Дело № 2 - 458/2011 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 12 декабря 2011 года гражданское дело по иску К.Н.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации сельского поселения «Усть-Кулом», муниципальному образованию сельское поселение «Усть-Кулом», администрации муниципального района «Усть-Куломский» и муниципальному образованию муниципальный район «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: К.Н.Н. обратилась в суд с иском в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери к указанным ответчикам. В обоснование иска указала, что она и ее дочь зарегистрированы в <адрес>. Квартира признана не пригодной для проживания, а дом - подлежащим сносу. Просит обязать ответчиков предоставить им по договору социального найма вне очереди благоустроенное применительно к условиям населенного пункта и равнозначного по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах с. Усть-Кулом жилое помещение, пригодное для проживания. Истица К.Н.Н., действующая в своих интересах и в интересах несовершеннолетней дочери ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме, просит иск удовлетворить. Представитель ответчиков - администрации МР «Усть-Куломский» и муниципального образования муниципальный район «Усть-Куломский» по доверенности Кочанов А.Н. считает надлежащим ответчиком по делу администрацию СП «Усть-Кулом». Квартира, в которой зарегистрирована истица и ее дочь в 2008 ФИО2 была передана в муниципальную собственность СП «Усть-Кулом». Заключениями межведомственных комиссий жилое помещение признано непригодным для проживания, а дом - подлежащим сносу. Администрация СП «Усть-Кулом» как исполнительно - распорядительный орган муниципального образования обязана предоставить истцам жилое помещение по договору социального найма. Ответчики - администрация СП «Усть-Кулом» и муниципальное образование сельское поселение «Усть-Кулом», извещенные надлежащим образом о дате и месте рассмотрения дела, участия в судебном заседании не приняли. Администрация СП «Усть-Кулом» просила о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя. Заслушав объяснения и доводы сторон, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Из материалов дела следует, что К.Н.Н. и н/л ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р. зарегистрированы в жилом помещении – <адрес>. Согласно свидетельству о рождении К.Н.Н. является матерью ФИО1. Ранее указанное жилое помещение на основании постановления от 30.06.1998 № главы администрации Усть-Куломского района было предоставлено ФИО2 на состав семьи из 5 человек, в состав которой входила и несовершеннолетняя на тот момент истица. Для вселения в жилое помещение был выдан ордер № на состав семьи из 5 человек. Решением Усть-Куломского районного суда от 25.06.2001 был удовлетворен иск ФИО2 и ФИО2 (родителей истицы) к администрации МО «Усть-Куломский район». На ответчика возложена обязанность произвести капитальный ремонт жилого <адрес>, а истцам и их несовершеннолетним детям К.Н.Н., ФИО4 и ФИО5 предоставить на время проведения капитального ремонта другое жилое помещение. Определением Усть-Куломского районного суда от 10.11.2002 по заявлению ФИО2 об изменении способа исполнения решения суда утверждено мировое соглашение, по условиям которого администрации МО «Усть-Куломский район» обязалась предоставить семье ФИО2 2-комнатную квартиру в <адрес> в <адрес>. Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № главы администрации МО «Усть-<адрес>» семье ФИО2 на 4 человека предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, в виде двухкомнатной квартиры общей площадью 26,6 кв.м. Для вселения в жилое помещение был выдан ордер №, но на вселение 3 членов семьи, в числе которых К.Н.Н. не указана. Поскольку орган местного самоуправления не имел возможности предоставить семье ФИО2 соответствующее социальным нормам жилье, а также учитывая, что в этот период времени истица обучалась по очной форме обучения в Сыктывкарском педагогическом колледже и достигла совершеннолетия, по согласованию с жильцами, квартира была предоставлена только на 3 членов семьи. Истица осталась зарегистрированной по прежнему месту жительства, в установленном законом порядке жильем не была обеспечена и нуждалась в улучшении жилищных условий. Фактически органом местной власти жилое помещение было предоставлено только на 3 человек, поскольку принимая решение о предоставлении жилья общей площадью 26,6 кв.м. семье из 3 или 4 человек, районная администрация уже нарушала социальную норму предоставления жилья, которая в период с 1999 г. по 2007 г. на территории МО «Усть-Куломский район» устанавливалась от 9 до 14 кв.м. жилой (не общей) площади на 1 человека. Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО6, работавшая в 2003 г. в должности ведущего специалиста отдела по жилищным вопросам администрации МО «Усть-Куломский район» и готовившая проект постановления от 08.01.2003 № 11 главы администрации района о предоставлении семье ФИО2 указанного жилого помещения, в полном объеме подтвердила указанные обстоятельства. Договор социального найма с истицей не заключался. Согласно счетам-квитанциям МУП «Север», учредителем которого является администрация СП «Усть-Кулом», на имя нанимателя К.Н.Н. предъявлялись к оплате счета за ряд услуг. Между К.Н.Н. и АСП «Усть-Кулом» фактически сложились договорные отношения. Несмотря на отсутствие договора, фактически жилым помещением истица пользовалась на условиях социального найма. Судом также учитывается то обстоятельство, что передаваемое в социальный наем жилое помещение должно соответствовать установленным законом требованиям. Признание жилого помещения непригодным для проживания, исключало возможность заключения письменного договора социального найма. Согласно справке администрации СП «Усть-Кулом» и информации ОУФМС по Усть-Куломскому району К.Н.Н. и н/л ФИО1 зарегистрированы в указанной квартире. Аналогичные сведения содержатся в материалах похозяйственного учета и домовой книге. Фактически истица временно проживает с несовершеннолетним ребенком по адресу: <адрес>, оплачивая жилищно-коммунальные услуги. Указанная квартира принадлежит родственникам сожителя истицы ФИО7. По сведениям Управления Росреестра по РК истица жилых помещений на праве собственности или ином праве не имеет. Доказательств обладания другими жилыми помещениями на каком-либо праве сторонами не представлено, не добыто таковых и судом. По информации администрации МР «Усть-Куломский» и СП «Усть-Кулом» К.Н.Н. состоит на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях под номером – 31, жильем в установленном законом порядке не обеспечена. По информации Управления судебного департамента по Республике Коми истица в период с 18.07.2008 по 30.03.2010 также состояла на учете как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. С 10.06.2010 по настоящее время истица стоит в очереди на получение субсидии на приобретение жилого помещения. Указанные обстоятельства подтверждают нуждаемость истицы в жилье. Вместе с тем нормы жилищного законодательства не предусматривают состояние граждан на таком учете обязательным условием для предоставления им жилых помещений при условии, что они имели право состоять на учете. Ни из статьи 57 Жилищного кодекса РФ, ни из каких-либо других положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодным для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия, противоречило бы принципам равенства и справедливости. Такой вывод также закреплен в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.03.2009. Судом установлено, что <адрес> РК входит в состав муниципального жилищного фонда МО СП «Усть-Кулом». Квартира как муниципальное имущество МО МР «Усть-Куломский» была передана в муниципальную собственность МО СП «Усть-Кулом» согласно акту приемо-передачи от 24.12.2008. Это имущество принято в казну МО СП «Усть-Кулом» и включено в реестр муниципальной собственности на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № от 02.02.2009. Собственниками имущества решений об исключении его из реестра муниципальной собственности не принималось. Дом и квартира на технический учет в ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» не принимались, кадастровых или технических паспортов на них не оформлялось. Согласно пункту 3 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются, в том числе, проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям. Условия и порядок внеочередного предоставления жилых помещений по договорам социального найма установлены статьей 57 Жилищного кодекса РФ согласно пункту 1 части 2 которой вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат. Статьей 85 Жилищного кодекса РФ к случаям выселения граждан из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, отнесены случаи, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, а жилое помещение признано непригодным для проживания. В силу статей 86 и 87 Жилищного кодекса РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании статьи 89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. Заключением от 21.02.2006 межведомственной комиссии, назначенной постановлением главы МО «Усть-Куломский район» № 263 от 18.04.2005, здание многоквартирного жилого <адрес> признано непригодным для проживания и подлежащим сносу. Заключением от 08.06.2011 межведомственной комиссии, назначенной постановлением руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № 12 от 26.01.2010, помещения <адрес> признаны непригодными для постоянного проживания. Несмотря на представленные заключения и фактическую невозможность сохранения указанных жилого дома и помещения, ни администрацией МР «Усть-Куломский» (до 24.12.2008), ни администрацией СП «Усть-Кулом» (после 24.12.2008) в нарушение п. 49 Положения «О признании жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 решений о сносе дома, о проведении капитального ремонта или других ремонтно-восстановительных, либо мер по расселению жильцов в связи с признанием дома непригодным для проживания и подлежащим сносу, не принималось. В связи с непригодностью занимаемого жилого помещения, иное жилье истице и ее несовершеннолетней дочери не предоставлялось. Вместе с тем, судом установлено, что проживание людей в указанном доме и жилом помещении представляют опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. При таких обстоятельствах предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия решения органа местного самоуправления о планах и сроках сноса дома. Суд вправе обязать орган местного самоуправления незамедлительно предоставить гражданам другие благоустроенные жилые помещения во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 Жилищного кодекса РФ, учитывая и то, что в соответствии с частью 2 ст. 15 Жилищного кодекса РФ помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам не может быть отнесено к категории жилых. Такие же выводы содержатся в Постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 16.09.2009. Согласно Положению «О признании жилого помещения непригодным для проживания», утв. Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 N 47 в случае признания жилого дома (помещения) непригодным для проживания по причине аварийного состояния либо вредоносных факторов среды обитания, представляющих опасность для жизни и здоровья граждан, орган местного самоуправления выносит предписание о незамедлительном выселении граждан, чего в данном случае органами местного самоуправления сделано не было. В этом случае гражданам должно быть предоставлено другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма соответствующее требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ. Такие же выводы нашли отражение в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.11.2009. Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей ФИО8 – начальник государственной жилищной инспекции Усть-Куломского района и ФИО9 – начальник отдела Управления Роспотребнадзора по РК подтвердили, что проживание людей в указанных доме и жилом помещении представляет опасность для их жизни и здоровья по причине аварийного состояния. Ответчиками в судебном заседании не приведено доводов о том, что указанный многоквартирный дом или его жилые помещения планируется ремонтировать или реконструировать для приведения в пригодное для проживания состояние. Согласно акту технического обмера жилого помещения - <адрес>, проведенного по поручению суда начальником производственного участка ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» ФИО10 с приложенной экспликацией, общая площадь квартиры составляет – 51,4 кв.м., жилая площадь – 26,2 кв.м. Исследованные в судебном заседании доказательства позволяют суду сделать вывод об удовлетворении заявленных исковых требований о предоставлении жилого помещения. При этом обязанность по предоставлению жилого помещения следует возложить на администрацию МО СП «Усть-Кулом», по следующим основаниям. В силу пунктов 1, 5, 8 и 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса РФ учет муниципального жилищного фонда, предоставление по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда, контроль за сохранностью и соответствием жилых помещений установленным законом требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания относится к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений. Согласно ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения отнесены обеспечение граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством. Аналогичное положение закреплено в пункте 6 статьи 9 Устава МО СП «Усть-Кулом». Актом приемо-передачи от 24.12.2008 объекты жилищного фонда, в том числе <адрес>, передана из МО МР «Усть-Куломский» в собственность МО СП «Усть-Кулом», принята в казну и включена в реестр муниципальной собственности на основании постановления руководителя администрации СП «Усть-Кулом» № от 02.02.2009. Поэтому возлагать требуемую истцами обязанность на МО МР «Усть-Куломский» и АМР «Усть-Куломский» оснований не имеется. Согласно ст. 24 Устава МО СП «Усть-Кулом» в структуру органов поселения входит администрация СП «Усть-Кулом». Согласно ст. 39 Устава и Положению об администрации СП «Усть-Кулом» администрация является постоянно действующим исполнительно-распорядительным органом МО СП «Усть-Кулом», наделенным полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрация поселения является самостоятельным юридическим лицом и муниципальным учреждением. Согласно п. 2 Положения об администрации СП «Усть-Кулом» одной из основных задач деятельности администрации является управление муниципальной собственностью и финансами. В силу статей 3 и 5 Положения об управлении и распоряжении муниципальной собственностью МО СП «Усть-Кулом», утв. Решением Совета СП «Усть-Кулом» № I-22-107 от ДД.ММ.ГГГГ (в ред. Решения Совета СП «Усть-Кулом» № II-19-151 от ДД.ММ.ГГГГ) от имени МО СП «Усть-Кулом» права собственника, в части распоряжения недвижимым имуществом, передачи объектов муниципальной собственности в пользование и заключении договоров, осуществления иных полномочий по управлению и распоряжению имуществом, осуществляет администрация СП «Усть-Кулом». Вышеприведенные положения не содержат условий о согласовании администрацией с кем-либо своих действий при принятии решений о предоставлении жилья гражданам по договорам социального найма, и такое решение администрацией СП «Усть-Кулом» принимается самостоятельно. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, РЕШИЛ: Иск К.Н.Н. в своих интересах и в интересах несовершеннолетней ФИО1 к администрации сельского поселения «Усть-Кулом», муниципальному образованию сельское поселение «Усть-Кулом», администрации муниципального района «Усть-Куломский» и муниципальному образованию муниципальный район «Усть-Куломский» о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма удовлетворить в части. Обязать администрацию муниципального образования сельское поселение «Усть-Кулом» предоставить К.Н.Н. и несовершеннолетней ФИО1 вне очереди благоустроенное, применительно к условиям населенного пункта – села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, общей площадью не менее 51,4 кв.м., жилой площадью не менее 26,2 кв.м., соответствующее установленным санитарным и техническим требованиям, правилам и нормам, и находящееся в границах населенного пункта – села Усть-Кулом Усть-Куломского района Республики Коми, жилое помещение по договору социального найма. В иске к остальным ответчикам отказать. Взыскать с администрации СП «Усть-Кулом» в пользу К.Н.Н. расходы по оплате государственной пошлины в размере 200 (двести) рублей. Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий