Дело № 2 - 445/2011 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Скворцова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 06 декабря 2011 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Керчомья» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Керчомья» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в сельском поселении «Керчомья» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования. Просил обязать ответчика в срок до 01.07.2012 выполнить следующие действия: при въезде в с. Керчомья со стороны с. Усть-Кулом с правой стороны возле пилорамы ИП <данные изъяты> выполнить противопожарный разрыв от границ застройки до границы лесного участка шириной не мене 15 метров; при въезде в с. Керчомья со стороны с. Усть-Кулом с правой стороны возле пилорамы ИП <данные изъяты> выполнить минерализованную полосу в границах противопожарного разрыва; построить в с. Керчомья дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения исходя из требуемых нормативов. Глава СП «Керчомья» - руководитель администрации Траилина Л.Е. с уточненными исковыми требованиями согласна. Пояснила, что будут приложены все усилия для устранения выявленных в ходе проверки нарушений требований пожарной безопасности. Представитель третьего лица на стороне истца – ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» по доверенности Тотилас А.И. исковые требования поддержал. Устранение нарушений требований пожарной безопасности возложены на органы местного самоуправления. Представитель привлеченного в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле государственного органа - Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района ГУ МЧС России по РК инспектор Кочанов И.А. суду пояснил, что во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 № ИШ-П4-1111 и распоряжения главного государственного инспектора РФ от 05.03.2011 № 46 в отношении администрации СП «Керчомья» государственным инспектором Усть-Куломского района по пожарному надзору Копыловым А.В. были проведены мероприятия по надзору в виде проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки № от 6-11 апреля 2011 г., свидетельствующий о нарушениях требований пожарной безопасности в Российской Федерации. Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, заключение государственного органа, полагавшего необходимым иск удовлетворить, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Судом установлено, что администрация сельского поселения «Керчомья» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждено выданным Межрайонной ИФНС России № по РК свидетельством о государственной регистрации юридического лица и соответствующими положениями Устава, зарегистрированного в Отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми 16.03.2006. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Во исполнение указанного Федерального закона Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03). В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно пункту 15 статьи 69 и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесных массивов должно быть не менее 15 метров. В силу статьи 62 указанного Федерального закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Ни них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03). Пункт 94 ППБ 01-03 предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах - на органы местного самоуправления. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). Судом установлено, что на территории сельского поселения «Керчомья» требования пожарной безопасности не выполняются. В обоснование заявленных требований прокурором представлены акты проверки уполномоченного контрольно-надзорного органа соблюдения администрацией сельского поселения обязательных требований муниципальных правовых актов, требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику. Акт контрольно-надзорного органа является действующим, составленный в отношении данного ответчика, последним не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности, материалы дела не содержат. Согласно акту обследования участка, на котором необходимо выполнить противопожарный разрыв от 16.11.2011, составленному инженером ОЗЛ ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» Тотилас А.И., лесничим Керчомского участкового лесничества ФИО1, инспектором Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района Кочановым И.А., необходимо создать 15 метровый разрыв между лесным массивом и зданием пилорамы ИП <данные изъяты> (уборка древесно-кустарниковой растительности). Из пояснений представителя ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» и инспектора ОНД Усть-Куломского района ГУ МЧС РФ по РК следует, что в месте противопожарного разрыва также следует обустроить минерализованную полосу. Комитетом лесов Республики Коми разработан «Порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов», согласно положениям которого Комитет лесов Республики Коми по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципальных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройства по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организовать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при условии оплаты работ по отводу администрациям МО МР. Согласно информации, представленной Комитетом лесов Республики Коми от 29.11.2011 Комитет лесов Республики Коми не располагает сведениями о действующих границах лесного фонда вокруг населенных пунктов, так как все первичные материалы (кадастровые паспорта), необходимые для регистрации прав собственности на лесные участки, находятся в подведомственных Комитету лесов Республики Коми лесничествах. Работниками ГУ РК «Усть-Куломское лесничество» совместно с ОНД по Усть-Куломскому району, по требованию суда, проведено обследование участков, на которых необходимо осуществить создание противопожарных разрывов и минерализованных полос. Установлено, что данные участки, на которых необходимо обустройство противопожарных разрывов и минерализованных полос, относятся к землям сельского поселения «Керчомья». В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы: - в поселениях с количеством жителей до 5000 человек; - в отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 куб. м., расположенных в поселениях, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; - в производственных зданиях с производствами категорий «В», «Г» и «Д» по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л. в секунду. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения: - в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; - в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 куб. м. и организациях торговли при площади до 150 кв. м.; - общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 куб. м., расположенных в поселениях; - производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 куб. м. категории «Д» по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности. Продолжительность тушения пожара принимается из расчета на 3 часа. (п. 6.3 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»). В силу п. 5.1 СП 8.13130.2009 при числе жителей в поселении не более 1000 человек необходимо 54000 л. воды на наружное пожаротушение (5 л/с*3 часа=54000 л. воды или 54 м/3). При числе жителей в поселении более 1000 человек необходимо 108000 л. воды на наружное пожаротушение (10 л/с*3 часа=108000 л. воды или 108 м/3). Согласно п. 9.10 СП 8.13130.2009 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11 СП 8.13130.2009. При этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пункт 9.11 также предусматривает, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: - при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп. Согласно данным требованиям количество водоисточников для населенного пункта рассчитывается исходя из места их расположения, но не более чем через 400 м. друг от друга ( 200 м. радиус обслуживания одного водоисточника и 200 м. радиус обслуживания другого). Судом установлено, что в с. Керчомья имеется пять источников противопожарного водоснабжения при численности населения 1400 человек и протяженностью села около 7 км. Указанное количество пожарных водоемов является недостаточным. Нормативные требования обустройства источников водоснабжения не соблюдены. Обустройство необходимого их количества в каждом населенном пункте определяется органом местного самоуправления с учетом расположения объектов, их социальной значимости, обязательных нормативов и требований и т.д. Поэтому, возлагая на ответчика общую обязанность построить источники противопожарного водоснабжения, суд не находит возможным, определить точное их количество. Ненадлежащее исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 июля 2012 года. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Керчомья» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Керчомья» в срок до 01 июля 2012 года совершить следующие действия: 1) при въезде в с. Керчомья со стороны с. Усть-Кулом с правой стороны возле пилорамы ИП Катаева Н.В. выполнить противопожарный разрыв от границ застройки до границы лесного участка шириной не мене 15 метров; 2) при въезде в с. Керчомья со стороны с. Усть-Кулом с правой стороны возле пилорамы ИП <данные изъяты> выполнить минерализованную полосу в границах противопожарного разрыва; 3) построить в с. Керчомья дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения согласно нормативам, предусмотренным действующим законодательством. На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором – кассационное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий