФИО2 и ФИО3 на учетах лиц, нуждающихся в жилых помещениях, не состояли и не состоят. Опекун ФИО1 Суслова Н.А. неоднократно обращалась в администрацию СП «Усть-Кулом» с требованием о постановке опекаемой на учет. Однако сделано этого не было в связи с отсутствием необходимых документов. Проведенная прокуратурой района по обращению Сусловой Н.А. проверка указывает на эти же обстоятельства. Вместе с тем нормы жилищного законодательства не предусматривают состояние граждан на таком учете обязательным условием для предоставления им жилых помещений при условии, что они имели право состоять на учете. Ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия, противоречило бы принципам равенства и справедливости. Такой вывод также нашел отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009. Судом установлено, что квартира № дома № по ул. <адрес> в <адрес> входит в состав муниципального жилищного фонда МО СП «Усть-Кулом». Квартира как муниципальное имущество МО МР «Усть-Куломский» была передана в муниципальную собственность МО СП «Усть-Кулом» согласно акту приемо-передачи от 24.12.2008. Это имущество принято в казну МО СП «Усть-Кулом» и включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № от 02.02.2009. Собственниками имущества решений об исключении его из реестра муниципальной собственности не принималось. Дом и квартира на технический учет в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не принимались, кадастровых или технических паспортов на них не оформлялось. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены статьей 57 Жилищного кодекса РФ согласно пункту 1 части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 85 Жилищного кодекса РФ к случаям выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма отнесены случаи, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу статей 86 и 87 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании ст. 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Заключением от 21.02.2006 межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «Усть-Куломский район» № от 18.04.2005, здание многоквартирного жилого дома № по ул. <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. Заключением от 23.08.2010 межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № от 16.02.2010, помещения <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания. Несмотря на представленные заключения и фактическую невозможность сохранения указанных жилого дома и помещения, ни администрацией МР «Усть-Куломский» (до 24.12.2008), ни администрацией СП «Усть-Кулом» (после 24.12.2008) в нарушение п. 49 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 решений о сносе дома, о проведении капитального ремонта или других ремонтно-восстановительных, либо мер по расселению жильцов в связи с признанием дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, не принималось. В связи с непригодностью занимаемого жилого помещения иное жилье ФИО1., ФИО2 и ФИО3 не предоставлялось. Вместе с тем, судом установлено, что проживание людей в указанных доме и помещении представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. При таких обстоятельствах предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия решения органа местного самоуправления о планах и сроках сноса дома. Суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что в соответствии с частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам не может быть отнесено к категории жилых. Такие выводы также нашли закрепление в Постановлении Президиума Верховного Суда РФ от 16.09.2009. Согласно нормам Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносных факторов среды обитания, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, чего в данном случае органами местного самоуправления сделано не было. В этом случае гражданам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма соответствующее требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ. Такие выводы также нашли отражение в Определении Конституционного Суда РФ от 03.11.2009. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО5 – начальник жилищной инспекции Усть-Куломского района, ФИО6 – начальник производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», ФИО7 – начальник отдела Роспотребнадзора и ФИО8 - главный специалист-эксперт отдела Роспотребнадзора подтвердили, что проживание людей в указанных доме и помещении представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. Представителем администрации СП «Усть-Кулом» в судебном заседании признается тот факт, что жители этого дома в любом случае будут расселяться в связи с пребыванием дома в аварийном состоянии, а сам дом не планируется ремонтировать или реконструировать. Причиной непринятия администрацией СП «Усть-Кулом» до настоящего времени решений или распоряжений о дальнейшем использовании дома является отсутствие на территории поселения другого жилья. Согласно акту технического обмера жилого помещения - <адрес>, проведенного по поручению суда начальником производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» с приложенной экспликацией, общая площадь квартиры составляет – 53,5 кв.м., жилая площадь – 24,8 кв.м. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на администрацию МО СП «Усть-Кулом». Доводы же представителя администрации СП «Усть-Кулом» о том, что надлежащим ответчиком по делу является МО СП «Усть-Кулом», а не его администрация суд находит несостоятельными по следующим основаниям. В силу пунктов 1, 5, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ учет муниципального жилищного фонда, предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контроль за сохранностью и соответствием жилых помещений установленным законом требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичное положение закреплено в п. 6 ст. 9 Устава МО СП «Усть-Кулом». Актом приемо-передачи от 24.12.2008 объекты жилищного фонда, в том числе <адрес>, передана из МО МР «Усть-Куломский» в собственность МО СП «Усть-Кулом». Квартира принята в казну МО СП «Усть-Кулом» и включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № от 02.02.2009. Поэтому возлагать требуемую истцами обязанность на МО МР «Усть-Куломский» и АМР «Усть-Куломский» оснований не имеется. Согласно ст. 24 Устава МО СП «Усть-Кулом» в структуру органов поселения входит администрация СП «Усть-Кулом». Согласно ст. 39 Устава и Положению об администрации СП «Усть-Кулом» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом МО СП «Усть-Кулом», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Согласно п. 2 Положения об администрации СП «Усть-Кулом» одной из основных задач деятельности администрации является управление муниципальной собственностью и финансами. Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 – заместитель руководителя администрации МР «Усть-Куломский» показал, что решение о предоставлении жилого помещения гражданам принимает администрация СП «Усть-Кулом» в лице его руководителя. Само муниципальное образование является только собственником имущества, но права собственника в части распоряжения имуществом от его имени осуществляет администрация, которая и должна быть ответчиком. В силу статей 3 и 5 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью МО СП «Усть-Кулом», утв. Решением Совета СП «Усть-Кулом» № I-22-107 от 26.06.2007 (в ред. Решения Совета СП «Усть-Кулом» № II-19-151 от 25.11.2010) от имени МО СП «Усть-Кулом» права собственника, в части распоряжения недвижимым имуществом, передачи объектов муниципальной собственности в пользование и заключении договоров, осуществления иных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, осуществляет администрация СП «Усть-Кулом». Вышеприведенные положения не содержат условий о согласовании администрацией с кем-либо своих действий при принятии решений о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма, и такое решение администрацией СП «Усть-Кулом» принимается самостоятельно. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск Сусловой Н.А. в интересах ФИО1., иску ФИО2 и ФИО3 к администрации сельского поселения «Усть-Кулом», муниципальному образованию сельское поселение «Усть-Кулом», администрации муниципального района «Усть-Куломский» и муниципальному образованию муниципальный район «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить в части. Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Усть-Кулом» предоставить ФИО1, ФИО2 и ФИО3 вне очереди благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 53,5 кв.м., жилой площадью не менее 24,8 кв.м., соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам и находящееся в границах населенного пункта Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми жилое помещение по договору социального найма. В иске к остальным ответчикам отказать. Взыскать с администрации СП «Усть-Кулом» в пользу ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий