Дело № 2-479/2011 РЕШЕНИЕ Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи С.А.Ефремова, при секретаре Л.И.Першиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 28 декабря 2011 года дело по иску Тимушева А.Н. и Тимушевой Т.И. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании права на улучшение жилищных условий, об оспаривании решения органа местного самоуправления и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, установил: Супруги Тимушев А.Н. и Тимушева Т.И., считая незаконным отказ районной администрации в постановке их семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий, обратились в суд с иском о признании права на улучшение жилищных условий и принятии на соответствующий учет. Представитель муниципального района Кочанов А.Н. иск не признал, утверждая, что истцам отказано в постановке на учет, поскольку представленные документы не подтверждают их право на получение социальных выплат. Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулирует Закон Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ “О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья”. К категориям граждан Российской Федерации, зарегистрированных в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми, имеющих право на получение таких социальных выплат, закон относит и молодые семьи. Тимушев А.Н. и Тимушева Т.И. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ. От брака имеют дочь ФИО3, рождения ДД.ММ.ГГГГ. По утверждению истцов, семья снимает жилье в частном доме, но каждый из супругов сохраняет регистрацию по месту жительства своих родителей. 12.09.2011 Тимушев А.Н. в установленном порядке подал заявление о принятии молодой семьи на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. Следуя рекомендациям сотрудника, ответственного за прием документов, Тимушев А.Н. указал в заявлении адрес своих родителей: <адрес>, а также сведения о жилом доме № 4 по ул. <адрес>, принадлежащем на праве собственности родителям Тимушевой Т.И. При этом он объяснил, что по указанным адресам супруги не проживают, а снимают жилье в частном доме. По договору социального найма № от 28.01.2010 двухкомнатная муниципальная квартира общей площадью 54,1 кв. метров передана в бессрочное владение и пользование нанимателю ФИО1 и членам ее семьи из 9 человек, включая сына Тимушева А.Н.. Проверив условия проживания граждан в квартире №, районная комиссия пришла к выводу, что на каждого члена семьи приходится менее учетной нормы, составляющей 11 кв. метров. Однако в отношении молодой семьи, претендующей на социальные выплаты, комиссия выдала рекомендации об отказе в постановке на учет, поскольку Тимушева Т.И. имеет регистрацию в родительском доме, где на каждого из зарегистрированных граждан приходится по 14,3 кв. метров общей площади дома, составляющей 86 кв. метров. В соответствии с рекомендациями комиссии заместителем руководителя администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 16.09.2011 № вынесено постановление об отказе Тимушеву А.Н. в принятии семьи из трех человек на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в связи с обеспеченностью жилым помещением общей площадью не менее учетной нормы на каждого члена семьи. Рассматривая заявление о принятии на учет, администрация муниципального района действовала в пределах компетенции, установленной Законом Республики Коми от 6 октября 2005 года N 103-РЗ. Согласно ч. 13 статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ “О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья” уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья. В то же время отказ в принятии граждан на учет законным признать нельзя. В силу статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года N 5242-1 “О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации” регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Конституциями и законами республик в составе Российской Федерации. Придавая определяющее значение регистрации граждан по месту жительства, орган местного самоуправления фактически дал оценку жилищным условиям не молодой семьи, претендующей на получение социальных выплат, а их близких родственников, где каждый из истцов проживал до вступления в брак. Такой подход к рассмотрению представленных документов не основан на законе и делает для истцов невозможным либо крайне затрудняет подтверждение нуждаемости молодой семьи в улучшении жилищных условий, то есть создает препятствия к реализации гражданских прав. Действия районной администрации не согласуются с положениями п. 2 статьи 2 ЖК РФ, согласно которым органы государственной власти и органы местного самоуправления призваны в пределах своих полномочий обеспечивать условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе с использованием бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений. Супруги Тимушевы настаивают, что они не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения. Их доводы в ходе судебного разбирательства проверены судом, в том числе по данным регистрационных органов. В подтверждение жилищных условий истцами представлен договор от 29.10.2009 о безвозмездном пользовании жилым домом № по <адрес>, принадлежащем гражданке ФИО2 Представленные доказательства стороной ответчика не опровергнуты. Необходимые для принятия молодой семьи на учет документы были поданы. С учетом изложенного и в соответствии с положениями статьи 2 Закона Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ “О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья” суд признает доказанным право молодой семьи на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья. При таких обстоятельствах орган местного самоуправления незаконно отказал в постановке молодой семьи на учет ввиду представления документов, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство и приобретение жилья. Руководствуясь статьями 194, 198, 199 ГПК РФ, суд решил: иск Тимушева А.Н. и Тимушевой Т.И. к администрации муниципального района «Усть-Куломский» о признании права на улучшение жилищных условий, об оспаривании решения органа местного самоуправления и принятии на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий удовлетворить в полном объеме. Признать постановление администрации муниципального района «Усть-Куломский» от 16.09.2011 № незаконным. Признать право Тимушева А.Н., Тимушевой Т.И. и несовершеннолетней ФИО3 на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство и приобретение жилья. Обязать администрацию муниципального района «Усть-Куломский» принять молодую семью Тимушевых на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по заявлению Тимушева А.Н. от 12.09.2011. На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба, а прокурором, участвующим в деле, может быть принесено кассационное представление в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий