Решение суда о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии, о включении в трудовой стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии.



Дело № 2-469/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе

председательствующего судьи С.А. Ефремова,

при секретаре Л.И. Першиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом

22 декабря 2011 года дело по иску Порошкиной О.В. к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии, о включении в трудовой стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии,

установил:

Порошкина О.В. в судебном порядке оспорила законность решения пенсионного органа об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по причине отсутствия требуемого стажа.

По утверждению истицы пенсионный орган при подсчете специального стажа необоснованно исключил время ее работы с 18.07.1983 по 01.02.1993 в ведомственном детском саду-яслях в должности старшей медицинской сестры.

Специалист-эксперт отдела назначения, перерасчета, выплаты пенсий и оценки пенсионных прав застрахованных лиц управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми Сорокина М.Н. иск не признала, утверждая, что период работы в должности старшей медицинской сестры в ведомственном детском дошкольном учреждении не может быть включен в льготный стаж, поскольку такие учреждения не предусмотрены Перечнем и Списками, в соответствии с которыми назначается досрочная трудовая пенсия лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения.

Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа, и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Порошкина О.В. 27.05.2011 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Решением пенсионного органа от 03 июня 2011 года Порошкиной О.В. отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по мотивам недостаточности стажа профессиональной деятельности.

По расчетам пенсионного органа стаж лечебной деятельности по охране здоровья в сельской местности Порошкиной О.В. составлял 17 лет 08 месяцев 15 дней (с учетом льготного исчисления). В стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не были включены периоды работы истицы в должности старшей медсестры ведомственного детского сада-яслей.

В трудовой книжке АТ-II к спорному периоду времени относятся следующие записи:

. 18.07.1983. Принята в Озъягский лесопункт старшей медсестрой детского сада-ясли с 18 июля 1983 года. Приказ -к от 14.07.1983 .

. 01.02.1993. Уволена с работы по ст. 29 п. 5 КЗоТ РФ в связи с переводом в Усть-Куломскую ЦРБ. Приказ /к от 01.02.1993 .

Порошкина О.В., окончившая полный курс Воркутинского медицинского училища Министерства здравоохранения Коми АССР по специальности медицинская сестра детских учреждений, была принята в соответствии с присвоенной квалификацией на постоянную работу в должности старшей медицинской сестры детского ясли-сада, не наделенного правами юридического лица, относящегося к Озъягскому лесопункту Усть-Куломского леспромхоза объединения «Комилеспром».

Порошкина О.В. выполняла работу, по условиям и характеру аналогичную трудовым функциям медицинской сестры государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.

Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства" утвержден Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, который предусматривал включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности медицинской сестры (независимо от наименования должности) в детских яслях, детских садах, объединенных яслях-садах.

В отличие от действующего в настоящее время Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 и действовавших ранее: Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 д, Постановления Совета Министров Российской Федерации от 6 сентября 1991 года N 464, названный Перечень относил ясли-сады к списку лечебно-профилактических учреждений, учреждений охраны материнства и детства, санитарно-профилактических учреждений.

С 1 октября 1993 года было введено в действие Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 953, нормы которого исключали возможность применения на территории Российской Федерации с этой даты Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.

В соответствии с разъяснениями пункта 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20.12.2005 N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших между пенсионными органами и гражданами по вопросу включения в специальный стаж (стаж педагогической, лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, а также творческой деятельности) периодов работы в учреждениях, не являвшихся государственными либо муниципальными (подпункты 10 - 12 пункта 1 статьи 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), следует иметь в виду, что ранее действовавший Закон Российской Федерации от 29 ноября 1990 года N 340-I "О государственных пенсиях в Российской Федерации" не содержал требования о том, чтобы педагогическая, лечебная, творческая деятельность осуществлялась лишь в государственных или муниципальных учреждениях, назначение такой пенсии гарантировалось на равных основаниях работникам, занятым в учреждениях (организациях) здравоохранения, общеобразовательных школах и других учреждениях для детей, на сцене в театрах и театрально-зрелищных организациях и коллективах, независимо от их ведомственной подчиненности и формы собственности.

По смыслу статей 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 35 (часть 1), 37 (части 1 и 3), 39 (части 1 и 2) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации форма собственности, как таковая, не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях для детей, учреждениях здравоохранения, театрах или театрально-зрелищных организациях в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям.

С учетом изложенного, доводы Порошкиной О.В. о включении в специальный стаж периода ее трудовой деятельности до 1 февраля 1993 года в должности старшей медицинской сестры в детском саду-яслях Усть-Куломского леспромхоза следует признать обоснованными.

Согласно расчетам с применением программного комплекса, используемого пенсионным органом, на момент обращения за назначением трудовой пенсии при зачете спорного периода специальный стаж составит 27 лет 8 месяцев 8 дней. Таким образом, обоснованно и требование о досрочном назначении трудовой пенсии.

Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Порошкиной О.В. к государственному учреждению - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми о признании незаконным решения пенсионного органа об отказе в назначении трудовой пенсии, о включении в трудовой стаж периодов работы и досрочном назначении трудовой пенсии удовлетворить в полном объеме.

Признать решение пенсионного органа от 03 июня 2011 года об отказе Порошкиной О.В. в досрочном назначении трудовой пенсии по старости необоснованным.

Обязать государственное учреждение - управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе Республики Коми включить в специальный стаж, то есть в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, периоды работы Порошкиной О.В. в должности старшей медицинской сестры детского сада-яслей Озъягского лесопункта Усть-Куломского леспромхоза объединения «Комилеспром» с 18.07.1983 по 01.02.1993 и досрочно назначить трудовую пенсию по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года № 173 – ФЗ, со дня обращения за ней – 27 мая 2011 года.

Взыскать с ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Усть-Куломском районе в пользу Порошкиной О.В. возмещение расходов по государственной пошлине в сумме 200 рублей.

На решение суда сторонами может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий