Дело № 2 - 442/2011 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Маруневич Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 09 декабря 2011 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в сельском поселении «Зимстан» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования. Просил обязать ответчика в срок до 01.07.2012 совершить следующие действия: в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить противопожарные разрывы от границ застройки до границ лесного участка шириной не менее 15 метров и в этих же местах выполнить минерализованные полосы в границах противопожарных разрывов. Глава СП «Зимстан» - руководитель администрации Ракина Н.М. исковые требования признала. Пояснила, что выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности будут устранены в установленные судом сроки. Представитель третьего лица на стороне истца – ГУ РК «Пруптское лесничество» по доверенности Ракина Л.А. исковые требования поддержала. Устранение нарушений требований пожарной безопасности возложено на органы местного самоуправления. Представитель привлеченного в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле государственного органа - Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района ГУ МЧС России по РК инспектор Копылов А.В. суду пояснил, что во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 № ИШ-П4-1111 и распоряжения главного государственного инспектора РФ от 05.03.2011 № 46 в отношении администрации СП «Зимстан» им были проведены мероприятия по надзору в виде проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки № 42 от 7-11 апреля 2011 г., свидетельствующий о нарушениях требований пожарной безопасности в РФ. Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, заключение государственного органа, полагавшего необходимым иск удовлетворить, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Судом установлено, что администрация сельского поселения «Зимстан» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждено выданным Межрайонной ИФНС России № по РК свидетельством о государственной регистрации юридического лица и соответствующими положениями Устава, зарегистрированного в Отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Во исполнение указанного Федерального закона Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03). В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно пункту 15 статьи 69 и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесных массивов должно быть не менее 15 метров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). Судом установлено, что на территории сельского поселения «Зимстан» требования пожарной безопасности не выполняются. В обоснование заявленных требований прокурором представлены акты проверки уполномоченного контрольно-надзорного органа соблюдения администрацией сельского поселения обязательных требований муниципальных правовых актов, требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику. Акт контрольно-надзорного органа является действующим, составленный в отношении данного ответчика, последним не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности, материалы дела не содержат. Согласно актам проверки границ населенных пунктов СП «Зимстан» от 22.11.2011 указанные выше населенные пункты примыкают к лесам муниципального образования СП «Зимстан». Леса лесного фонда ГУ РК «Пруптское лесничество» расположены на удалении от 100 м. до 2 км. от населенных пунктов. Расстояния от границ застройки до границ лесного массива составляют менее 15 метров в следующих местах: в д. Климовск от границ застройки граждан ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО5; в д. Фроловск от границ застройки граждан ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11 и ФИО12; в п. Логинъяг от дворовых построек по <адрес>, по <адрес>. Из пояснений представителя ГУ РК «Пруптское лесничество» и ОНД Усть-Куломского района ГУ МЧС РФ по РК следует, что строениям населенного пункта угрожает реальная опасность от лесных пожаров. В указанных местах необходимо выполнение как противопожарных разрывов шириной не менее 15 м., так и минерализованных полос. Комитетом лесов Республики Коми разработан Порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов. Согласно указанному Порядку Комитет лесов Республики Коми по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципальных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройства по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организовать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при условии оплаты работ по отводу администрациями МО МР. Согласно информации, представленной Комитетом лесов Республики Коми от 29.11.2011 Комитет лесов Республики Коми не располагает сведениями о действующих границах лесного фонда вокруг населенных пунктов, так как все первичные материалы (кадастровые паспорта), необходимые для регистрации прав собственности на лесные участки, находятся в подведомственных Комитету лесов Республики Коми лесничествах. Работниками ГУ РК «Пруптское лесничество» совместно с ОНД по Усть-Куломскому району ГУ МЧС РФ по РК, по требованию суда, проведено обследование участков, на которых необходимо осуществить создание противопожарных разрывов и минерализованных полос. Установлено, что данные участки, на которых необходимо обустройство противопожарных разрывов и минерализованных полос, относятся к землям сельского поселения «Зимстан». Ненадлежащее исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно ч. 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам, по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 июля 2012 года. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Зимстан» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Зимстан» в срок до 01 июля 2012 года совершить следующие действия: 1) в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить противопожарные разрывы от границ застройки до границ лесного участка шириной не менее 15 метров; 2) в п. Логинъяг с северной и восточной стороны, в д. Фроловск с восточной, южной и западной стороны, в д. Климовск с восточной, южной и западной стороны выполнить минерализованную полосу в границах противопожарных разрывов. На решение суда может быть подана кассационная жалоба, а прокурором – кассационное представление, в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий