Решение суда об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности включить периоды работы в специальный медицинский стаж и назначить досрочно трудовую пенсию.



Дело № 2 - 433/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Попова В.В.,

при секретаре Фоминой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 16 декабря 2011 года дело по иску Морохиной С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности включить периоды работы в специальный медицинский стаж и назначить досрочно трудовую пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Морохина С.В. обратилась в суд с иском к ГУ – УПФР в Усть-Куломском районе РК о признании необоснованным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить периоды педагогической работы в должности воспитателя в специальный медицинский стаж и назначить досрочно трудовую пенсию со дня обращения за ней 01.12.2010. В обоснование иска указала, что имеет специальный медицинский стаж. Кроме этого, согласно трудовой книжке и документам работодателя в период с 10.08.1981 по 01.07.1994 она работала в должности воспитателя детского сада ясельной группы. Однако фактически в это время выполняла функции медицинской сестры. После ее обращения 01.12.2010 в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении пенсии, в медицинский стаж не были включены периоды работы воспитателем, поскольку по ныне действующему законодательству такое суммирование стажей не предусмотрено.

В судебном заседании истица Морохина С.В. уточнила исковые требования. Несмотря на то что в спорный период она фактически выполняла функции медицинской сестры, она не оспаривает, что официально работала в должности воспитателя. Указанный спорный период включен в специальный стаж педагогической деятельности в учреждениях для детей. Применяя нормы пенсионного права советского времени, просила засчитать периоды работы в должности воспитателя в специальный медицинский стаж путем суммирования стажей. Требования о признании решения пенсионного органа необоснованным и о возложении обязанности досрочно назначить трудовую пенсию просит удовлетворить.

Представитель истицы по ордеру адвокат Попова В.А. заявленные требования поддержала, доводы в их обоснование подтвердила, просит иск удовлетворить.

Представитель ответчика ГУ-УПФР в Усть-Куломском районе РК по доверенности Медведева И.А. иск не признала. Пояснила, что действительно до 01.10.1993 пенсионное законодательство СССР позволяло суммировать педагогический и медицинский стаж работы, но при условии, что если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 приходится на работу в организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию. Поэтому при назначении досрочно трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» обязательным условием является наличие 2/3 стажа медицинской деятельности истицы, то есть 16 лет 08 месяцев. Однако на момент обращения истицы в пенсионный орган ее специальный медицинский стаж составлял 15 лет 02 месяца 24 дня.

Заслушав доводы сторон и представителей, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению.

Судом установлено, что Морохина С.В. (Антоновская С.В. - до заключения брака ДД.ММ.ГГГГ с ФИО1) после окончания ДД.ММ.ГГГГ Сыктывкарского медицинского училища с ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в Носимский лесопункт Усть-Куломского леспромхоза на должность воспитателя детского сада ясельной группы. С этой же даты истица переведена в Деревянский лесопункт на такую же должность. С 01.02.1993 истица уволена с переводом в детский сад Деревянского сельского совета на такую же должность. С 01.07.1994 истица была уволена на основании ст. 33 п. 1 КЗоТ РФ (по сокращению численности штата). Далее, 24.04.1996 истица принята на работу в Деревянскую участковую больницу МУ «Усть-Куломская ЦРБ» на должность палатной медсестры, а 25.04.2003 истица переведена на должность заведующей-медсестры Деревянского ФАП, где работает по настоящее время.

Таким образом, истица имеет специальный стаж, связанный с педагогической деятельностью, и специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью по охране здоровья населения. Согласно справкам МУ «Усть-Куломская ЦРБ» об уточнении периодов работы, необходимых для назначения трудовой пенсии по старости, а также записям в трудовой книжке, приказам учреждения и документам пенсионного органа, педагогический стаж истицы (с учетом льготного исчисления) на 01.12.2010 составляет 12 лет 10 месяцев 10 дней, а стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности (с учетом льготного исчисления) на 01.12.2010 – 15 лет 02 месяца 24 дня.

Согласно подпунктам 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста и лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, независимо от их возраста.

В спорный период работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых давала право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности воспитателя ясельной группы в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах. Данный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений. Указанное Постановление Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 утратило силу с 1 октября 1993 года.

В соответствии с Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечня учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утв. Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.

Согласно пункту 1.2. Инструктивного письма Министерства социального обеспечения РСФСР от 30 июня 1986 г. N 1-63-И "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" пенсии за выслугу лет назначаются при условии, если не менее 2/3 требуемого стажа, то есть не менее 16 лет 8 месяцев - для работников просвещения и работников здравоохранения в сельской местности и поселках городского типа (рабочих поселках) приходится на работу, предусмотренную Перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к Постановлению СМ СССР от 17.12.1959 N 1397).

Согласно п. 4.1 Инструктивного письма при исчислении стажа для назначения пенсий за выслугу лет допускается суммирование времени работы в должностях, предусмотренных разделами I и II Перечня (раздел I - учителя и другие работники просвещения, раздел II - врачи и другие медицинские работники). В этом случае пенсия назначается по выбору заявителя либо как работнику просвещения, либо как работнику здравоохранения. Продолжительность стажа, требуемого для назначения пенсии, определяется в зависимости от того, по какой должности взят заработок для ее исчисления.

Положения части 2 статьи 6, части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статей 18, 19 и части 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 N 8-П и Определение от 05.11.2002 N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Таким образом, действовавшее в период работы истца в должности воспитателя ясельной группы пенсионное законодательство предусматривало возможность включения указанного стажа в специальный стаж, связанный с лечебной деятельностью.

Вместе с тем, обязательное условие выработки истицей не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев), требуемого для назначения пенсии в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, в учреждениях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, не соблюдено. Согласно представленным документам стаж лечебной деятельности по охране здоровья населения в сельской местности (с учетом льготного исчисления) на момент обращения истицы в пенсионный орган 01.12.2010 составлял 15 лет 02 месяца 24 дня. На момент 01.12.2011 с учетом исследованных документов указанный стаж составляет 16 лет 02 месяца 24 дня. На момент рассмотрения дела судом необходимый стаж истицей также не выработан. Соответственно у истицы право на досрочное назначение трудовой пенсии не возникло.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В иске Морохиной С.В. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми об оспаривании решения пенсионного органа, возложении обязанности включить периоды работы в специальный медицинский стаж и назначить досрочно трудовую пенсию отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Усть-Куломский районный суд.

Председательствующий