Дело № 2 - 443/2011 Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Попова В.В., при секретаре Фоминой Т.В., с участием прокурора Скворцова А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 20 декабря 2011 года дело по иску прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Помоздино» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, УСТАНОВИЛ: Прокурор Усть-Куломского района РК обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Помоздино» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности. В обоснование требований указал, что проведенной проверкой в сельском поселении «Помоздино» выявлены нарушения требований законодательства о пожарной безопасности, чем нарушены права неопределенного круга лиц на охрану жизни и здоровья. Просит устранить выявленные в ходе проверки нарушения требований пожарной безопасности. Участвующий в деле прокурор в судебном заседании уточнил заявленные требования. Просил обязать ответчика в срок до 01.07.2012 совершить следующие действия: в местечке «Питомник» д. Выльгорт с правой стороны от дороги «Помоздино-Вольдино» от домов 2 «б», 3, 7, 11, 15, 19 и 35 по ул. Молодежной выполнить противопожарный разрыв от границ застройки до границы лесного массива шириной не менее 15 метров и минерализованную полосу в границах противопожарного разрыва; построить в д. Кырныша, д. Модлапов и д. Выльгорт дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения исходя из требуемых нормативов; приобрести в целях использования в д. Кырныша, д. Модлапов и д. Выльгорт по одной переносной пожарной мотопомпе в каждом населенном пункте. От иска в части выполнения противопожарных разрывов и минерализованной полосы в д. Модлапов и д. Кырныша, отказался. Определением суда производство по делу прекращено в соответствующей части. Глава СП «Помоздино» - руководитель администрации Ужицкий А.И. с иском согласен в части. Не согласен с требованием об обустройстве в мест. Питомник д. Выльгорт с правой стороны от дороги «Помоздино-Вольдино» противопожарного разрыва и минерализованной полосы, поскольку лесной участок, примыкающий к границам застройки, не считает лесным массивом. Плана застройки СП «Помоздино» пока не принято. Этот участок леса к лесопарковой зоне не отнесен. В приобретении мотопомп нет необходимости, поскольку в с. Помоздино расположена пожарная часть, деятельность которой охватывает указанные выше населенные пункты. На постройку наружных источников противопожарного водоснабжения в бюджете поселения нет средств. Представитель третьего лица на стороне истца – ГУ РК «Помоздинское лесничество» по доверенности Ефремов А.А. уточненные исковые требования поддержал. Устранение нарушений требований пожарной безопасности возложены на органы местного самоуправления. В д. Выльгорт мест. «Питомник» справа от дороги «Помоздино-Вольдино» необходимо обустройство противопожарного разрыва и минерализованной полосы, поскольку непосредственно к границам застройки населенного пункта примыкает именно лесной массив, который представляет опасность при лесном пожаре. Этот лесной участок находится в границах МО СП «Помоздино», и его можно отнести к лесному массиву. Лесопарковой зоной этот участок не является, к таковым не отнесен. Администрация СП «Помоздино» обязана выполнить заявленные прокурором противопожарные мероприятия, невыполнение которых, в случае лесного пожара, создает опасность жизни и здоровью людей. Представитель привлеченного в порядке ст. 47 ГПК РФ к участию в деле государственного органа - Отдела надзорной деятельности Усть-Куломского района ГУ МЧС России по РК заместитель начальника Лужечков А.А. суду пояснил, что во исполнение поручения первого заместителя Председателя Правительства РФ от 25.02.2011 № ИШ-П4-1111 и распоряжения главного государственного инспектора РФ от 05.03.2011 № 46 в отношении администрации СП «Помоздино» были проведены мероприятия по надзору в виде проверки соблюдения обязательных требований пожарной безопасности. По результатам проверки составлен акт проверки № от 6-12 апреля 2011 г., свидетельствующий о нарушениях требований пожарной безопасности в РФ. В д. Выльгорт мест. «Питомник» справа от дороги «Помоздино-Вольдино» необходимо обустройство противопожарного разрыва и минерализованной полосы, поскольку непосредственно к границам застройки населенного пункта примыкает лесной массив, представляющий опасность при лесном пожаре. Этот лесной участок находится в границах МО СП «Помоздино», к лесопарковой зоне не отнесен. Правила пожарной безопасности содержат нормы о необходимости снабжения населенных пунктов мотопомпами, и не ставят это в зависимость от расположения пожарных подразделений поблизости в другом населенном пункте. Отсутствие финансовых средств в бюджете поселения, не освобождает местные власти об обязанности соблюдать правила пожарной безопасности. Дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения должны быть построены исходя из требуемых нормативов. Администрация СП «Помоздино» обязана выполнить заявленные прокурором противопожарные мероприятия, невыполнение которых, в случае лесного пожара, создает опасность жизни и здоровью людей. Заслушав доводы сторон, представителя третьего лица, заключение государственного органа, полагавшего необходимым иск удовлетворить, заключение прокурора, полагавшего необходимым иск удовлетворить, исследовав письменные материалы дела и доказательства, суд приходит к следующему мнению. Судом установлено, что администрация сельского поселения «Помоздино» является самостоятельным юридическим лицом, что подтверждено выданным Межрайонной ИФНС России № 7 по РК свидетельством о государственной регистрации юридического лица и соответствующими положениями Устава, зарегистрированного в Отделе международной правовой помощи, юридической экспертизы и федерального регистра нормативных правовых актов Республики Коми. Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. В силу статьи 37 Федерального закона «О пожарной безопасности» юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности. Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. На основании подпункта 9 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения. В соответствии с частью 2 статьи 18 указанного Федерального закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов. Согласно части 1 статьи 37 указанного Федерального закона местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения пожарной безопасности, отношения между учреждениями, организациями и иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, между общественными объединениями, должностными лицами и гражданами определяются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности". В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся: создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах; создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях; оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем; включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений; оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения; установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности. Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления. Согласно статье 21 Федерального закона «О пожарной безопасности» меры пожарной безопасности разрабатываются в соответствии с законодательством РФ по пожарной безопасности, а также на основе опыта борьбы с пожарами, оценки пожарной опасности веществ, материалов, технологических процессов, изделий, конструкций, зданий и сооружений. Меры пожарной безопасности для населенных пунктов и территорий административных образований разрабатываются и реализуются соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления. Во исполнение указанного Федерального закона Приказом от 18.06.2003 N 313 Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий введены в действие Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03). Данные Правила устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности (п. 10 ППБ 01-03). В соответствии с п. 112 Правил пожарной безопасности в РФ для населенных пунктов, расположенных в лесных массивах, органами местного самоуправления должны быть разработаны и выполнены мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных и торфяных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных насаждений, удаление в летний период сухой растительности и другие). Согласно пункту 15 статьи 69 и пункту 1 статьи 75 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» противопожарные расстояния от границ застройки городских и сельских поселений с одно-, двухэтажной индивидуальной застройкой, от хозяйственных и жилых строений на территории садового, дачного и приусадебного земельного участка до лесных массивов должно быть не менее 15 метров. Меры противопожарного обустройства лесов включают в себя, в том числе, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализованных полос (п. 3 ч. 2 ст. 53.1 Лесного кодекса Российской Федерации). В силу статьи 62 указанного Федерального закона здания, сооружения и строения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров. У водоемов (водоисточников), а также по направлению движения к ним должны быть установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий). Ни них должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (п. 90 ППБ 01-03). Пункт 94 ППБ 01-03 предусматривает, что при наличии на территории объекта или вблизи его (в радиусе 200 м) естественных или искусственных водоисточников (реки, озера, бассейны, градирни и т.п.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 х 12 м для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года. Поддержание в постоянной готовности искусственных водоемов, подъездов к водоисточникам и водозаборных устройств возлагается в населенных пунктах - на органы местного самоуправления. Сельские населенные пункты, садоводческие товарищества и дачно-строительные кооперативы должны быть оборудованы мотопомпами (п. 31 ППБ 01-03), с количеством усадеб (участков) не более 300 – переносной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) от 300 до 1000 – прицепной пожарной мотопомпой, с количеством усадеб (участков) свыше 1000 – прицепными пожарными мотопомпами не менее двух. Судом установлено, что на территории сельского поселения «Помоздино» требования пожарной безопасности не выполняются. В обоснование заявленных требований прокурором представлены акты проверки уполномоченного контрольно-надзорного органа соблюдения администрацией сельского поселения обязательных требований муниципальных правовых актов, требований пожарной безопасности, а также