Решение суда об обязанности устранить нарушения правил пожарной безопасности.



Дело № 2 - 442/2011

РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

с участием прокурора Маруневич Е.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 09 декабря 2011 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Усть-Куломского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в сельском поселении «Зимстан» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности.

Участвующий в деле прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования. Просил обязать ответчика в срок до 01.07.2012 совершить следующие действия: в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить противопожарные разрывы от границ застройки до границ лесного участка шириной не менее 15 метров и в этих же местах выполнить минерализованные полосы в границах противопожарных разрывов.

Глава СП «Зимстан» - руководитель администрации Ракина Н.М. исковые требования признала. Пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности будут устранены в установленные судом сроки.

Представитель третьего лица на стороне истца – ГУ РК «Пруптское лесничество» по доверенности Ракина Л.А. исковые требования поддержала. Устранение нарушений требований пожарной безопасности возложено на органы местного самоуправления.

Представитель привлеченного в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле государственного органа - Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района ГУ МЧС России по РК инспектор Копылов А.В. суду пояснил, что во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 № ИШ-П4-1111 и распоряжения главного государственного инспектора РФ от 05.03.2011 № 46 в отношении администрации СП «Зимстан» им были проведены мероприятия по надзору в виде проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки № 42 от 7-11 апреля 2011 г., свидетельствующий о нарушениях требований пожарной безопасности в РФ.

Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, заключение государственного органа, полагавшего необходимым иск удовлетворить, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что администрация сельского поселения «Зимстан» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждено выданным Межрайонной ИФНС России по РК свидетельством о государственной регистрации юридического лица и соответствующими положениями Устава, зарегистрированного в Отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности.

В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.

На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов.

Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности".

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Во исполнение указанного Федерального закона Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03).

Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03).

В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие).

Согласно пункту 15 статьи 69 и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесных массивов должно быть не менее 15 метров.

Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, про­кладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализо­ванных полос (п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что на территории сельского поселения «Зимстан» требования пожарной безопасности не выполняются.

В обоснование заявленных требований прокурором представлены акты проверки уполномоченного контрольно-надзорного органа соблюдения администрацией сельского поселения обязательных требований муниципальных правовых актов, требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику. Акт контрольно-надзорного органа является действующим, составленный в отношении данного ответчика, последним не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности, материалы де­ла не содержат.

Согласно актам проверки границ населенных пунктов СП «Зимстан» от 22.11.2011 указанные выше населенные пункты примыкают к лесам муниципального образования СП «Зимстан». Леса лесного фонда ГУ РК «Пруптское лесничество» расположены на удалении от 100 м. до 2 км. от населенных пунктов. Расстояния от границ застройки до границ лесного массива составляют менее 15 метров в следующих местах: в д. Климовск от границ застройки граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО5; в д. Фроловск от границ застройки граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12; в п. Логинъяг от дворовых построек по <адрес>, по <адрес>. Из пояснений представителя ГУ РК «Пруптское лесничество» и ОНД Усть-Куломского района ГУ МЧС РФ по РК следует, что строениям населенного пункта угрожает реальная опасность от лесных пожаров. В указанных местах необходимо выполнение как противопожарных разрывов шириной не менее 15 м., так и минерализованных полос.

Комитетом лесов Республики Коми разработан Порядок организации работ по соз­данию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам насе­ленных пунктов. Согласно указанному Порядку Комитет лесов Республики Коми по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципаль­ных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройст­ва по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организо­вать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при усло­вии оплаты работ по отводу администрациями МО МР.

Согласно информации, представленной Комитетом лесов Республики Коми от 29.11.2011 Комитет лесов Республики Коми не располагает сведениями о действующих границах лесного фонда вокруг населенных пунктов, так как все первичные материалы (кадастровые паспорта), необходимые для регистрации прав собственности на лесные участки, находятся в подведомственных Комитету лесов Республики Коми лесничествах.

Работниками ГУ РК «Пруптское лесничество» совместно с ОНД по Усть-Куломскому району ГУ МЧС РФ по РК, по требованию суда, проведено обследование участков, на которых необходимо осуществить создание противопожарных разрывов и минерализованных полос. Установлено, что данные участки, на которых необходимо обустройство противопожарных разрывов и минерализованных полос, относятся к землям сельского поселения «Зимстан».

Ненадлежащее исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц.

По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами.

По делам, по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона.

Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам.

Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 июля 2012 года.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения «Зимстан» в срок до 01 июля 2012 года совершить следующие действия:

1) в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить противопожарные разрывы от границ застройки до границ лесного участка шириной не менее 15 метров;

2) в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить минерализованную полосу в границах противопожарных разрывов.

На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором – кассационное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий