Дело № 2-474/2011 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Усть-Куломский районный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи С.А.Ефремова, при секретаре Л.И. Першиной, рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Усть-Кулом 22 декабря 2011 года дело по иску Рассыхаевой А.Н., Рассыхаева А.П. и Рассыхаева Е.П. к администрации МР «Усть-Куломский» и администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: Рассыхаева А.Н. и ее сыновья Рассыхаев А.П. и Рассыхаев Е.П., проживающие в <адрес>, обратились в суд с иском к администрации муниципального района и администрации поселения о предоставлении жилого помещения ввиду непригодности для проживания занимаемого ими жилого помещения и признания жилого дома, подлежащим сносу. Заведующий отделом правовой и кадровой работы Романова Н.Л. и главный специалист районной администрации Кочанов А.Н. иск не признали, поскольку такими полномочиями органы местного самоуправления муниципального района более не обладают. Обеспечение граждан, проживающих в поселении, жилыми помещениями относится к вопросам местного значения поселения, в собственность которого передан муниципальный жилищный фонд. Представляя интересы администрации сельского поселения «Усть-Клом», ведущий специалист Юхнина О.С. иск не признала, считая, что местная администрация поселения не может нести ответственность по обеспечению граждан жилыми помещениями, так как не принимала никаких решений в отношении дома и жилого помещения. Заслушав объяснения сторон и их представителей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. В соответствии со статьей 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма. В соответствии со статьей 87 ЖК РФ если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. На основании решения райисполкома от 22.11.1988 № ФИО1 выдан ордер № от 02.12.1988 на семью из 4 человек на право занятия двухкомнатной квартиры №, общей площадью 53,9 кв. метров, с печным отоплением, без водоснабжения, с неканализованной уборной. Согласно статье 51 ЖК РСФСР на основании ордера на жилое помещение заключался в письменной форме договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда. Договор на пользование жилым помещением суду не представлен, но по обстоятельствам дела пользование ведомственным жилым помещением осуществлялось применительно к условиям договора найма. Другие договоры, в том числе договор социального найма, после передачи жилого помещения в муниципальную собственность не заключались. Опасения по поводу технического состояния жилого дома впервые возникли в 2004 году. 26.02.2004 районная межведомственная комиссия по результатам обследования составила акт, фиксируя опасность обрушения отопительных очагов и внутренних стен вследствие разрушения фундамента и гниения нижних венцов деревянных конструкций. На тот момент комиссия пришла к необходимости проведения капитального ремонта здания. При следующем обследовании 21.02.2006 межведомственная комиссия МО «Усть-Куломский» признала 12-квартирный жилой дом непригодным для проживания по тем же причинам и заключила, что он подлежит сносу. В деле представлены акты обследования и соответствующее комиссионное заключение. Решением Совета МР «Усть-Куломский» от 7 декабря 2007 года № VIII-96 была утверждена муниципальная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда» на 2008-2012 годы, предусматривающая мероприятия по переселению из аварийных жилых домов № и № по ул. <адрес>. Исполнителем программы являлась администрация МР «Усть-Куломский», но по акту от 24.11.2008 муниципальное имущество, в том числе объекты жилищного фонда, из собственности муниципального района передано в собственность сельского поселения «Усть-Кулом». Согласно акту от 24.12.2008 в числе других жилых помещений в доме № в собственность сельского поселения передана и квартира №. 25.12.2009 жилое помещение (квартира №) было обследовано межведомственной комиссией, назначенной руководителем администрации сельского поселения «Усть-Кулом». Согласно акту от 25.12.2009 жилое помещение имеет деформацию стен, пола, потолка, печи, оконных и дверных проемов. Существует опасность обрушения вследствие разрушения фундамента, гниения нижних венцов дома, что свидетельствует об исчерпании несущей способности. По заключению межведомственной комиссии от 25.12.2009 помещения квартиры № не пригодны для постоянного проживания. Обследование жилого дома проведено в порядке, предусмотренном Положением, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47. Согласно п. 49 на основании полученного заключения соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Подобных решений в форме постановлений органов местного самоуправления в отношении жилого дома и квартиры, за исключением утверждения программных мероприятий, по делу не установлено. В то же время ответчики спор относительно оснований иска не возбуждают. В силу части 1 статьи 7 ЖК РФ к спорному правоотношению могут быть применены схожие положения статей 86 и 87 ЖК РФ о предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору социального найма. Аналогично этому предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений сформулирован в статье 14 ЖК РФ. Органы местного самоуправления наделены полномочиями, в том числе по признанию в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания и предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда. В соответствии со статьями 14 и 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» названные полномочия осуществляются местной администрацией при решении вопросов местного значения поселения. С учетом компетенции местной администрации поселения, предусмотренной Уставом муниципального образования, подтвержденной другими письменными доказательствами, а также обстоятельств передачи занимаемого жилого помещения в собственность поселения, ответственность по иску о предоставлении жилого помещения по договору социального найма возлагается на администрацию сельского поселения «Усть-Кулом». Руководствуясь статьями 194, 198 и 199 ГПК РФ, суд решил: Иск Рассыхаевой А.Н., Рассыхаева А.П. и Рассыхаева Е.П. к администрации МР «Усть-Куломский» и администрации сельского поселения «Усть-Кулом» о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить в части. Обязать администрацию сельского поселения «Усть-Кулом» предоставить Рассыхаевой А.Н., Рассыхаеву А.П. и Рассыхаеву Е.П. на семью из 3 человек вне очереди благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее установленным требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому и в черте данного населенного пункта. В остальной части иска отказать. Взыскать с администрации сельского поселения «Усть-Кулом» в пользу Рассыхаевой А.Н., Рассыхаева А.П. и Рассыхаева Е.П. возмещение расходов по уплате государственной пошлины в сумме 200 рублей. На решение суда сторонами и другими лицами, участвующими в деле, может быть подана кассационная жалоба в Верховный Суд Республики Коми через районный суд в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме. Председательствующий