предписания об устранении выявленных нарушений, выданные ответчику. Акт контрольно-надзорного органа является действующим, составленный в отношении данного ответчика, последним не оспорен, доказательств несоответствия положений акта проверки действительности, материалы дела не содержат. Комитетом лесов Республики Коми разработан Порядок организации работ по созданию противопожарных разрывов на лесных участках, примыкающих к границам населенных пунктов. Согласно указанному Порядку Комитет лесов Республики Коми по проверенным перечням населенных пунктов муниципальных образований муниципальных районов, с указанием линейных параметров объектов противопожарного обустройства по каждому населенному пункту, дает указание руководителям лесничеств организовать отвод лесных участков для разрубки просек и противопожарных разрывов, при условии оплаты работ по отводу администрациями МО МР. Согласно информации, представленной Комитетом лесов Республики Коми от 29.11.2011 Комитет лесов Республики Коми не располагает сведениями о действующих границах лесного фонда вокруг населенных пунктов, так как все первичные материалы (кадастровые паспорта), необходимые для регистрации прав собственности на лесные участки, находятся в подведомственных Комитету лесов Республики Коми лесничествах. Работниками ГУ РК «Помоздинское лесничество» совместно с ОНД по Усть-Куломскому району, по требованию суда, проведено обследование участков, на которых необходимо осуществить создание противопожарных разрывов и минерализованных полос. Согласно акту осмотра примыкания лесного массива к границам населенных пунктов сельского поселения «Помоздино» от 30.11.2011 к лесам, принадлежащим СП «Помоздино» примыкает только д. Выльгорт, в том числе местечко «Питомник» этой деревни, остальные деревни примыкают к лесам государственного лесного фонда Помоздинского участкового лесничества. В д. Выльгорт непосредственная опасность от лесного пожара угрожает жилым домам по ул. Молодежная - 2 «б», 3, 7, 11, 15, 19 и 35, расположенных с правой стороны от дороги «Помоздино – Вольдино». Расстояние от границ указанных построек до стены леса составляет от 1 до 10 м. В указанных местах необходимо выполнение противопожарных разрывов шириной не менее 15 м. и минерализованных полос в границах противопожарного разрыва. Поэтому ранее заявленные доводы о том, что леса отстоят на значительном удалении от населенных пунктов (от 100 м.), не нашли своего подтверждения и опровергнуты представленными доказательствами. Доводы представителя ответчика о том, что лесной участок, на котором необходимо выполнение противопожарного разрыва не относится к лесному массиву, суд находит необоснованными. Под лесным массивом следует понимать целостную территорию леса, включающую лесные и нелесные земли, имеющую естественные границы. Проведенными работниками надзорного органа и контролирующего учреждения, по требованию суда, проверками установлено, что участок леса, расположенный в местечке «Питомник» д. Выльгорт с правой стороны от дороги «Помоздино-Вольдино» отвечает приведенной формулировке. В соответствии со ст. 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» на территориях поселений должны быть источники наружного или внутреннего противопожарного водоснабжения. Допускается предусматривать в качестве источников наружного противопожарного водоснабжения природные или искусственные водоемы: - в поселениях с количеством жителей до 5000 человек; - в отдельно стоящих общественных зданиях объемом до 1000 куб. м., расположенных в поселениях, не имеющих кольцевого противопожарного водопровода; - в производственных зданиях с производствами категорий «В», «Г» и «Д» по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности при расходе воды на наружное пожаротушение 10 л. в секунду. Допускается не предусматривать водоснабжение для наружного пожаротушения: - в поселениях с количеством жителей до 50 человек при застройке зданиями высотой до 2 этажей; - в отдельно стоящих, расположенных вне поселений организациях общественного питания при объеме зданий до 1000 куб. м. и организациях торговли при площади до 150 кв. м.; - общественных зданиях I, II, III и IV степеней огнестойкости объемом до 250 куб. м., расположенных в поселениях; - производственных зданиях I и II степеней огнестойкости объемом до 1000 куб. м. категории «Д» по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности. Продолжительность тушения пожара принимается из расчета на 3 часа. (п. 6.3 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности»). В силу п. 5.1 СП 8.13130.2009 при числе жителей в поселении не более 1000 человек необходимо 54000 л. воды на наружное пожаротушение (5 л/с*3 часа=54000 л. воды или 54 м/3). При числе жителей в поселении более 1000 человек необходимо 108000 л. воды на наружное пожаротушение (10 л/с*3 часа=108000 л. воды или 108 м/3). Согласно п. 9.10 СП 8.13130.2009 количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50 % объема воды на пожаротушение. Расстояние между пожарными резервуарами или искусственными водоемами следует принимать согласно п. 9.11 СП 8.13130.2009. При этом подача воды на тушение пожара должна обеспечиваться из двух соседних резервуаров или водоемов. Пункт 9.11 также предусматривает, что пожарные резервуары или искусственные водоемы надлежит размещать из условия обслуживания ими зданий, находящихся в радиусе: - при наличии автонасосов - 200 м; при наличии мотопомп - 100-150 м. в зависимости от технических возможностей мотопомп. Согласно данным требованиям количество водоисточников для населенного пункта рассчитывается исходя из места их расположения, но не более чем через 400 м. друг от друга ( 200 м. радиус обслуживания одного водоисточника и 200 м. радиус обслуживания другого). Судом установлено, что в д. Кырныша вообще нет источников противопожарного водоснабжения при численности населения 120 человек, протяженностью деревни 1 км. х 300 м., в д. Модлапов – один источник противопожарного водоснабжения при численности населения 155 человек, протяженностью деревни 1 км. х 300 м., в д. Выльгорт – семь источников противопожарного водоснабжения при численности населения 600 человек, протяженностью деревни 2 км. х 1 км. Указанное количество пожарных водоемов является недостаточным. Нормативные требования к их обустройству не соблюдены. Обустройство необходимого их количества в каждом населенном пункте определяется органом местного самоуправления с учетом расположения объектов, их социальной значимости, обязательных нормативов и требований и т.д. Поэтому, возлагая на ответчика общую обязанность построить источники противопожарного водоснабжения, суд не находит возможным, определить точное их количество. Указанные прокурором населенные пункты не оборудованы переносными мотопомпами. Суд не находит законных оснований согласится с доводами представителя ответчика о том, что в их приобретении нет необходимости в связи с расположением в с. Помоздино пожарной части, деятельность которой охватывает указанные выше населенные пункты. Действующими ППБ 01-03 необходимость снабжения населенных пунктов мотопомпами не ставится в зависимость от расположения пожарных подразделений в непосредственной близости от других сел и деревень. Отсутствие финансовых средств в бюджете поселения, также не освобождает местные власти об обязанности соблюдать правила пожарной безопасности. Ненадлежащее исполнение возложенных на органы местного самоуправления обязательств в части обеспечения первичных мер пожарной безопасности исключает возможность своевременной ликвидации возгорания, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного круга лиц. По мнению суда, прокурором правильно избран способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц. Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. В соответствии с пунктом 4 статьи 27 и пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение. Кроме того, в силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении N 4-П от 14.02.2002 прокурор, обращаясь с заявлением в суд в интересах другого лица, действует как должностное лицо прокуратуры Российской Федерации и не является субъектом спорных материальных правоотношений, но в качестве лица, участвующего в деле, он пользуется соответствующими процессуальными правами. По делам по заявлениям, поданным в интересах неопределенного круга лиц, прокурор выступает представителем данного круга физических лиц в силу закона. Таким образом, обращаясь в суд с заявлением к администрации сельского поселения о понуждении к совершению определенных действий и обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности, прокурор действует в защиту гарантированных Конституцией Российской Федерации прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законодательством, для предупреждения причинения вреда жизни и здоровью таким лицам. Исследовав и оценив представленные доказательства, учитывая, что ответчиком не представлено в судебном заседании достаточных доказательств устранения выявленных нарушений, суд находит требования прокурора подлежащими удовлетворению, с установлением в соответствии со статьей 206 ГПК РФ срока для исполнения решения суда до 01 июля 2012 года. Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Иск прокурора Усть-Куломского района Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Помоздино» об обязании устранить нарушения правил пожарной безопасности удовлетворить. Обязать администрацию сельского поселения «Помоздино» в срок до 01 июля 2012 года совершить следующие действия: 1) в местечке «Питомник» д. Выльгорт с правой стороны от дороги «Помоздино-Вольдино» от домов 2 «б», 3, 7, 11, 15, 19 и 35 по ул. Молодежной выполнить противопожарный разрыв от границ застройки до границы лесного массива шириной не менее 15 метров; 2) в местечке «Питомник» д. Выльгорт с правой стороны от дороги «Помоздино-Вольдино» от домов 2 «б», 3, 7, 11, 15, 19 и 35 по ул. Молодежной выполнить минерализованную полосу в границах противопожарного разрыва; 3) в д. Кырныша, д. Модлапов и д. Выльгорт построить дополнительные источники наружного противопожарного водоснабжения согласно нормативам, предусмотренным действующим законодательством; 5) приобрести в целях использования в д. Кырныша, д. Модлапов и д. Выльгорт по 1 переносной пожарной мотопомпе для каждого населенного пункта; На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором – кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми в течение десяти дней со дня принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы или представления через Усть-Куломский районный суд. Председательствующий